В сентябре Межсоборное присутствие предложило к дискуссии пять новых проектов документов, которые будут приняты на ближайшем Архиерейском соборе. Конечно, самая горячая дискуссия началась вокруг документа «О подготовке ко Святому Причащению», поскольку речь идет о центральном таинстве в жизни православного христианина. Своей точкой зрения на проект делится священник Святослав Шевченко.
По своей сути проект проводит параллели исторического и современного опыта, связанного с таинством Причастия. Можно сказать, что документ обобщает современную евхаристическую практику, которая имеет распространение в Русской Православной Церкви. В целом, документ описывает общую ситуацию, но, думается, что есть пробелы в частностях. Но давайте по порядку.
Молитвенный минимум
Мне нравится, что в документе нет строгих рамок и рекомендаций, и вопросы протяженности постов и частоты причащения предоставлены на христианскую совесть духовенства и мирян. Нет инструкций и в главе, посвященной говению. Но все же, думается, что есть вопрос, который требует регламента. Речь о четком молитвенном минимуме для готовящихся ко Причастию.
К сожалению, встречал священников, которые возлагали на прихожан бремена неудобоносимые. С точки зрения правил — они были правы: три канона и последование ко Причастию. Но с другой стороны, они стригли всех под одну гребенку, не считаясь с возрастными особенностями, состоянием здоровья, степенью воцерковленности человека и рабочей загруженностью. Лично знаком с несколькими жертвами, для которых священнослужитель стал реальной непреодолимой преградой перед Чашей, и это затормозило их воцерковление.
Отдельный разговор о тех членах Церкви, которые только начали свой духовный путь. Каждый пастырь знает, что есть люди, которые ни разу не брали в руки церковнославянские тексты. Считаю, что для таковых очень нужны исключения в молитвенном правиле перед причастием. Особенно речь идет о новокрещенных и тех, кто после Крещения заблудился по дороге к храму, то есть причащается впервые. Обрекать таковых на чтения всех канонов — это перечеркнуть их движение к Богу. От опытных священников слышал, что те назначают таковым (лишь единожды!) внимательное чтение 12 раз молитвы «Отче наш», которую все знают.
Для воцерковленных православных христиан таким молитвенным минимумом может стать Последование ко Причастию с положенными молитвами.
Забыли про беременных
Думаю, не будет лишним в главе, связанной со Светлой седмицей, напомнить верующим и о молитвенных чтениях перед Причастием в этот пасхальный период. Если духовенству это известно из богослужебной литературы, то для мирян эта информация не очень доступна. В эти дни читаются канон ко Причастию с молитвами (без псалмов) и канон Пасхи вместо всех других канонов. Есть и такая практика, что готовящийся ко Причастию слушает канон Пасхи, который радостно поется во время вечернего богослужения.
Также, на мой взгляд, в главу про евхаристический пост я бы добавил в исключения к больным и младенцам — еще и беременных и кормящих женщин, поскольку они являются по состоянию своего здоровья и по материнским функциям строительной площадкой для организма малышей, а это требует дополнительного питания, в том числе, и ночного.
Если евхаристическому посту перед литургией Преждеосвященных даров в документе уделено внимание, то этот же момент перед Пасхальным и Рождественским ночными богослужениями — обделен вниманием.
Исповедь определяет Причастие
На мой взгляд, важным является тот факт, что в документе подтверждается традиция Русской Церкви совершения таинства Покаяния перед причащением. За годы своей церковной жизни вывел собственную формулу: Исповедь определяет Причастие. Мой личный опыт подсказал, что чем я скрупулезнее готовился к таинству Покаяния, тем дольше после принятия Святых Христовых Таин мог сохранить состояние тишины душевной.
В моем сознании исповедь и причащение — это как бы две ступеньки ко Христу. Да, конечно, можно постараться перескочить через ступень. Но в этом есть какая-то торопливость, суетливость. Как говорится, иногда получается, а иной раз и ногу подвернешь. После того, как стал священником, то нередко приступал к Причастию без исповеди, на которой зачастую душа настраивалась на покаянный лад. В результате таинство, полученное на бегу, без покаянного настроя, превращалось в какую-то сухую повседневную манипуляцию. А потому сегодня стараюсь использовать любую возможность, чтобы исповедоваться чаще, хотя бы 2–3 раза в месяц.
