ПРАВМИР представляет вниманию читателей новую серию публикаций – истории за рулем: поучительные, забавные, грустные наблюдения и размышления священников и мирян, водящих машину. Приглашаем обсуждать, комментировать и присоединяться к рубрике со своими рассказами.
Идеи и концепция Марии Свешниковой и священника Феодора Людоговского.
Дело было уже давно, но осадочек, как говорится, остался. Когда основной этап стройки храма закончился, я продал белый фургон «Пежо», который мне подарил одноклассник, директор крупного автосалона. Машина была получена под строительные нужды, и поскольку это был подарок от VIP-человека, она была дополнительно оснащена разнообразным VIP-штуками. В том числе, вместе с тонировкой, супер-музыкой, парктроником и полной страховкой КАСКО.
Страховкой, на удачу, воспользоваться не пришлось. Во время обмена старой машины на новую у страховой компании был период скидок, поэтому мне неиспользованную страховку счастливо зачли с небольшой доплатой на новый автомобиль.
Приятное ощущение безопасности и уверенности — когда ты ездишь среди агрессивных сограждан и знаешь: что бы ни произошло на дороге, твоя машина снова будет в порядке. Впрочем, приятное это ощущение длится до первого ДТП. И тогда ты понимаешь, «что страховая не платит» — выражение, знакомое слишком многим в нашей стране.
Полгода бюрократических процедур на оформление бумаг, встречных запросов в ГИБДД и страховую, наивные слезные письма страховой с просьбами вести себя порядочно, рассмотреть вопрос и заплатить деньги, разочаровывающий ответ высокопоставленного милиционера, уверенного во всех других жизненных ситуациях: «Нет, батюшка, здесь ничем помочь не можем…» Полтора года терпеливого и не очень ожидания– и Страховое Общество «Россия» перечисляет деньги на сберкнижку.
Страшные сны имеют свойство возвращаться. Новое ДТП на новой машине спустя несколько лет. Новый поход в новую страховую.
Неухоженная девочка на ресепшене предварительно проверяет документы. Ее задача – охранять ворота «рая», чтобы не пускать в светлый стеклянный офис недостойных. Мой грех в данном случае невелик и не тяжек: гаишники просто забыли поставить на справке вместе со штампами круглые печати. Все обнадеживающе восполнимо.
ГАИ широко и сочувственно улыбается в ответ на мою просьбу о круглых печатях:
— Вы, наверное, из… — старший лейтенант точно называет страховую компанию.
– Да, а как вы узнали? – удивляюсь я.
— А у нас все, кто оттуда, приходят за круглыми печатями. И только оттуда. У нас нет круглых печатей. Вообще нет. У нас их давно уже забрали. И они это знают. Есть только одна круглая печать – гербовая – она у начальника, и на такие документы вам ее никто никогда не поставит.
Спасибо, честное слово, старшему лейтенанту за подробное исчерпывающее объяснение.
Новый поход в теперь уже ставшую старой страховую компанию. Другая девочка – те же вопросы: круглая печать? «Был в ГАИ, они не ставят круглые печати». Та с неожиданной легкостью соглашается: «Да? Ну что ж, заполняйте заявление, проходите. Только объяснительную напишите, что обращались в ГАИ, и вам не поставили круглую печать, с просьбой несмотря на это рассмотреть заявление…»
Я все-таки допущен в число избранных, в светлый стеклянный офис! Документы у меня принимает стажер, которая не знает, на какие нажимать кнопки, ей помогает опытная коллега, время тянется смертельно медленно. В раю, конечно, тоже вечность, но все-таки, наверное, другая…
В конце концов мы все же упираемся в тупик. «Куда вам перечислять деньги?» — «На кредитную карту». — «Хорошо. Реквизиты у вас есть?» — «Нет, но я вам их донесу». – «Нет-нет, без банковских реквизитов мы не можем принять у вас документы. Если хотите, мы можем оформить вам карту нашего банка».
Дело принимает оборот из компетенции Федеральной Антимонопольной Службы: навязывать клиенту страховой компании услуги аффилированного банка… Мне и одной кредитной карты много – провоцирует на всякие необязательные траты, куда мне еще одна? Потом платить за ее обслуживание? Или ездить в их банк, писать заявления, стоять в очередях, чтобы аннулировать эту новую карту, которая нужна для проведения одного-единственного платежа – по исполнению страховой своих обязательств?..
Решаю приехать еще раз, привезти банковские реквизиты. Тем более что пускают меня в райский офис уже беспрепятственно, без очередей и круглых печатей.
