Недавно прошли торжества, посвященные 1025-летию Крещения Руси, привлекшие огромное внимание в мире. На фоне этой большой исторической даты скромнее выглядит первая годовщина деятельности Ставропольской митрополии, создание которой стало, однако, весьма важной вехой в жизни современного православного сообщества на Северном Кавказе. Об этом и других актуальных вопросах наша беседа с митрополитом Ставропольским и Невинномысским Кириллом.
– Ваше высокопреосвященство, немногим более года назад была учреждена Ставропольская митрополия, а Вы возведены в сан митрополита. Как прожит этот год в новом статусе? Какие главные вопросы приходилось решать?
— Хотел бы еще раз напомнить о целях, которые ставит священноначалие нашей церкви при создании митрополий и увеличении числа епархий, разделении крупных епархий на малые. Главная задача архиерея – дойти до каждого человека, прежде всего до каждого священника. Это касается, конечно, и Ставропольской митрополии. Ваш вопрос нужно в первую очередь адресовать, наверное, людям, здесь живущим: насколько им стало более комфортно духовно, насколько близки стали к ним архиереи. Думаю, если спросить сегодня любого жителя Георгиевска, ближе ли стал к ним архиерей, они ответят: намного ближе. Понятно, что в прежних границах большой епархии я смог бы разве что максимум раз в год туда приехать, а сейчас там находится кафедра архиерея Георгиевского и Прасковейского. У владыки гораздо больше возможностей принимать порой быстрые, оперативные решения. Я очень порадовался тому, что в числе первых шагов епископа Гедеона стало открытие православного детского лагеря, где за лето отдохнут 250 детей. Это замечательное начало для владыки! Через пять лет этим ребятам будет по 12-15 лет, через десять они станут взрослыми юношами и девушками, и общение со священнослужителями станет очень полезным для их воспитания. Кроме того, владыка Гедеон за год объехал всю епархию, в ряде мест побывал не по одному разу, освящает храмы, открывает новые приходы… Для более активного общения с паствой и создавались митрополия и новые епархии. В Пятигорской и Черкесской епархии, мы знаем, владыка Феофилакт тоже с самого начала горячо взялся за работу, там проводится масса интересных мероприятий – крестные ходы, строительство новых храмов, разные общественные акции. Очень плотно работает епископ Феофилакт с полпредством президента в СКФО, это, впрочем, и моя работа как митрополита. Так сложилось, что губернатор края находится в Ставрополе, а полпред в Пятигорске, и каждодневное представительство церкви в лице владыки Феофилакта очень полезно.
– А поскольку территория края воспринимается единой, нужны объединяющие все епархии шаги… Сегодня, очевидно, координированная деятельность уже выстроена, взаимоотношения сложились?
— Совершенно верно. Во-первых, у нас общий календарь: есть главные даты в жизни каждой епархии, в которых участвуют все. Например, в этом году в Ставрополе для участия в Свято-Игнатиевских чтениях съехались архиереи митрополии, а также владыка Варлаам из Махачкалы и владыка Роман из Якутска (который в свое время здесь трудился проректором семинарии). Затем владыка Гедеон провел выпуск в нашей духовной семинарии, когда я как ректор не мог присутствовать. Вместе провели мы замечательный форум Северо-Кавказского отделения Всемирного русского собора, который будет теперь ежегодным. Все это объединяет. А далее жизнь еще подскажет, какие события потребуют собраться. При этом каждый архиерей обладает полнотой власти на вверенной территории – открывать храмы, рукополагать священников, наблюдать за их деятельностью. Собственно, епархия – это малая церковь, а таких малых церквей сегодня в РПЦ стало намного больше – создано свыше 60 новых епархий. Выросли молодые епископы. Это уникальное время для нашей церкви. Уверен, правильное, свое-временное, может быть, единственное по масштабу решение было принято нашим патриархом и Священным синодом. Такой крупной реформы не было едва ли не со времен Ивана Грозного! Границы многих епархий существовали сотни лет. А в юбилейный год особенно важно приблизиться к людям, приблизить к народу слова евангельской истины, заповеди Христовы. Ведь, несмотря на большое количество прихожан в наших храмах, рост числа самих храмов, мы знаем, как много еще бездуховности и зла в нашем обществе.
