Ваше Высокопреосвященство!
Православные встретили Великий Праздник Пятидесятницы, Сошествия Святого Духа. Владыко, о чём Церковь напоминает нам в эти торжественные дни?
Вся наша жизнь посвящена служению Церкви и Богу. Поэтому Господь не оставляет нас во все времена. После Своего Воскресения, Он сказал ученикам, чтобы они никуда не расходились, до того времени, пока не примут Другого Утешителя — Духа Святаго, о Котором Он непрестанно предвещал Своим ученикам.
Также праздник носит и другое название — день Святой Троицы, с чем это связано?
Явление Бога в Троице мы видим в нескольких местах Свщ. Писания Нового Завета. Первое явление совершилось при Крещении Господнем: когда Он вошёл в реку Иордан, Дух Святой нисшел на Богочеловека и был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (Мф.3:17) . Второе явление Живоначальной Троицы произошло на Фаворской горе, где Господь преобразился, и апостолы увидели всю красоту Божественной славы. С момента Боговоплощения все обновляется, все имеет жизнь, все приводит человека к той величайшей радости, которая только чистое сердце может наполнить. Господь сказал, что только чистое и сокрушенное сердце может увидеть Господа и принять эту Божественную благодать.
Да, в этот день все вокруг обновляется, цветет жизнью. Священнослужители также облачаются в зеленые одеяния, даже храмы наполняются зеленью. Но если вспомнить, то зеленый цвет, как символ обновления жизни, также преобладает в дни памяти святых, богоугодно живших в монашеском чине.
Духом Святым, как мы читаем в стихирах, все живет и движется. Как весной деревья снова украшаются зеленью, проснувшись от зимней спячки, так и человеческая природа преображается, получив Духа Святаго, Который обновляет, изменяет человека и дает ему новую богоугодную жизнь. Каждый после крещения становится как первозданный человек, при этом природа тела уже не довлеет над ним, а дух, душа поднимается ближе к Богу на служение.
Какая связь между этими праздниками?
Священнослужители облачаются на праздник Троицы в зеленые одеяния, так же как на день памяти преподобных отцов и всех святых, просиявших в подвигах, потому что их жизнь — это обновление, это Жизнь, это радость в Духе Святом.
Наверно, ни в одном монастыре в мире нет такого количества храмовых праздников и особо чтимых святых как в Киево-Печерской Лавре.
Успенская Киево-Печерская Лавра действительно является тем местом, подобного которому, я бы сказал, нет на земле, но все уделы Божией Матери велики и прекрасны. Это и Афонская гора… Но столько святынь, сколько Господь устроил Своей Матери на Печерской горе, действительно больше нигде нет.
На Ваш взгляд, о чём это свидетельствует?
Здесь можно поразмышлять, почему так? Наверно совершается какое- то большое почитание или присутствует особая благодать… Если сравнить Лавру с египетской пустынью, то последняя также сияет подвижниками, но там не сохранилось столько святынь, нетленных мощей, чудотворных образов. Поэтому наш благодарный народ всегда чтил и чтит Божию Матерь за такую милость к нам. Это наша Хозяйка, Она сказала, что хочет здесь жить…
Кроме того, наша земля имеет особое благословение, ведь мы связаны с апостолом Андреем Первозванным, который водрузив Святой Крест, пророчествовал, что здесь будет град великий, и воссияет множество церквей.
Чем больше храмов, чем больше достойных пастырей и епископата, тем больше народ обращается к святости. Люди видят, чувствуют молитвенников и поэтому, преображаясь сами, угодники Божии преображают вокруг себя весь мир. Вспомним, эта гора, как и гора Троице-Сергиевой Лавры, были пустынными. И только один человек не просто зажег лампаду молитвы, ведь не было ни лампад, ни елея, но он сам горел елеем веры, любовью к Богу и людям — все это давало возможность быть участниками этой божественной любви.
В связи таким количеством святынь в Успенской Киево-Печерской Лавре, паломники имеют возможность круглый год, в удобное время приезжать, не боясь пропустить местное торжество.
У нас более 120 преподобных, несколько чудотворных икон. Есть не только преподобные, почивающие своими нетленными останками в этой святой обители, но и ряд великих угодников Божиих, сопричастных этой святой Лавре, которые вышли из нее. Мы можем увидеть, где есть пещерный монастырь, житие там, скорее всего, было организовано Киево-Печерской братией, которые в разные времена уходили от насилия врага рода человеческого, сильных мира сего. Святогорская Лавра, Лядовский монастырь в Виннице, монастырь в Рязанской области, Вознесенский Печерский мужской монастырь Нижегородской епархии, — там везде устраивались монастыри отцами Киево-Печерской обители, они спешили уйти от мира, но хотели всегда быть с Богом, поэтому их любовь к Богу хранила эти святыни.
Но не устаёт ли монастырская братия от частых праздников в многочисленные дни памяти святых, не отвлекает ли это их от сосредоточенной монашеской жизни?
Никакой трудности не составляет, для нас это только радость. Уставное богослужение совершается ежедневно, и мы молитвенно величаем и ублажаем своих покровителей. Кроме того, у нас есть праздники, собирающие в лаврских храмах всю братию и многочисленных гостей: престольные торжества, дни памяти основателей монастыря Антония и Феодосия, особо чтимых преподобных отцов Агапита, Нестора и др. Мы чувствуем их помощь. Служение для нас является не столько трудом, скорее, как бы взыванием от земли к Богу и к святым, которые особо близки нам, ведь они подвизались на этой святой земле.