Пастырская практика научила меня одной важной штуке. Тому, что таинство Покаяния является неким предбанником, сенями, которые ведут к Евхаристии. Так исповедь помогает мне предотвращать причащение людей, находящихся в похмельном синдроме, подошедших после плотного завтрака к концу службы и т. д. То есть пришедших явно не ко Христу. Нередко во время исповедальной беседы приходится объяснять, что такое Тело и Кровь Христовы.
Мне нравится образ Причастия, как встреча Царя с человеком. Ну, вот позволил бы кто-нибудь из нас опоздать на очень важную встречу с президентом, от решения которого зависит наша судьба? И прийти к нему не в строгом костюме, а в спортивных штанах, в кедах и в футболке, запятнанной кетчупом после поедания хот-дога? Уверен, что таких найдется немного. Но почему мы должны позволять себе такое по отношению к Царю Небесному? Если продолжать сравнение, то наверняка перед высокой встречей с президентом сотрудники его администрации расскажут визитеру про необходимый дресс-код и манеры поведения. Почему же мы должны либеральничать в вопросах встречи человека с Богом?
Так что, пусть в меня кидают камнями, но считаю исповедь важным этапом подготовки души человека для встречи со Христом. И не нужно отказываться от этой традиции из-за страха формализации исповеди, ведь волков бояться — в лес не ходить. Для того чтобы этого не было, нам самим нужно перестать быть формалистами.
Женское очищение и редакторские ножницы
Что касается горячего обсуждения в сети относительно запрета для женщин приступать к Причастию в дни месячного очищения, то вообще не вижу здесь никакой проблемы. Есть многовековая традиция Церкви, что подтверждается специальными чинами в церковных требниках. Яркий пример — чин «Молитвы жене родильнице, по четыредесяти днех». В нем есть такие слова, обращенные к Богу:
«Господи Боже Вседержителю, Отче Господа нашего Иисуса Христа, все естество словесное же и безсловесное словом Твоим создавый, и вся от несущих во еже быти приведый, Тебе молимся, и Тебе просим: Твоею волею спасл еси рабу Твою, (имярек), очисти от всякаго греха, и от всякия скверны, приходящую ко святей Твоей Церкви, да неосужденно сподобится причаститися святых Твоих Таин».
А вот еще одна молитва с того же чина: «Господи Боже наш, пришедый на спасение рода человеческаго, прииди и на рабу Твою, (имярек), и сподоби ю честным Твоим пресвитерством, входа храма славы Твоея: омый ея скверну телесную и скверну душевную во исполнении четыредесяти дний: творяй ю достойну и причащения честнаго Тела и Крове Твоея».
Эти молитвы не сегодня написаны, а выверены временем. Если мы, современные православные христиане, пойдем по пути либерализации церковных устоявшихся традиций в угоду феминизации общества, то даже страшно представить, куда нас это приведет. Как минимум начнем редактировать требники, как максимум — начнем править соборные и апостольские правила.
От количества к качеству
Немало копий сломано о частоте Причастия для современных православных христиан Русской Церкви. Лично для себя решил этот вопрос довольно просто, еще в свою бытность мирянином. Согласитесь, мы же не ставим вопрос: как часто нам нужно принимать пищу? Мы делаем это так часто, как нам этого хочется. С Причастием похожий принцип.
Думаю, будет логичным причащаться тогда, когда этого требует наша душа. Как правило, для прихожан собора, где служу это среднестатистическое — раз-два в месяц. Есть и те, кто приступает к Чаше немного чаще, а кто-то реже. Но не уверен, что духовенство должно насильно вторгаться в эту сферу и начинать всех приводить к одному знаменателю. Если вернуться к сравнению встречи человека с президентом, то сами посудите, что случится, если гражданин зачастит с визитами к высокопоставленной особе?
Может, эта аналогия не совсем корректна, но результат в случае с Причастием может быть тем же самым — человек перестанет ценить эти встречи, начнет забывать благодарить за оказанную честь, превратит визиты в обыденность. Если кто-то сможет сохранить благоговение, причащаясь ежедневно — да, пожалуйста! В этом деле, на мой субъективный взгляд, должен быть индивидуальный подход духовника к каждому верующему, а не жесткая регламентация для всей Церкви. И это, как мне кажется, в проекте документа вполне отражено. Ведь зачастую, как и со многим другим, здесь важно не количество, а качество.