Несколько слов о проблемах. Катастрофически не хватает средств. Все, что мы имеем, поступает от прихожан, наших благотворителей. А в условиях продолжающегося в мире экономического кризиса потенциальные спонсоры придерживают свои средства, что не может не влиять на деятельность церкви. Если приходу еще по силам содержать священника, то построить новый храм или открыть гимназию, на которую потребуются сотни миллионов рублей, мы не в состоянии. С появлением законов о финансировании социально ориентированных некоммерческих организаций, куда входят и религиозные, ситуация может измениться, но, поверьте, это пока крохи. Вторая проблема – помещения. За 25 лет мы очень выросли, однако весьма ограничены в площадях. Лишь в начале 90-х годов церкви были переданы кое-какие помещения, потом этот процесс замедлился, сегодня вообще очень тяжело идет возвращение законных церковных зданий. А у нас, например, православная гимназия в Ставрополе остается только начальной, далее мы выпускаем из нее ребят в обычные светские школы, ничего не хочу сказать о них плохого, однако процесс православного образования этих детей остается незавершенным.
– В начале 2013 года Вы говорили о необходимости выделить в качестве приоритетных направлений возрождение Иоанно-Мариинской обители в Ставрополе и работу Ставропольской духовной семинарии. Удалось ли реализовать задуманное?
— Настроение наше не изменилось: чрезвычайно важной задачей остается сделать истинным духовным центром региона Иоанно-Мариинскую обитель, как и совершенствовать деятельность нашей духовной школы. Но и тут все упирается в средства и помещения. За несколько последних лет церкви так и не передано ни одного даже самого плохонького здания на территории монастыря.
– Хотя на словах вроде бы все соглашаются…
— Да, и даже закон есть. Но для того чтобы выселить психиатрическую больницу, нужно для нее построить новые корпуса или найти какие-то иные. Пока вопрос не решается. Тем временем жизнь обители развивается, приходят новые послушницы, несколько из них пострижены в монахини. Паломники из разных мест очень любят посещать обитель, на богослужениях в маленьком храме руку нельзя вытянуть, так плотно набивается народу. Это моя огромная забота. Архитектору епархии поручено готовить генеральный план будущей обители, надеюсь, вопрос сдвинется к концу этого либо к началу следующего года, когда в бюджете края могут быть заложены параметры для строительства новых помещений больницы, и церкви вернут старые здания.
В духовной семинарии свои проблемы. Нынче у нас побывала комиссия учебного комитета Московской патриархии, были даны рекомендации по переходу на европейские стандарты образования. Пока у вуза, имеющего государственную лицензию, остается определенный ряд вопросов, требующих решения. Но и здесь главный – новые помещения для факультетов и кафедр, развитие библиотеки. Правда, семинарию финансово поддерживают Пятигорская и Георгиевская епархия, поскольку кадры готовятся и для этих территорий, более того – для всего Кавказа. Неоднократно мы обращались к губернатору края по поводу дополнительных помещений, в частности, передаче семинарии пустующего здания Министерства обороны на ул. Морозова, 17, но и этот процесс заморожен. А нехватка помещений сказывается на статусе учебного заведения. Быть может, нам нужно побороться за наше историческое здание…
– Не могу не задать Вам как руководителю Синодального отдела вопрос о сегодняшней работе с казачеством: в чем Вы видите его главные задачи и проблемы? Какой бы помощи со стороны власти и общества пожелали?
— Хочется остановиться на некоторых акцентах и тенденциях. С одной стороны, казачество становится все более серьезным фактором нашей жизни, активно предлагает свое служение государству. На Кубани уже 1300 казаков несут службу наравне с полицией, пошли такие процессы и на Ставрополье. С другой стороны, казачество пока еще, к сожалению, не готово к принятию ответственных полномочий. Об этом говорят печальные случаи сепаратизма внутри казачества. Вот почему, если сами казаки говорят, что казачество уже возродилось, я отвечаю им: еще далеко до окончательного возрождения! Мы только в начале пути. Когда сжигают городок геологов на Хопре, при всей противоречивости проекта разработки никелевого месторождения и угрозе уничтожения природных ресурсов исконных казачьих земель, с такими методами протеста согласиться нельзя. Не во всем правы порой и наши терские казаки, в том числе атаманы.
– Наверное, не так просто встраиваться казачеству в современный уклад…
— Совершенно верно. Я советую им глубже изучить законы государства, в котором живут, нравятся они кому-то или нет. Но еще важнее то, что далеко пока до духовного возрождения казачества! Настоящий духовный казак – ратник, всецело отдающийся служению Отечеству. А бездуховный казак часто – бунтарь и разбойник. В истории России этого было достаточно. Почему матушка Екатерина переселила казаков из Запорожской Сечи? Потому что они за денежки служили турецкому султану или польскому королю против единоверных братьев. И какая там была духовность, какая вера? Одно название. Поэтому еще очень много нужно прошагать казачеству по пути возрождения, надеюсь, эти шаги оно сделает вместе с церковью, прививая детям подлинные казачьи традиции, а не надуманные. Само же присутствие казачества очень важно для нашего края.
