Протоиерей Андрей Ткачев: Христианство по праву кулича уже никого не греет
Небольшой актовый зал вместил более ста человек. Организаторам то и дело приходилось приносить новые стулья, а гости все прибывали. Собираться начали за час до начала встречи.
Открыла презентацию журналист Юлия Посашко. Это она записала восемь апологетических бесед с протоиереем Андреем Ткачевым, которые легли в основу книги. Юлия призналась: пятая глава родилась спонтанно и полностью состоит из неожиданных вопросов, к которым никто не готовился. Поэтому ответы на них оказались особенно интересными. «В конце каждой беседы я пробиралась в тайну», — поделилась Юлия. Несколько человек рядом со мной, уже успевших приобрести книгу, начали листать до пятой главы и еще долго не могли оторваться.
Говорил на презентации и главный редактор издательства «Никея» Владимир Лучанинов. Свое слово каждый выступающий начинал с извинений, что отнимает время у автора. Забегая вперед, можно сказать, что желающих поговорить с протоиереем Андреем Ткачевым было столько, что времени все равно не хватило бы до самого утра.
«Отец Андрей собирает сегодня удивительные аудитории даже для светского книжного мира», — отметил Владимир Лучанинов, добавив, что мы собрались «поговорить об очень важном смысле, который руководит нашими жизнями, двигает вперед по вере».
Тема Бога – это тема табуированная. Это – стыдно, страшно или неприятно
Протоиерей Андрей Ткачев о важных и серьезных вещах начал говорить с «несерьезного» — рассказал анекдот о неверующем человеке, который, утверждая, что он атеист не слушал церковного хора, не читал религиозных книг и не посетил ни один храм. «Да вы не атеист, вы просто невежда», — сказали этому человеку. Автор книги «Почему я верю: простые ответы на сложные вопросы» пояснил, что эта забавная притча напоминает нам о главном — «там, где нет религиозной заинтересованности — не может быть ничего красивого», и о Боге надо думать, читать и говорить.
«Все самое великое вырастает из религиозного зерна», — сказал протоиерей Андрей Ткачев, — «стоит только потерять метафизическое обоснование своего существования, как ты расписываешься в некой тайной книге в том, что жить тебе незачем». Тем временем, добавил он, «тема Бога — это тема табуированная. Это — стыдно, страшно или неприятно».
Говорить же, по мнению протоиерея Андрея, надо. Потому, что еще А.П. Чехов писал, что «человек должен или иметь веру или искать ее», и иначе о вере могут заговорить по-другому: «на Западе уже пишут книги ‘почему я не верю’ и ищут этому аргументацию», а еще «Бог достоин того, чтоб о Нем помнили».
Опередил протоиерей Андрей Ткачев и возможные вопросы о том, не всё ли о вере уже написано. «Нельзя сказать «я уже читал Библию»… В духовном мире нет банальностей. В литературе, в богословии, в интеллектуальной сфере вообще нет плагиата, и каждый может сказать о вере что-то ценное и важное. Позже, отвечая на вопросы, протоиерей Андрей еще добавит, что «в воздухе витают тысячи ненаписанных книг», у каждого человека история его прихода к вере — «небольшой святочный рассказ».
Христианство по праву кулича уже никого не греет
Пламенный проповедник протоиерей Андрей призвал всех собравшихся… на войну. Вернее, попросил не относиться к чтению, как к легкомысленному занятию, так как «дьявол получил плевок в душу от каждого крещеного человека, и он об этом не забудет». Если не замечать войну за душу человека — может начаться война настоящая, вырастающая из человеческих пороков. Поэтому, читая книгу, мы становимся миротворцами и ведем бой в своей душе, который, в свою очередь, спасает от настоящей войны. Той, где льется кровь и стреляют из автоматов.
«Христианство по праву рождения или по праву кулича уже никого не греет», — сказал протоиерей Андрей, — «христианин должен быть образованным. Уже нельзя на вопрос «ты православный?» ответить — «конечно, я же родился под Рязанью».
