— В своем рассказе про старца Порфирия в книге “Открытое сердце Церкви” вы рассказывали про знакомого католика-монаха, который жил у вас на Афоне. И при этом несколько лет назад, когда на Кипр должен был приехать Римский папа, Вы высказались против этого визита, а когда он все-таки приехал – отказались с ним встречаться. Где грань в отношении к инославным христианам? На что нужно ориентироваться?
— Как христиане мы должны любить и уважать всех людей. Но мы не обязаны верить как они. У нас есть собственная вера и догматы, в которые мы не будем вносить изменения.
Я буду давать любовь любому человеку как образу Божиему. Я ничего не имею против папы. Но на Кипр он приехал не просто как человек. Он сам это сказал, спустившись с трапа самолета: я приехал на Кипр как преемник апостола Петра. Мы знаем, что это значит: папа считает, что он представитель Христа в мире, что он главный епископ всего мира, что он является устами Христа, а главное – он непогрешим. С таким папой я не хочу встречаться.
Если он придет ко мне в епархию — я его угощу, поселю, я ему все дам. Человека в нем я люблю. Но я не верю, что он непогрешим, что он епископ и что он представитель Христа. Я считаю, что Ватикан является причиной огромных проблем в мире, потому что папизм выгнал Христа из сердец людей.
Расскажу вам одну смешную историю. На Святой Горе мы с любовью принимали одного католического монаха — я его провожал к старцам. Когда он был на Афоне, умер папа Иоанн Павел I, и наш гость очень расстроился. Чтобы как-то его утешить, я взял его с собой к старцу Паисию. Старец стал его успокаивать: «Что ты хочешь: папа был человеком». Католический монах отвечал: «Да, но папа был очень хорошим человеком. Помолитесь, чтобы и следующий папа был хорошим». Старец сказал: «Не переживай: какой бы папа ни был избран, он будет “непогрешим”».
— В этом году юбилеи трех великих подвижников: 90 лет старцу Паисию, 700 лет преподобному Сергию Радонежскому, 300 лет равноапостольному Косме Этолийскому. На Афоне в кельях греческих монахов можно увидеть иконы преподобного Сергия, а в России пройдет конференция, посвященная старцу Паисию и святому Косме. Что вы можете сказать о вселенском характере Православия?
— С раннего детства я читал житие преподобного Сергия Радонежского. Мы в Греции и на Кипре получаем огромную пользу, читая жития святых древней Руси и новомучеников.
Преподобного Сергия Радонежского, так же, как и Серафима Саровского, мы очень почитаем и любим. Мы чувствуем, что он наш отец. Он отец Церкви. Эти святые принадлежат Вселенскому Православию, которое противоположно светскому глобализму.
Также и Косма Этолийский – отец всех нас. Этот святой много говорил о важности образования. Именно благодаря его деятельности Балканы избежали исламизации. Святой строил школы, а затем и храмы.
Косма Этолийский был мудрым человеком и отцом народа.
Святые – отцы каждого из нас. Мы должны постараться стать их учениками и достойными детьми.
— Как не обмануть самого себя, пытаясь соединиться со Христом?
— Мы не должны смотреть на это как на что-то сложное. Наоборот — как на что-то простое. Приведу пример из Ветхого Завета: когда евреи по повелению Божию хотели захватить Иерихон, они послали разведчиков. Разведчики доложили, что очень трудно будет захватить этот город: крепкие стены, отличная и огромная армия. И евреи испугались. Бог разгневался: «Вы думаете, что своим оружием захватите город? Нет, Моим именем захватите город». Тогда, взывая к Богу, евреи семь раз обошли город и все стены разрушились. Так они захватили Иерихон.
Так же и в духовной жизни: нельзя уповать только на свои силы. Мы не сначала исцеляемся, а потом идем к врачу, но наоборот! Не переживайте! Идите в лечебницу, и врач вас исцелит.
Имейте доверие Богу. Он не сделал нашу жизнь сложной, он сделал ее легкой. Старец Паисий в таких случаях напоминал: «Христос — это воздух, не делай из него углекислого газа».
— У святителя Николая Сербского (Велимировича) есть выражение о богословском модернизме. Это когда высказываются в таком духе, что жития святых это сказка, а не правда, а писания отцов – во многом ошибочны, и даже Евангелие было искажено Церковью. Что Вы об этом думаете?
— Не все труды святителя Николая Сербского были переведены на греческий, но я понял ваш вопрос. Я познакомился со старцем Паисием, когда мне было 19 лет, и, конечно, у меня было много вопросов. Но после того, как я прожил со старцем бок о бок 16 лет, я понял, что все, что написано в Евангелии и житиях святых – правда.
У меня нет никаких сомнений.
Святые являются доказательством Евангелия. Зачем мне сомневаться, совершал ли Христос чудеса, описанные в Евангелии, если я каждый день их наблюдал на Афоне?
Один раз на Святую гору в гости к старцу Паисию приехал университетский преподаватель, атеист. Они сели поговорить со старцем. Ученый говорил, что не верит в Бога, потому что преподает физику, а «его наука не помогает вере».
«Даже у ящерицы мозгов больше, чем у тебя», — ответил ему старец Паисий. Он поманил к себе одну из ящериц, которые ползали вокруг (в нашем климате их много), и спросил ее: «Есть ли Бог»? И вдруг ящерица поднялась на задние лапки и утвердительно покивала головой — это видели все вокруг.
Если в сегодняшние дни происходят такие вещи, то почему они не могли произойти вчера? Без святых Евангелие не могло бы иметь доказательств. Церковь все время рождает святых: и раньше, и сейчас, и завтра.