Когда речь идет о суде нравственном, о суде таком, который делает человека в глазах другого недостойным спасения, Господь нам показывает, что значит «не судите и не судимы будете». Он говорит, что мы должны, прежде всего, обратить внимание на себя. Судить можно только тогда, когда ты подобен Богу в своих суждениях.
Авва Дорофей пишет, что есть разные способы взгляда человека на мир, в том числе, есть пристрастный способ судить другого. Можно сказать «человек солгал», а можно сказать, что человек – «лгун». Можно сказать «человек украл», а можно сказать: «человек – вор». Это разные вещи.
Я могу негативно относиться к тому, что люди врут. Могу возмущаться и негодовать по поводу лжи, обращенной в мою сторону или в сторону другого человека, — это правильно и справедливо. Мы должны уметь оценивать явления жизни, правильно давать им оценку. Но я не могу человека осудить до такой степени, что мой взгляд на него самого будет тождественен его поступку. Если человек своровал, это не значит, что он вор по жизни и никогда не сможет измениться. Если человек заблудил, это не значит, что на нем стоит такая печать: «блудник навсегда». Человек солгал – как это случается с каждым из нас, – но это не значит, что на правду он теперь не способен.
Мы имеем право оценивать в негативном и позитивном смысле явления нашей жизни, которые нас окружают, но не можем вершить окончательного суда над личностью человека. Потому что человек меняется, человек может покаяться, человек может обратиться, и Судья ему Бог, как каждому из нас.
Читайте также:
- Господь не по силам Креста не даст
- Смирился сам – смири и другого
- Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия – потерплю и я
- Разговаривающим в храме посылаются скорби