— Владыка, пользуетесь ли Вы Интернетом, как часто и с какой целью?
— Да, пользуюсь. Просматриваю в основном новостные, аналитические сайты. В соцсетях не присутствую, и рад этому. Если в дальнейшем я буду говорить что-то обличающее об интернет-зависимости, это в первую очередь будет относиться ко мне самому. Я тоже замечаю, что порой увлекаюсь, и рука автоматически ищет планшет для того, чтобы залезть в Интернет. Но, слава Богу, Господь милует, и в последнее время я стал меньше им пользоваться. Отмечаю это с большим удовольствием.
В какой-то мере это естественный процесс: за некоторое время до этого я так же практически полностью перестал смотреть телевидение. Можно по пальцам пересчитать, сколько раз за последние несколько лет я смотрел какие-то новостные программы. Но дело еще и в том, что приходит понимание: Интернет и все, что в нем есть, — это пропаганда. Причем это может быть как профессиональная пропаганда, которой занимаются специальные центры, используя новейшие методики, так и изготовленная, что называется, на коленке, кустарным способом. Но все равно пропаганда остается пропагандой. События последнего года высветили это предельно ярко. «На войне как на войне», и если раньше тому, что публиковалось в СМИ, пытались придавать черты хоть какой-то объективности, отражения разных точек зрения, поиска истины, то сейчас технологии, которые используются в сетевых войнах, очевидны до неприличия. Думаю, что у многих людей это чувство есть, и оно поможет им более трезво относиться к Интернету.
— Сегодня люди в возрасте прикованы к телевизору, а те, кто помоложе, — к Сети, они буквально засыпают и просыпаются с гаджетами в руках.
Жизнь в информационном обществе — оказывает ли она принципиальное влияние на внутреннюю, духовную жизнь человека? Может быть, даже стоит сказать: оставляет ли она возможности для внутренней жизни, для сосредоточенности?
— И да и нет. Все зависит о того, как человек относится к тому, чем он пользуется. Главное, по слову апостола Павла, чтобы ничто не обладало нами: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6, 12).
Действительно, если всерьез, всем сердцем переживать все то, что ты видишь и слышишь в «виртуальной» реальности, созданной СМИ и Сетью, то, конечно, не только от духовной, но и от обычной, настоящей, «внешней» жизни ничего не остается: человек просто теряет здравое отношение к действительности. Мы видим рядом с собой множество примеров того, как люди практически переселяются в тот «иной» мир, где находятся большую часть своего времени.
Но все же я должен подчеркнуть: нет ничего такого, что способно подействовать на душу человека извне с неотвратимой силой. Выбор всегда за самим человеком, все зависит от него. Он может активно пользоваться Интернетом и оставаться живым, чувствующим, думающим — нормальным. А может в виртуальном мире утонуть. Все зависит от того, какие ценности есть у человека, чем он живет, что является наполнением его жизни.
Мне кажется, нашему поколению проще противостоять этому натиску. Мы познакомились с тем же Интернетом, будучи уже взрослыми, сформировавшимися людьми. Но я, честно говоря, с опаской смотрю на молодежь, которая не расстается с компьютером с самого нежного возраста, — сначала игры, потом соцсети… Получится ли у них правильно выстроить свою реальную жизнь? Смогут ли они поставить жизнь виртуальную на подобающее ей место? Мои наблюдения за молодыми людьми, которые выросли в обнимку с гаджетами, не внушают мне большого оптимизма.
Хотя, повторю, все зависит от самого человека, а он способен преодолевать многие сложности в своей жизни. Если он получил правильное воспитание — семейное, церковное — и если у него есть навык внимательной внутренней жизни, ему будет гораздо легче.
— А вообще, труднее ли сегодня человеку услышать Бога, голос своей совести?
— Когда человек сам засыпает свою совесть, этот колодец, по выражению аввы Дорофея [1], песком суеты, беготни и развлечений, ему становится все труднее и труднее услышать этот голос. Тут неважно, какого рода этот «песок»: погружение ли это в Интернет или в обычные повседневные дела, которым человек отдает себя полностью. Сегодня люди живут в большинстве своем абсолютно рассеянной жизнью.
— Люди привыкли доверять СМИ. Но сегодня никто не несет ответственности за недостоверную информацию. Бывает, что к обеду приходит опровержение новости, которая была напечатана утром, взбудоражила всех, вызвала настоящую бурю в Сетях. Не говоря уже о лжи, о сознательных манипуляциях, о «позициях сторон» — это когда в разных изданиях можно прочесть противоположную трактовку одних и тех же событий.
Как же быть читателю, потребителю информации? Можно ли развить в себе умение различать фальшивки? Или главное — просто не торопиться с оценками?
