В минувшую пятницу, в своей резиденции в Вашингтоне, в присутствии канцлера протоиерея Джона Джиллионса архиепископ Вашингтонский, митрополит всея Америки и Канады Иона, подписал заявление о своей отставке, а на следующий день во время телефонного заседания членов Синода обнародовал свое заявление. Таким образом, пятый предстоятель стал третьим из ныне здравствующих иерархов Православной Церкви в Америке, вслед за митрополитами Феодосием (Лазором) и Германом (Свайко), отправленным в отставку.
Читайте также: Митрополит Иона (Паффхаузен) — полный текст прошения об отставке
Джеймс Паффхаузен, таково мирское имя митрополита Ионы, родился в епископальной семье в Чикаго. Во время обучения в колледже в Сан-Диего познакомился с православием и там же в 1978 году, уже студентом университета, принял крещение в храме Казанской иконы Божией Матери, находящемся под омофором Московского Патриархата.
Спустя много лет, уже в сане митрополита, в интервью журналу The Tribune он признается, что «принял православие интуитивно, по зову сердца». Узнав об этом, семья пришла в ужас.
Работая в России над докторской диссертацией и в журнале «Русский паломник», Джеймс знакомится с монашеством и решает посвятить себя иноческой жизни. Скорее всего, и это решение из тех, что «по зову сердца».
Вкусив иноческой жизни на Валааме и обретя духовного отца в лице настоятеля архимандрита Панкратия, иеромонах Иона по возвращении в Америку займется устройством монастырей и миссий, мало знакомых для американской церковной действительности мест православного подвига — от Северной Калифорнии до Гавайских островов.
Возможно, к тому периоду относятся вот эти мысли монаха: «Я понял, что мне совсем не важна денежная должность и власть. Я рос этаким управленцем, как мой отец и дед. Но однажды я понял, что все это – пустота».
Весной 2008 года иеромонах Иона был возведен в сан архимандрита и за послушание покинул монастырь. Сначала ради возложенных на него обязанностей викарного епископа и канцлера епархии Юга, а затем и предстоятеля 400-тысячной православной юрисдикции США.
На молодого митрополита возлагала надежды консервативная часть православных американцев, выступаюших за сохранение семейных ценностей, против абортов и сексуальных злоупотреблений.
При митрополите Ионе, на праздник Курско-Коренной иконы Божией Матери, в Знаменском соборе Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви состоялось первое за многие десятилетия совместное служение предстоятелей, иерархов и духовенства ПЦА, РПЦЗ и Московского Патриархата. Всего служивших было более 50 человек. А полугодом ранее совместное их служение прошло в Свято-Николаевском Патриаршем соборе Нью-Йорка.
Но были и промахи в управлении, проблемы административного характера, трения с Синодом и канцелярией, в которых всем приходилось нелегко. Все это митрополит уместил в двух компьютерных строчках письма об отставке: «Я давно уже понял, что ни моя личность, ни мой характер совсем не подходят для того, чтобы занимать пост предстоятеля, той должности, к которой я не стремился и которой не искал».
«Уходили» митрополита долго и жестоко. Великим постом прошлого года митрополит был отправлен в клинику на освидетельствование, а затем – в сорокадневный отпуск – «для размышлений». А на днях его «обвинили» в мягкотелости. «Представьте себе такой пример: митрополиту говорят, что если он прямо сейчас не напишет заявление об уходе, ему не подпишут чек на зарплату. И представьте митрополита, который подписывает письмо!»
Это запись на одном из американских форумов появилась в эти самые два дня ожидания – с вечера пятницы до воскресенья, когда сайт ПЦА разместил официальную информацию об отставке предстоятеля. Обвиняли митрополита и в лояльности Москве.
Последним приходом, который митрополит Иона посетил незадолго до своей отставки, был антиохийский приход Святого Креста в местечке Линтикум в штате Мэриленд. В дар храму он привез святые мощи святителя Тихона и великомученицы Елизаветы, был в хорошем настроении, долго общался за трапезой с настоятелем, прихожанами, молодежью.
* * *
…Под заголовком «Митрополита Иону выгнали» известный журналист Род Дриер пишет, что американские синодалы «не понимают, что, вполне вероятно, этим своим поступком они подписали смертный приговор самой Церкви».
Православная Церковь в Америке возникла в 1970 году, когда Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке Московским Патриархатом был дарован Томос об Автокефалии. Дарован на волне активности таких стоявших в ее авангарде харизматических личностей, как протопресвитеры Александр Шмеман и Иоанн Мейендорф. Им и их единомышленникам Американская автокефальная Церковь виделась как основа будущей всеамериканской Поместной Церкви, оплот православия в американском протестантско-католическом мире.
Автокефалию новой Церкви изначально не признал Константинопольский Патриархат (поговаривают, правда, о нежелании Константинополя уступать своей влияние в Америке). Но многие в США и сегодня убеждены, что американская автокефалия преждевременна и спорна, что Американская Церковь еще так молода, что «сама нуждается в присмотре», и, среди слабых ее сторон, называют: отсутствие должного послушания священноначалию, отсутствие традиции монашества и такого важного компонента, как христианское мученичество, не говоря уже о том, что после дарования ей автокефалии, в ПЦА были утеряны многие традиции русской церкви.
Еще больше подорвал ее авторитет кризис, связанный с обнародованием фактов финансовых злоупотреблений, результатом которого стали отставки сначала главы ПЦА митрополита Феодосия в 2002 году, а потом и его преемника митрополита Германа – в 2008-м.
Митрополит Иона в скандалах и финансовых злоупотреблениях замечен не был. В своем письме он попросил прощения за свои ошибки и промахи, и обратился к членам Синода с просьбой, «учитывая его материальное положение» и необходимость материально поддерживать престарелых родителей и сестру, дать ему возможность занять одну из епископских кафедр.
По окончании телефонного совещания членов Синода ПЦА, состоявшегося 9 июля, было распространено заявление о временном разделе обязанностей бывшего предстоятеля: старший по хиротонии иерарх архиепископ Детройтский Нафанаил (Попп) стал временным управляющим Православной Церковью в Америке, имя которого до назначения нового предстоятеля будет возноситься за литургией; временным управляющим ПЦА назначен епископ Нью-Йорка и Нью-Джерси Михаил (Дахулич); самый младший по хиротонии епископ Александр (Голицын) временно возглавил Вашингтонскую кафедру.
Митрополит Иона сохранит титул митрополита и «бывшего архиепископа Вашингтонского, митрополита всея Америки и Канады».
Татьяна Веселкина, Нью-Йорк, специально для портала «Правмир».
Фото Анатолия Данилова
Читайте также: