Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, выступил с докладом на первом съезде казачьих духовников 5 декабря в Москве в Храме Христа Спасителя в Зале Церковных Соборов.
Сердечно рад приветствовать всех вас в этом гостеприимном Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя на первом в современной истории Большом съезде казачьих духовников!
Прошло 4 года с того момента, как Священным Синодом Русской Православной Церкви и Святейшим Патриархом было благословлено создание Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, и я был назначен его Председателем. За это время была проведена серьезная работа, успешно завершился первый период нашей совместной работы — этап становления и начался новый, не менее серьезный и весомый — период развития. Настало время оценить уже сделанное, обменяться накопленным опытом, обсудить насущные проблемы и наметить пути их решения, поговорить о перспективах, связанных с духовным окормлением казачества.
Казачество в настоящее время является и, безусловно, будет являться и в дальнейшем одним из приоритетных направлений деятельности государства. Примером тому является возглавляемый Александром Дмитриевичем Бегловым Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества, который работает в русле Стратегии развития российского казачества до 2020 года, основанной на положениях Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества (утвержденной Президентом Российской Федерации 2 июля 2008 г. № Пр-1355). И у государства, и у Церкви в данном случае одна цель – это возрождение казачества и возвращение ему былого величия и исторического значения. Поэтому сотрудники нашего Комитета входят в состав Профильных комиссий совета, а, я в свою очередь, возглавляю в составе Совета Комиссию по взаимодействию с Русской Православной Церковью. Увы, к сожалению, не всегда на местах при решении вопросов казачества хотят прислушиваться к голосу Церкви, забывая, что нравственной и духовной основой казаков всегда было, есть и будет Православие, однако мы стараемся успешно решать эти и другие находящиеся в нашей компетенции вопросы.
При учреждении Синодального комитета по взаимодействию с казачеством Священным Синодом и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси КИРИЛЛОМ были обозначены цели и задачи, отраженные впоследствии в Уставе Комитета: «Основными целями деятельности Комитета являются совместное исповедание и распространение православного вероучения и поддержка взаимоотношений Русской Православной Церкви с казачеством. Основная задача Комитета заключается в осуществлении и координации деятельности Русской Православной Церкви, ее диалога и сотрудничества с казачьими обществами и общественными объединениями казачества, а также с органами государственной власти и местного самоуправления, осуществляющими взаимодействие с казачеством»
О направлениях работы Комитета можно судить по его структуре, в которой есть следующие подразделения: отдел по работе с епархиями и органами власти, отдел по работе с казачьими обществами и общественными объединениями казачества, учебно-методичес
За время работы Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, нами был подготовлен целый комплект документов, которые должны стать первичной основой нормативно-право
Неким ориентиром тому, каким должно быть казаку, и как в современном мире позиционируется его служение, могут быть так называемые «5 заповедей казака», которые призваны помочь раскрыть сущность казачества.
1. Каждый казак и члены его семьи призваны посещать Божий Храм, как правило, по воскресеньям и праздничным дням;
2. В казачьей среде необходимо реализовать важный принцип семейного благоустройства, который выражается формулой – «каждый казак призван жить в венчанном браке»;
3. Каждый ребенок в казачьей семье должен быть крещеным;
4. Казак обязан регулярно участвовать в Таинстве исповеди и Таинстве Святого Причастия;
5. В каждом образовательном учреждении казачьего поселения (школа, дошкольное образовательное учреждение) в обязательном порядке необходимо организовать изучение курсов по «Истории казачества» и «Основам Православной веры».
Поэтому, когда мы говорим о казачестве, то обязательно подразумеваем не только служивых людей, но и членов их семей. Казаки всегда были образцовыми носителями традиционных семейных ценностей, построенных на православном восприятии таких понятий, как семья, воспитание, почет и уважение к старшим и т.д. И словосочетание «идеальная казачья семья» не должно быть неким эфемерным понятием, оставшимся где-то далеко в истории. Но зачастую сейчас мы видим далеко не радостную картину: казачьи семьи разрушаются, браки в лучшем случае регистрируются в ЗАГСах, а то и вообще налицо блудное сожительство. Про венчания-то и вообще говорить не приходится, так как по данным проводимого нами мониторинга только каждый третий казачий брак является венчанным. В некоторых войсках до четверти казачьих семей вообще не спешат крестить детей. Да и само понятие «некрещеный казак» — это однозначный нонсенс. Как можно присягать на Евангелии и Святом Распятии, когда не понимаешь всей тот ответственности, которую на себя берешь и то, Кому ты присягаешь?!