— Прежде всего, конечно, никогда не надо торопиться с оценками. Сегодня Интернет — настоящее поле боя, где разворачиваются информационные битвы, сопоставимые с великими сражениями древности. Не каждый отдает себе в этом отчет. Сразу верить тому, что написано, я бы поостерегся. Люди часто совершенно безответственно относятся к своим словам. Сегодня, к сожалению, это относится и к журналистам, которые обязаны проверять источники информации, а уж в личных блогах кто что хочет, то и говорит. Неважно, касается это жизни отдельных людей, их действительных или мнимых грехов или действий государственных органов и политических групп. Поэтому сразу же становиться на чью-то сторону или чем-то возмущаться я бы не советовал.
— В числе главных христианских добродетелей всегда были трезвение, хранение чувств. В чем они должны проявляться в наше время и как можно их в себе воспитать?
— И сегодня, как и тысячу лет назад, трезвение проявляется во внимательности к себе, а не к другим. В том числе в неспешности наших оценок — людей, которые нас окружают, событий, которые происходят. В воспитании в себе некоей эмоциональной и ментальной аскезы, если можно так выразиться.
Как этого достичь? Только долгим трудом. Добродетель трезвения, может быть, даже в большей степени, чем какая бы то ни было другая, воспитывается навыком, постоянным приучением себя к взвешенным, трезвым оценкам и, главное, памятованием о Боге.
— На нашу жизнь сегодня оказывают огромное влияние социальные Сети, где мы можем обмениваться информацией и мнениями с большим количеством людей. Но именно в соцсетях с невиданной скоростью распространяются паника, нервозность, агрессия. Бывает, что после такого общения состояние человека можно описать только словами известного революционного гимна: «Кипит наш разум возмущенный»… Вот это состояние «кипения», взбудораженности с точки зрения духовной жизни — оно греховно? Знакома ли была эта страсть святым отцам и какое название она имеет в православной аскетике?
— Думаю, что эта страсть — гнев, слепой, поспешный, который всегда присутствовал в жизни человека. Здесь можно вспомнить даже совет из ветхозаветной книги: Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых (Еккл. 7, 9). И вот как раз противоположностью ему и средством, которое может победить такие состояния, является трезвение. Если у человека есть навык ко всему относиться трезво, он не будет поддаваться панике, нервозности. Вообще, конечно, даже безотносительно к ситуации, в которой мы находимся в связи с украинскими проблемами, такое общение в соцсетях — большое испытание для современного человека.
— Те злоба и агрессия, которые мы часто видим в комментариях и соцсетях — есть ли шанс, что они останутся только «на бумаге» (на мониторе)? Или они неизбежно выплескиваются вовне, в нашу жизнь?
— Все это именно выплескивается в обычную жизнь. Посмотрите на то, что происходит в мире! Ведь не секрет, что «майданы», «тахриры» и тому подобные вещи во многом провоцируются и организуются соцсетями. Но, даже не касаясь таких глобальных событий, сколько этого зла выплескивается в отношениях между людьми? Сколько людей ссорятся, ругаются, убивают друг друга и самих себя?
Вот это переползание из одного стресса в другой, из сильного — в еще более сильный расшатывает человеческую психику, душу, волю, и человек становится больным. Мы знаем о том огромном, совершенно безумном количестве суицидов, которые сегодня ежедневно совершаются во всем мире — и у нас, и за рубежом. Интересно, кто-нибудь анализировал, сколько из них вызвано этой истерикой в соцсетях? Наверное, никто не исследовал, но думаю, что очень большое количество самоубийств по-разному, но связано с Интернетом. По крайней мере, достаточно большое для того, чтобы начинать думать и говорить об этой проблеме.
Я думаю, что человечество найдет противоядие, выработает в себе иммунитет, научится пользоваться этими вещами, понимать их истинную цену. Но безумно жалко тех людей, особенно молодых, которые сломаются и будут просто индоктринированы всем тем безумием, которое есть сегодня в Интернете. К сожалению, гибнет и погибнет — и в духовном, и в душевном отношении, и в прямом смысле — еще очень много людей.
— Мало кто сомневается, что в последние месяцы мы живем в условиях информационной войны. И хотя «средствами массового поражения» выступают электронные СМИ, вред, который наносится людям, отнюдь не виртуальный. Раскол прошел не только между народами, но и между родителями и детьми, супругами, между людьми, которые еще вчера считали себя лучшими друзьями. Возможно ли будет уврачевать этот раскол, эту возникшую вражду? Как? Сколько времени на это понадобится?