Через пару дней, снова как в вязком повторяющемся сне, слышу вопрос о круглых печатях. Бывает и так, что человек привыкает к своим снам и уже знает, что делать и кому что сказать, чтобы отступил липкий ужас. Так и я на вопрос о круглых печатях уверенно отвечаю, что я уже был в ГИБДД, и там отказали, надеясь на скорое окончание обязательной перед посещением офиса прелюдии…
Но то ли я переел на ночь в этот раз, то ли не помолился – сон плохой. Несмотря на проверенность сценария в этот раз он не срабатывает. Нет, нет и нет, меня не пускают, и снова посылают за печатями, за которыми я уже ездил. Сначала мне кажется, что девочка не поняла, потом я начинаю сердиться, потом ругаться… Вежливая начальница предлагает мне написать ей обращение, которое она рассмотрит в положенный законом срок, – тридцать или сорок дней?..
Передаю юристу, спецу по страховым делам, документы, подписываю договор на юруслуги и доверенности… Она по-доброму смеется над моей историей и одновременно успокаивает: требования незаконны, не огорчайтесь, мы все отсудим, батюшка…
Схема простая, как три копейки. Чем больше препятствий страховая компания создает клиенту, чем дольше она задерживает его официальное обращение – тем дольше крутятся в бизнесе клиентские деньги, принося прибыль. Тем более что, похоже, именно для этого есть и свой банк.
А кроме того, существует и высокая вероятность, что пару-тройку раз сгоняв в страховую, ГАИ и обратно, клиент вообще махнет рукой на волокиту и выплату страхового возмещения – и тогда все деньги достанутся страховой. Красивый бизнес с высокой нормой рентабельности. Похож на работу наперсточников в девяностые годы, на пирамиду «МММ».
Вероятность бесплатно расстаться с клиентом тем выше, чем меньше клиентских офисов у страховой компании, чем больше в них очереди. У нашей страховой один офис на двенадцатимиллионную Москву. И он же единственный на более, чем семимиллионную Московскую область. Так пару раз съездишь по пробкам из Зарайска или Лотошина (три часа минимум) в промзону на юге столицы – не нужны будут ни справки, ни деньги. Так и с машины на велосипед пересядешь.
Особо настойчивых или подкованных, вероятно, ждет традиционно копеечная для российского страхового бизнеса сумма возмещения. На которую не то чтобы машину починить – на бензин туда-обратно не хватит, на лекарства от нервов.
Юрист продолжает смеяться:
— Нет, батюшка. Страховое возмещение можно получить только по суду. Вы думаете, если вас пропустили внутрь, вы подготовили все документы, у вас приняли заявление — то вам выплатят деньги? Пусть маленькие? Нет. Вы удивитесь, если через месяц по почте вам придет письменный отказ: на справке ГАИ нет круглой печати?.. Нет, батюшка, у нас впереди только суд.
Я вспоминаю, что у стойки ресепшн плакала молодая женщина, которой после четырех месяцев мытарств и принятых в итоге к рассмотрению документов пришел письменный отказ… Наша страховая — госкомпания. На сайте – постановление Правительства начала девяностых годов.
Впрочем, видимо, нет худа без добра. Бесправие в сфере автомобильного страхования неизбежно приведет к развитию рынка услуг страховых адвокатов. Теперь я знаю, кому первому звонить в случае, не дай Бог, нового ДТП.
…Я внутренне не соглашаюсь, когда в церковной проповеди часто звучит призыв к покаянию абстрактного народа: «народ должен покаяться». Проповедь в такой форме, может быть, не достигает своего адресата, потому что создает лазейку, в которую ускользает ответственность: это не мне, это не про меня – вон, про того, про другого.
Эту проповедь, мне кажется, можно вполне уточнить до актуальных особенностей бытия социальных и профессиональных ниш. Как это делал Предтеча, обращаясь с конкретными требованиям к силовикам, богословам, работникам фискальных служб.
Церкви вполне можно обратиться адресно. К топ-менеджерам – с призывом быть людьми на дороге. К судьям – судить по закону и правде. Отдельная проповедь к страховщикам – не «крутить» деньги, положенные к выплате, платить в срок и не занижать суммы страховых возмещений.
Этот перечень, разумеется, можно расширить. Рай на земле тогда не наступит, он невозможен, и никому из нас не стоит призывать к невозможному. И Иоанн Креститель это тоже знал, иначе бы не был пророком – но призывал к покаянию. Не ради рая на земле, но ради рая в душе: в отдельно взятой душе и в совокупности душ тех людей, которые его окружали.
Хороший, прямо скажем, евангельский пример.
Читайте также:
Автобатя. Граждане, где справедливость?
Блаженнее давать, или просроченная автостраховка