Реакция на природную катастрофу, постигшую Японию, и в рунете вообще, и в православном его сегменте в частности, в целом оказалась вполне здравой — люди выражали свое сочувствие жертвам и восхищение тем мужеством, дисциплинированностью и братской взаимопомощью, которую японцы проявили перед лицом бедствия.
Однако — в несомненном меньшинстве — появились и другие голоса, которые сочли беду наказанием японцев за их грехи: совершенно определенные и точно известные грехи против Бога, или даже грехи против России. Заповедь “Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. (Исх.20:7)” описывает ровно эту ситуацию — когда имя Божие используется людьми для выражения их собственных идей, желаний и страстей.
Может быть, не стоило бы уделять этим маргинальным высказываниям особого внимания, но беда в том, что их тут же с радостью подхватывают противники Церкви, чтобы выдавать их за мнение православных вообще. Поэтому стоит рассмотреть их несколько подробнее.
Библейские пророки объясняли бедствия — нашествия иноплеменных или засухи — грехами народа, его неверностью Завету с Богом. “Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф. (Иер.2:19)” Древние израильтяне были подобные нам человеки, и им хотелось услышать, как Бог накажет язычников, притеснявших Израиль, а их самих превознесет — но Бог постоянно говорит о другом: обратите внимание на ваши грехи.
Это не значит, что язычники безгрешны — это значит, что Бог особенно негодует на грехи и измену Своего народа. Пророк Аммос произносит долгую обличительную речь, упоминая грехи различных языческих народов и обещая им кары Божии — наверное, к чувству глубокого национального удовлетворения своих слушателей. Но он завершает ее громом среди ясного неба — “ Так говорит Господь: за три преступления Израиля и за четыре не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного — за пару сандалий. (Ам.2:6)” Обличения в адрес язычников завершаются девятым валом — обличением самого народа Божия и обещанием ему суровых бедствий, и становится ясно, что отнюдь не против моавитян обращено острие этой речи. Кто более согрешил в очах Бога — язычники, которые и не знали Истины, или отступники, которые ее предали? Как продолжает Пророк Амос, “только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши. (Ам.3:2)”.
Япония — языческая страна, в которой количество христиан (тем более православных) крайне невелико. Навлекла ли она этим гнев Божий? Если да, то что же должна навлечь на себя Россия, бывшая некогда православной, но пережившая массовое отступничество и богоборчество, да и до сих пор не вернувшаяся к Богу? Грехи язычников, для которых имя Христово составляет малопонятную экзотику, и грехи людей, унаследовавших христианскую культуру, навлекают разное осуждение: “И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут. (Лук.12:48)”
Поэтому тем, кто видит в японских бедствиях знак особого гнева Божия было бы уместно умолкнуть в страхе и трепете — что же в таком случае будет с нами? Не ввергнут ли наши грехи всю восточноевропейскую равнину в океан?
Но доводится слышать и суждения еще более странные — что де, японцев постигла кара за их неуважение к России, сжигание российского флага и прочие выходки японских националистов, требующих себе острова курильской гряды. Попробуйте представить, что нас бы постигло сопоставимое по масштабам бедствие, а, некоторые, например, эстонские журналисты и церковнослужители заявили, что это — кара Божия за бывшие несколько лет назад выступления “наших” у эстонского посольства. Как бы мы отнеслись к этому? Не сочли бы мы такое мнение чрезвычайно глупым, чрезвычайно злобным и чрезвычайно нечестивым? Идея что Бог более всего озабочен Чувством Национальной Важности русских и именно им руководствуется в Своем Промысле, ничуть не лучше идеи, что Бог руководствуется аналогичным ЧНВ поляков, японцев, американцев, или кого-то еще. Он — не племенной Бог. Он — Творец вселенной.
Является ли нынешнее бедствие результатом греха? Несомненно; все вообще бедствия восходят к грехопадению человека. Глубокая дисгармония в отношениях с природой, которая произращает людям “терния и волчцы” есть результат нашего мятежа против Создателя. Но было бы грубой ошибкой полагать, что бедствие постигло их, потому, что они грешнее и миновало нас, потому, что мы праведнее — “Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. (Лук.13:4,5)”
Является ли оно частью Промысла Божия? Несомненно — как и все, что происходит. Знаем ли мы, какое именно место оно в нем занимает? Нет. В свое время меня поразили слова блаженного Августина; этот великий учитель Церкви не смущался отвечать на некоторые вопросы «я не знаю того, чего я не знаю». Не знать тайн промысла Божия отнюдь не составляет преступления заповеди; а вот приписывать Господу Богу намерения, которых Он не открывал — как раз составляет.
Читайте также:
О карах небесных
Покарал ли Господь гаитян?