— Это очень печальный и сложный вопрос. Действительно, произошел раскол, и мы видим массу свидетельств того, как родители, дети, кровные братья и сестры встали по разные стороны баррикад. Это трагичный результат информационной войны. Можно ли его преодолеть — не знаю. Мы ведь не знаем, чем вообще закончится то, что происходит сегодня [2]. Необходимо будет как-то расчистить эти информационные завалы. Мне трудно это себе представить. Но у Бога все возможно.
— Сегодня часто можно прочитать, в том числе в блогах православных христиан: «Мне стыдно за свою страну», «Мне стыдно за свою Церковь» и т. д. Имеет ли такой «стыд» отношение к христианству?
— Каждый из нас имеет право стыдиться только за самого себя. Всё! Ни за Церковь, ни за страну, ни за людей, будь они нам близки или далеки. Это не наша обязанность и не наше право. Нам надо стыдиться собственных дурных поступков, бороться с ними, делать все, чтобы вырвать их из своего сердца. Вот это христианское делание. А стыдиться чужих грехов — занятие бесполезное, душевредное и никому не нужное.
— Опишу очень распространенную ситуацию. Человек приходит с работы уставший и, для того чтобы отдохнуть, садится перед телевизором или «зависает» в Интернете. Но получается, что он не отдыхает физически, а устает еще больше и при этом чувствует еще и душевное опустошение, душевную усталость. Почему так происходит? Этому часто поддаются даже люди церковные, зная, что после общения в Интернете практически невозможно исполнить молитвенное правило…
— Слаб человек. Вы описали ситуацию, когда влечение или навык превращаются в страсть, а любая страсть захватывает и обессиливает человека. Например, если он пьет или курит, он все прекрасно знает и понимает, он расскажет вам, в чем вред и как бросать, — а сам при этом удержаться не может. Так и здесь. Но надо бороться, и бороться крепко. Не ждать, когда само собой не захочется лезть в Интернет, а останавливать себя.
Для того чтобы преодолеть любую страсть, нужна большая сила воли. Вот как человек на диете сидит? Хочется, а нельзя. Так и здесь: должна быть такая же диета, только информационная.
А верующему человеку, конечно, нужно устраивать свою жизнь таким образом, чтобы исполнение молитвенного правила и чтение Священного Писания всегда стояли на первом месте. Например, проснувшись, не бежать куда-то, не приступать к делам, а сначала молитву прочитать. И вечером тоже обязательно помолиться, не откладывая правило напоследок. Есть такой хороший совет: даже если человек ложится поздно — в полночь, в час ночи, нужно молиться пораньше, не дожидаясь, когда ты свалишься от усталости. Скажем, прочитать правило после ужина, в 8–9 часов вечера, а потом доделывать свои дела, оставив напоследок несколько последних молитв.
В любом случае, если человек выстроит свою жизнь так, что духовное будет у него на первом месте, ему будет гораздо легче бороться с какими-то пристрастиями, потому что Господь будет подавать ему Свою помощь.
— В наше время, особенно во время постов, священники подчеркивают, что очень важно ограничить себя в пользовании Интернетом, социальным Сетями. И все же вряд ли сегодня мы вообще сможем обойтись без Интернета — ведь надо же быть в курсе? Оттого, что я не зайду в Интернет и не узнаю о тех или иных горьких и печальных событиях, они не исчезнут сами собой. И при этом я не могу их не оценивать тем или иным образом. Происходящее часто вызывает скорбь, гнев, иногда раздражение, злобу, уныние. Как с этим справиться?
— Я тоже всегда призываю к этому — во время поста нужно ограничивать себя в получении информации. Лично мне помогает такая мысль: если случится что-то чрезвычайное, я об этом в любом случае узнаю. А вот все эти мелочи — кто там в очередной раз с кем встретился, кто кому позвонил и что сказал — ну не узнаю я этого, и слава Богу. Это ничего не изменит.
Поэтому особенно постом надо стараться воздерживаться от пребывания в Интернете так же, как от развлечений, телевидения, фильмов и других подобных вещей. Если есть свободное время, лучше посвятить его Богу, помолиться, почитать кафизму. Даже какой-то христианский фильм посмотреть или хорошую книгу прочитать гораздо лучше и душеполезнее. И не придется потом искать способов, как справиться с гневом, раздражением, злобой или унынием.
— И в завершение беседы, Владыка, — Ваш совет. Есть ли какие-то основные «правила духовной безопасности» в информационном пространстве?
— Один умный человек сказал однажды: в сегодняшнем информационном мире выживет и сохранится тот, кто сможет оградить себя от ненужной информации. Я с этим согласен.
[1] «Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое: сие называется совестью, а она есть естественный закон. Это те кладези, которые, как толкуют святые отцы, искапывал Исаак, а Филистимляне засыпали (Быт. 26)» (Авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение третье. О совести).
[2] Беседа была записана в августе 2014 г.