«В своей книге Вы пишете, что конфликт между разумом и верой достался нам от позднего Средневековья», — спросила я, вспомнив о христианах-ученых, которых в недостатке образования упрекнуть нельзя, — «Многие утверждают, что пришли к вере через науку. Значит ли это, что вера может быть построена аргументами разума?».
«Я думаю, что наука в отношении веры играет рабочую роль, отнюдь не главную», — возразил протоиерей Андрей Ткачев, — «Она на сцене, но она — не первая скрипка. Если бы наука была способна могущественным образом привести к Богу человека, то все великие ученые были бы верующими, но это не так. Если бы наука стопроцентно уводила нас от веры, как об этом говорили нам в школах и, как говорили все науки, начиная с XVII-XVIII века, то все ученые были бы неверующими, но это тоже не так. В конце концов, даже Ницше удивлялся — «христиане утащили у нас Паскаля», если такой ум покорился Христу, то с Христом не все понятно.
Поэтому, я считаю, что наука может помочь, подвести человека к тому порогу, с которого он ахнет и изумится. Какую-то рабочую функцию наука выполняет, хотя мы видим большой труд неверующих ученых, которые бравируют неверием и пытаются искать научные аргументы. Это — опасные люди для нас в том смысле, что с ними трудно спорить, и они пожинают большую жатву с неокрепших умов в сторону неверию.
Но, если уж мы вспомнили Паскаля, то Паскаль, начало математического анализа, будущее программирования, тончайший ум, великий математик все же говорил, что, когда Бог приходит к человеку, к нему приходит не Бог философов, а Бог Авраама, Исаака и Иакова, поэтому религиозный опыт снимает с человека все «бантики». Когда к Богу приступают четыре человека, из которых один — ученый, другой — военный, третий — художник, а четвертый — грузчик в магазине, то они при благодатном посещении Бога Исаака, Авраама и Иакова ощущают себя абсолютно равного достоинства, никто из них не богаче другого, никто не беднее.
Бог наполняет их каждого собой. На науку мало надежды. Тот же Паскаль говорил, что у неверующего и не желающего верить всегда достаточно аргументов, равно, как и у желающего верить, всегда достаточно доказательств своей позиции, поэтому здесь правит сердце, а голова — как коммутатор, пересылающий информацию. Она выполняет служебную функцию. Как человек, симпатизирующий Средневековью, я считаю, что средневековые люди, находящие науку, культуру и искусство «служанками» богословия, были глубоко правы. Они иерархически распределяли по степени значимости человеческие способности, таланты, дары, и богословие для них было первым, а все остальное потом, в служебном положении.
Если принять, что философия — «служанка» богословия вместе с наукой, то нельзя, чтобы «служанка» занимала место «госпожи». Еще Соломон в притчах говорит «есть несколько вещей, которых гнушается душа моя — глупый, когда он досыта ест хлеб; распутные женщины, выходящие замуж и служанка, которая делается госпожой»…
…Бог Авраама, Исаака и Иакова важнее, чем Бог философов», — заключил протоиерей Андрей.
Книга заявила о себе, как об ответах на самые распространенные вопросы о вере, вопросы из зала также не заканчивались. «Книги — это манифест слабости», — подчеркнул сам автор, говоря о том, что людям часто не хватает живого общения о Боге. Спрашивали и о том, как говорить о вере с детьми и о том, что делать, если собеседники не хотят слушать. Один из гостей вечера, внезапно, поинтересовался даже, как получилось, что на «философском корабле» Россию пришлось покинуть стольким умным интеллигентным людям.
Протоиерей Андрей Ткачев нашел простые ответы для всех.
Протоиерей Андрей Ткачёв родился в 1969 году. Служил руководителем миссионерского отдела Киевской епархии и вел ряд телепередач на Киевском РТ. Член редколлегии и постоянный автор журнала «Отрок.ua», один из постоянных авторов «Правмира». Сайт проповедей: www.andreytkachev.com В данный момент живет и служит в Москве. Женат, отец четверых детей.
Фото: Анна Гальперина
Видео: Виктор Аромштам