Насколько строгие требования со стороны духовников к желающим причаститься в лаврских храмах?
Вопрос о том, кому сколько нужно поститься, решается индивидуально. Если человек имеет здоровье, может поститься по уставу, сегодня достаточно продуктов питания, чтобы сохранить пост. В случае, когда человек болеет диабетом или прошел операцию, он уже не может соблюдать пост в полной мере. Знаю из своего опыта, когда после тяжелой операции невозможно даже подняться, о строгом посте не может идти речь. Дальше — беременные женщины, а также кормящие мамы не обязаны соблюдать пост. Паломники из других стран, преодолевшие тысячи километров, думаю, могут причаститься. Как сказал свт. Спиридон Тримифунтский: «Пост всегда со мной, а вы мой родной, только прибыли в гости». Поэтому, я думаю, у нас братия достаточно это понимает. Как я сегодня уже говорил в одном из интервью, Господь не справедлив, Господь милостив. Так как, если бы Господь был только справедлив, то мы бы уже не жили здесь, никого бы не было. Поэтому нужно исходить из того момента, что человек может, и как может. Если он еле-еле пришел, то выпив стакан молока, не согрешит.
Со дня Пятидесятницы апостольская проповедь разнеслась на разных языках по всему миру. Это событие наводит на следующий вопрос. Кроме паломников к нам приезжает и абсолютно другая группа «гостей» — многочисленные иностранные туристы. Международный туристический интернет портал называет Лавру наиболее интересным и разноплановым местом в столице. Что их привлекает сюда? Насколько светские экскурсии могут быть полезны в духовном плане и опять же, не мешает ли это братии?
К сожалению, в сегодняшние дни число паломников сократилось, но мы всегда относимся к ним с любовью. Братией созданы условия, чтобы люди могли пребывать в монастыре необходимый период: есть и гостиницы, и трапезные. Мы не можем всех покормить, потому что уже не те времена, когда Лавра имела свои хозяйства, имела своих тружеников… Сегодня, когда приходят счета за тепло и свет и нас опять сравнили с бюджетными организациями, получающими зарплату, то по сравнению с предприятиями, нам приходится очень трудно.
Туристов также привлекает сюда Божья милость и благодать. У нас нет таких красивых ансамблей, как во Франции и королевских дворцов как в Англии. У нас есть строгость, убогость, но святость. Посмотрите на наши храмы: они красивы, но они не велики, не настолько они богаты как собор Святого Петра в Риме, но они у нас богаты славой святых и любовью Божией Матери. Благодаря подвигам свт. Илариона, прпп. Антония с Феодосием, мученичеству Макария и Михаила, и других великих угодников Божиих, Киев тоже может называться святым городом. И люди испокон веков любили его.
Есть какие-то особые требования к приезжим туристам?
Обычно они приходят, когда в храме никого нет, с экскурсоводом. Если он лаврский, то подскажет, кому помолиться и поставить свечку о здравии, упокоении, написать записочку, если те, о ком пишут записки, крещены в Святой Православной канонической Церкви. А в основном туристы смотрят по сторонам, кто-то небрежно перекрестится… Конечно, когда туристы приходят на богослужение и шумят, то им, как Архангел Михаил, грозят: «нельзя!» А когда приходят на службу наши соотечественники, которые ничего не знают, то подключается такая служба как «таможенный контроль» — это женщины: «Ты зачем так пришла, как оделась, ногти накрашены…». Но и в таком случае не надо обижаться, нужно все принять. Придет время, и они сами, может, будут еще строже к себе относиться, если уверуют в Бога всей душой, всем сердцем, насколько это возможно.
Владыко, с какими словами Вы бы хотели обратиться к читателям в праздник Пятидесятницы?
У меня одно пожелание, чтобы мы все любили Бога. Если мы будем любить Бога, тогда мы будем любить друг друга. Через апостола и евангелиста Иоанна Богослова Господь сказал, имейте любовь между собой, тогда увидят все, что вы Мои ученики (см.Ин.13:35). Как раз в эти дни Господь испытывает нашу страну, не только ее, но и весь мир. Если вокруг расколы, непонимание, властолюбие, кто-то хочет быть старше, то мы должны быть смиренны, и в то же время должны дать ответ о своей вере, засвидетельствовать свою веру, любовь к своему Отечеству и всему тому, что Господь сотворяет. Должны чаще молиться и ходить в храм, где есть все необходимое для нашего спасения. Господь призывает людей, и Он поставляет священнослужителей, которые проповедуют.
Как раз та проповедь, которая будет сказана, полезна конкретному человеку, она приятна для него и своевременна. Вспомните жизнь прп. Силуана Афонского, других святых, когда они в первый раз пришли в храм, и услышав слова из Нагорной проповеди, или другие моменты богослужения, оставляли мир. Потому что сладость беседы с Богом побеждает всякую неправду, всякие греховные навыки, и все, что есть в этом мире. Пусть всемилостивый и всещедрый Господь укрепляет силы каждого и дает возможность процветать нашей Церкви, пошлет благословенный мир и любовь в каждое сердце.
Фото из архива Киево-Печерской Лавры