Раннее утро в обычной подмосковной поликлинике. Несколько окошек регистратуры, за которыми сидят либо совсем молодые девочки, либо женщины предпенсионного и пенсионного возраста. В одном записывают к узким специалистам, в другом — к терапевту, но диалоги у окошек одни и те же.
Периодически в регистратуре не могут найти карточки: их забывают сдать, кладут в другое место, забирают на проверку или просто теряют. Люди, подходящие к окошкам, не помнят, когда были в поликлинике в последний раз. Женщины по ту сторону баррикад раздраженно интересуются: «Ну, вы же должны знать, какой врач приходил к вам на дом или приезжал на «скорой». Еще они часто говорят, что ничего не знают, что врач работает по другому адресу, что талонов нет.
В результате штурм регистратуры может затянуться на час и больше. Женщины медленно печатают на компьютере, медленно ищут карточки, пациенты медленно понимают и постоянно переспрашивают. Никакой электронной очереди нет.
С вожделенным талоном и карточкой вы идете к кабинету врача, чтобы получить справки или полагающиеся вам лекарства. Вы ждете приема. На вашем листочке написано «10.20», но вы почти никогда не войдете к врачу в это время. В кабинет постоянно входят какие-то люди без очереди – проходят диспансеризацию, некоторые просто открывают дверь и со словами «Мне только спросить» пропадают в кабинете минут на десять.
Иногда из кабинета выходит медсестра или врач, и к ним бросаются пациенты с карточками, вопросами и кучей бумаг в руках.
Вообще в обычной районной поликлинике очень много бумаги. У пациента есть карточка, медицинский полис, паспорт, больничный, книжка, куда записываются рецепты льготникам, выписки, направления, результаты анализов, рецепты. У некоторых докторов в кабинете стоит компьютер, но стол все равно завален бумагами. На общение с больным и его осмотр в лучшем случае уходит минута – две. Все остальное время занимает работа с документами – врач ищет по компьютеру лекарства, набивает рецепт, пишет в карточку, в бланк или справку определенного образца, ставит печати и подписи.
Справки нужной формы часто выдаются за несколько секунд, но чтобы их получить нужно взять талон, отсидеть в очереди не один час, а затем узнать, что врачей надо проходить в иной последовательности, что без печати, за которой нужно ехать в другой город, ничего не получится.
Врачи чаще всего не виноваты. Сверху им спускают требования люди, которые ни разу в жизни не были в районной поликлинике.
В начале этого года какой-то умник ввел новую систему компьютерной регистрации льготников, и работа встала на два месяца. Программа, за которую уже заплатили деньги из бюджета, висла и отказывалась принимать данные. Регистратуру можно было взять только штурмом. Через два месяца вернулись к старой системе, но сколько времени, сил и средств было потеряно.
Чтобы получить бесплатную медицинскую помощь, нужно быть очень здоровым человеком. Ежемесячно я хожу за положенными мне лекарствами, каждый раз меня поражает количество агрессии и усталости, которая разлита в поликлинике. В коридорах люди ругаются и пытаются пройти без очереди, на врачей ложится нечеловеческая нагрузка. Многие доктора не выдерживают и уходят из поликлиники, оставшиеся вынуждены выполнять свою работу формально и быстро. Недавно моей маме нужен был рентгеновский снимок, в середине сентября ее записали на конец октября.
При этом власти постоянно придумывают новые способы «оптимизации» расходов. В Москве объединяют поликлиники, в области, наоборот, открывают их филиалы, но при этом доктора сидят по разным адресам, и узнать время их приема возможно, лишь отстояв очередь в регистратуру.
Лишь недавно в нашей поликлинике появился отдельный телефонный номер, по которому можно оформить предварительную запись к врачу, в регистратуре теперь откладывают карточки пациентов, и им не нужно стоять второй раз в очереди, чтобы взять карточку. Сколько продлится это счастье неизвестно. Наше правительство все время сокращает деньги на медицину и образование и увеличивает расходы на самих себя и оборонку. Видимо, хотят с кем-то повоевать.
Пока получается успешная битва по уничтожению населения страны. Многие мои друзья и знакомые, включая и меня самого, стали лечиться в платных медицинских клиниках. Это дорого, семейный бюджет сильно страдает, но зато вам быстрее оказывают помощь, у врача есть время не только заполнить карточку, но и провести осмотр и выслушать жалобы. Разумеется, государство никак не компенсирует человеку его затраты на платное лечение. Ему выгодно, чтобы все больше граждан лечилось за деньги.
За последние годы мы скатились к ситуации XIX века, когда большинство людей не могут позволить себе обратиться к врачам, умирают от запущенных болезней, от отсутствия денег на лекарства и исследования. Меньшинству доступна современная медицина, остальные же «лечатся» лишь бумажками да рекомендациями, которые попросту невозможно выполнить. Видимо, скоро в каждой поликлинике в качестве наглядной агитации будут висеть цитаты из «Ревизора»: «Насчет врачеванья мы с Христианом Ивановичем взяли свои меры: чем ближе к натуре, тем лучше, лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет».
Да и, напоследок, многие врачи, как и пациенты, – заложники ситуации, а потому не следует, приходя в поликлинику, направлять свой гнев на них.