В Культурном центре «Покровские ворота» 15 декабря прошла конференция на тему «Молчание—золото? или Мирянин в миру» с участием игумена Петра (Мещеринова) и писателей Майи Кучерской и Петра Алешковского. Тема, видимо, актуальна и злободневна, поскольку зал был переполнен, и дискуссия шла столь оживленно, что времени для всех, желающих высказаться, просто не хватило.
Нет мирян, которые могут говорить о христианстве
Обозначив тему встречи, Майя Кучерская сказала об интересном наблюдении писательницы Людмилы Улицкой: «Меняется самоощущение в церкви. Раньше всегда там были старушки, а потом они вдруг начали куда-то исчезать, и вдруг понимаешь, что ты уже – эта бабушка, и оглядываться некуда».
Майя Александровна также вспомнила о своем участии в программе «Школа злословия», где ей все время задавались вопросы на церковные темы, отвечать на которые она не чувствовала себя вправе. Но оказалось, что от нее ждали ответов, и многие потом звонили и говорили – «Надо говорить, если не ты, то кто?».
С этим вопросом Кучерская и обратилась к присутствующим, в то же время посетовав, что после смерти Аверинцева и Трауберг – людей образованных и глубоко церковных – нет мирян, которые могут говорить о христианстве. Вернее, те, кто, казалось бы может и должен это делать, чей голос будет услышан, по разным причинам отмалчиваются. Кучерская отметила: «Молчание, которое окружает очень нужные Церкви темы, острые темы, непроницаемо. И получается, что говорить должны мы, женщины, не призванные к этому».
Кризис нечувствия подлинной церковности
Тему продолжил игумен Петр (Мещеринов), отметив, что «в самой постановке вопроса – кризис нечувствия подлинной церковности. Она подменяется клерикализмом. А именно – есть учащие, которые только и имеют право учить, и учащиеся», что совершенно недопустимо, поскольку все – и миряне, и священнослужители – составляют единое целое – Тело Христово.
В то же время, отметил отец Петр, важно не кто говорит, а что говорится. Церковь опирается на мирян, в них – «вся надежда, поскольку они более свободны при высказывании тех или иных дискуссионных вопросов», чем священники. Отец Петр напомнил собравшимся, что именно о том, что «священство не должно быть безмолвно соглашающимся с начальством», говорил недавно в своем докладе на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной церкви Патриарх Кирилл.
Отец игумен посетовал в своем выступлении на пассивность церковного народа, заметив, впрочем, что люди, наверное, и приходят в храм, чтобы «найти удобную нишу для молитвы», где никто их не будет трогать, и что эта пассивность свойственна всему обществу в целом. Никому ничего не надо. Ее одной ужасной чертой современного общества игумен Петр считает нечеловеколюбие, отсутствие внимания к каждому конкретному человеку.
В этом отца Петра поддержал и писатель Петр Алешковский, отметив, что страна «становится все более бескультурной».
Майя Кучерская подчеркнула, что выступать со своей позицией негде: «Некуда деться с этим словом, кроме Интернета». Ей самой удалось опубликовать заметку в газете «Ведомости» только «благодаря редактору, который, будучи православным, хочет иметь в своем издании православную колонку».
В развернувшейся дискуссии выступили как священники, так и миряне. Молодой человек Никита сказал, что «нынешней активной молодежи, приходящей в Церковь, проще общаться с мирянами, чем со священниками». Им легче услышать и понять людей из своей среды. Поэтому он призвал «мирян говорить, когда есть возможность, иначе говорить будет просто некому. Молчание мешает рассматривать церковь, как свое сообщество, как место, куда можно прийти».
Говорили и о том, что из школьной программы изгоняется русская литература, и нынешняя молодежь может вырасти неграмотной и некультурной. Отец Петр в ходе дискуссии также отметил, что «в общественном смысле ХХ век – пример грехопадения народа, властей и Церкви. Из жизни Церкви ушла этическая составляющая, Бог отнял благодать от нашего народа. Церковь этически ни на что не реагирует».
На что писатель Алешковский заметил, что это «общая проблема всех церквей сегодня – адекватная реакция на нравственную деградацию общества», а Майя Кучерская продолжила эту мысль, сказав, что «призыв к соблюдению этических норм — уже революция».
Священник Филипп Парфенов отметил, что «Церкви нужны инициативные миряне, но есть ли они внутри Церкви? Если ли такие люди, которые могли бы говорить на подобные темы? Общая церковная среда – люди пассивные, церковного народа как такового нет, есть отдельные общины, но, в общем, народ безмолвствует».
Согласившись с этим, отец Петр сказал также, что «есть население, и нет народа, но во Христе люди соединяются», а Майя Кучерская отметила, что «народ всегда безмолвствует, но всегда есть и лидеры, и если хочешь задать вопрос, найдешь – где». В то же время писательница посетовала на отсутствие авторитетов, которых будут слушать.
Елизавета, выступавшая, как она сказала «от имени народа», поскольку происходит «из тех самых кухаркиных детей», о которых говорил Алешковский, задала вопрос: «Какой решительный шаг должен сделать человек, начавший ходить в церковь, чтобы повзрослеть?» На что отец Петр ответил, что дело вовсе «не в среде и в обстоятельствах. Детерменирование жизни внешней средой неверно. Важно – осознание личной христианской ответственности за себя».
О разобщенности общества и сильном расслоении его на богатых и очень бедных говорил Константин Эггерт. Он отметил, что большинство людей в нашей стране еще живет в советском прошлом. Они как бы «находятся в машине, которая едет в будущее, не видя его. И те люди, которые хотят говорить, находятся в очень узком круге».
Дальнейшая дискуссия со стороны мирян плавно перетекла в вопросы священнику, на которые отец Петр и отвечал, на что Майя Кучерская заметила, что «миряне не готовы на проповедь, они хотят еще много чего спросить у священника». В то же время «мирянам надо быть активнее, повзрослеть и не бояться проповедовать там, где это требуется. Иногда человеку нужно личное слово, лично к нему обращенное, и не важно, кто это слово скажет – священник или мирянин».
А отец Петр отметил, что чувствуется «недостаток общения между людьми. Люди стали собираться в сетевое общение. Существует подпольная клубная жизнь, а надо просто быть христианами хотя бы в ближайшем окружении. Ради самоуважения и собственного достоинства».
«Делай, что должно, и будь, что будет» – таков, наверное, главный итог состоявшейся дискуссии.