Думаю, отдельно следует выделить проблематику воцерковления казачества. Это очень сложный вопрос, решение которого требует значительных усилий, грамотного и взвешенного подхода, а также разработки казачьими духовниками особого комплекса мероприятий, призванных обеспечить мягкий и безболезненный процесс катехизации казаков, прежде всего, старшего и среднего возраста. Я говорил об этом неоднократно, потому что это, пожалуй, самый насущная проблема, которая есть на сегодняшний момент. Она усугубляется еще и тем, что казаки зачастую понимают свое нахождение в лоне Церкви однобоко, воспринимая его именно как служение, охрану церковных объектов, а участие в церковных Таинствах либо отходит на задний план, либо вообще исключается. Но ведь излишне напоминать, что без полноценной церковной жизни, без участия в церковных Таинствах человеку спастись невозможно. Давайте честно спросим, а все ли казаки понимают, что такое Церковь? Все ли слышали слова Спасителя: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:19, 20) ?
Поэтому, возвращаясь к данным, которые мы получаем в результате постоянно проводимого мониторинга, в среднем причащаются казаки Святых Христовых Таин весьма и весьма редко (2-3 раза в год), а исповедаются практически столько же. Это говорит о весьма печальном нивелировании исповеди как самостоятельного Таинства и использовании его лишь по необходимости в качестве некоего «трамплина» для и так столь редкого Причащения.
Невоцерковленнос
Еще одна, не менее важная, проблема – это наша, скажем так, внутренняя беда, о которой я сегодня хотел бы сказать открыто, а не кулуарно. Практика показывает весьма серьезное нерадение некоторой части окормляющих казачество священников о вверенной им Господом этой особой со всех точек зрения пастве. Зачастую наблюдается, что духовник со своей стороны воспринимает своё назначение как некое внешнее послушание, которое он должен выполнять по благословению своего правящего архиерея. Не секрет и то, что бывают случаи, когда священник, поставленный окормлять казачество и занявший какую-нибудь административную должность в церковной системе, видит в этом, прежде всего, некую карьерную ступень, а стремление написать хороший, красивый и грамотно составленный отчет затмевает реальную, каждодневную работу по духовному окормлению казачества. Понятно, что священник несет еще и множество других послушаний, может быть настоятелем, благочинным, как приходской батюшка обязан уделять внимание и остальной пастве — прихожанам своего храма, однако очевидно нужно помнить, что Господь не дает послушания не по силам, а цена такого нерадения подчас может оказаться слишком высокой.
Чтобы это понять, достаточно вспомнить совсем недавнюю историю нашей многострадальной Родины. В годину лихолетий выяснилось, что внешняя, казалось бы, монолитность и целостность казачества – это миф. Казаки оказались разобщены и разделены, как и все общество. Присягая на верность государю-императ
Я часто задаю себе вопрос: а где корни такого поведения казаков, живших совсем недавно, менее 100 лет назад? И нахожу совсем, увы, не утешительный ответ: виной всему бездуховность и гордыня. А кто, как не пастыри, окормлявшие казачество, просмотрели в свое время это, недоработали, не осознали всей полноты ответственности, которая лежала на них? Надо всегда помнить те уроки, которые преподносит нам история и осознавать, что Всещедрый Господь, научая и просвещая нас, тем не менее, строжайше спросит за наше нерадение и нашу леность.
И, тем не менее, несмотря на имеющиеся сложности и проблемы, в завершение своего выступления я хотел бы вспомнить пророческие слова величайшего подвижника, молитвами которого крепнет и развивается Русь Святая, преподобного Серафима Саровского о том, что Господь за Православие помилует и сохранит Отечество наше. Полагаю, что государственные границы – это все ж таки дело рук человеческих, и часто границы, как ни парадоксально, формально разделяя, еще более сплачивают людей. И самый яркий пример этому – именно казачество, которое несет в себе этот пламень веры, является, несмотря на все нестроения, тем, что объединяет православных людей – патриотов Отечества и возрождается величественно и славно!