– Вы недавно посещали ряд российских областей, где оно тоже развивается.
— Да, довелось встречаться с казаками в Тамбове и Нижнем Новгороде. У них свои этапы развития, более скромные по масштабам. В целом же, надеюсь, казачество, духовно встав на ноги, обязательно будет замечательным инструментом служения Отечеству и людям.
– В этом году мы отмечаем 1025-летие Крещения Руси. На Ваш взгляд, владыка, как должен современный россиянин рассматривать этот рубеж? Что он может значить для поколения, выросшего в век новейших технологий и озабоченного обретением материальной стабильности и благополучия?
— В этом юбилее можно обозначить две даты – собственно 1000-летие Крещения Руси и 25-летие ее нового Крещения. В первом тысячелетии произошел огромный рост империи, основой которой было православие, позволившее народу создать такое сильное государство. Вторая дата – еще один невероятный взлет церкви. Коему предшествовало ужасное падение в ХХ веке. Казалось бы, в мощной империи не было никаких оснований для подобного разрушения, уже в начале ХХ века были даны определенные свободы, признано равенство религий, и вдруг во внешне сильном государстве что-то подломилось внутри. И наоборот, с 90-х годов, именуемых сегодня, извините, бандитскими, церковь невероятными темпами предстала вновь в своем величии и красоте. Хотя в абсолютных цифрах картина еще не до конца полная. На территории Российской Федерации сегодня служат всего 13 тысяч православных священников.
– А кажется, больше… Потому, наверное, что заметны, всегда на виду.
— Церковь каждодневно обращается к обществу, к большому количеству граждан. А священники, как правило, общественно активные люди. Это замечают даже враги церкви, устроившие против нее в прошлом году такую вакханалию…
Праздник 1025-летия Крещения Руси – это радость возрождения. Ведь всего четверть века назад на всем Кавказе, включая Азербайджан, было 85 православных приходов (без Грузии, где своя, отдельная церковь). Сегодня их уже около 500. В целом по стране увеличилось их число как минимум в десять раз. Из одной Ставропольской и Бакинской возникло шесть епархий, построены величественные соборы в центрах национальных республик – Черкесске, Владикавказе, Нальчике. Все это свидетельствует: православная церковь реально развивается на Кавказе. А Кавказ всегда был христианским, с прихода первых апостолов и появления первых епархий. Ситуация поменялась с вторжением Тамерлана, уничтожившего все христианское на Кавказе, даже самые недоступные храмы и монастыри. От этого страшного удара церковь оправилась только через века.
Чем славен юбилей Крещения Руси для нашего современника? Всем нам нужно смотреть в историю, брать из прошлого все полезное в настоящем и будущем. Только так будет сильным народ, крепким государство. Главным фундаментом великой империи, повторю, было христианство. Если народы наши сегодня это поймут, то обратятся к веками проверенным ценностям, будут ими дорожить. А если, как в Западной Европе и США, захлестнут сердца людей потребительство, погоня за наживой, будет большая беда. Мы уже видим, что наш народ вымирает, смертей больше, чем рождений… Вот самый главный страшный показатель. Весь народ должен задуматься, с чем идет в будущее, хочет ли он, чтобы на его внуках и правнуках закрылась история России… Один из главных вопросов, на который нужно ответить каждому. Поэтому мы выбираем православие – религию любви, братолюбия, созидания, религию вечной жизни с Богом.
– Уважаемый владыка, скоро ожидается и Ваш личный юбилей — 50 лет со дня рождения. Заранее поздравлять у нас в народе не принято, поэтому, если можно, позвольте полюбопытствовать: а как архиереи встречают такие даты?
— Отмечают лишь потому, что люди поздравляют. Буду в эти дни со своей паствой в Ставрополе, проведу Божественную литургию и молебен, чтобы благодарить Бога за то, что дал жизнь, дал возможность потрудиться. И чтобы Господь простил случившиеся немощи и грехи. Ну и раз принято поздравлять, буду принимать поздравления. У меня много родственников, которые хотели бы приехать разделить со мной эту дату. Много друзей, близких людей в тех местах, где я служил, конечно, есть такие и в Ставрополе. Поэтому службой, молитвой в Казанском соборе встречу этот день, тем более что день моего рождения – день Почаевской иконы Божией Матери. Очень люблю все праздники Богородицы, стараюсь в эти дни по возможности совершать службы.
– Архиерею, наверное, важнее день его духовного рождения?
— Да, день тезоименитства для каждого православного является, может быть, даже более знаменательным, чем день рождения. Многие люди, к сожалению, за целую жизнь не становятся духовными. А ведь духовное рождение является замечательным дополнением к телесному, ибо каждый предстанет пред Богом и телесно, и духовно.