Почему Великим постом люди ругаются, обижаются, а порой даже совершают непоправимые поступки? Что происходит в душе человека, решившего поститься? Об этом — игумен Савва (Мажуко).
Каждый год — одно и то же. Ежегодная встряска и испытание. Проверка на прочность и верность. Экзамен на состоятельность. Проба на подлинность. Это все — про Великий пост, время красивое и печальное, торжественно-задумчивые службы, аскетические опыты и духовные упражнения.
Мы постимся не просто так. Не исполняя древний и непонятный обычай, семейную традицию или национальный каприз. Вопрос — в доступности истины. Нужно так изменить себя, чтобы та истина, то Откровение, что является нервом всей христианской жизни — Благовестие Пасхи и Воскресения, победа над смертью — стало доступно нам, было пережито реально и действительно в моем личном опыте. Поэтому смысл Поста — в Пасхе.
Мы изменяем себя, трудимся над собой, чтобы эта весть достигла нас в ее не искаженном виде. Не просто как нежный семейный праздник с таинственной ночной службой и разговением за круглым бабушкиным столом — это тоже важно и иметь такой опыт — огромное счастье, — но преображение всего мира, единство этого мира в единстве Жизни Божественной, всё пронизывающей, всевоскрешающей благодати Победителя Смерти. Вот для чего мы очищаем себя, исправляем свои злые навыки, и еще проще — знакомимся с собой, тем самым человеком, к которому эта пасхальная весть обращена.
Многие православные люди замечают, что Постом становишься сам не свой. Обостряются какие-то черты характера, встают из гробов забытые пристрастия, обиды и раздражительность. Неожиданно для себя можешь обидеть человека — вот прямо на ровном месте рассердиться из-за глупости, из-за чепухи, по инерции, разволновавшись, как ребенок или капризная барышня.
Внезапно объесться какими-то булочками до болей в животе, три ночи подряд смотреть слезливый сериал, который и в жизни бы не включил просто из брезгливости. И как-то вечером обозреть жизнь свою серую и неуютную и разреветься от жалости к себе и ночью отрыть пыльную бутылку рома, древнего, забытого давно в шкафу и ненужного, и пить фужерами, давясь холодным салом с запахом газеты — все равно пропаду, позабытый и ненужный, так хоть сала поем, чтобы не так обидно.
Люди, давно бросившие курить, забывшие вкус выпивки и эротики, веселые и ровные в обычной жизни, совсем необидчивые и обходительные, неожиданно срываются куда-то вниз и вяло падают без сопротивления, виновато улыбаясь самим себе. Будто не Пост вовсе, а нападение «зловещих мертвецов» — страстей и привычек, преданных забвению и, казалось, истребленных и истлевших в своих узеньких гробах.
Что это такое? Почему это с нами происходит? И кто в этом виноват? Может быть — обычное весеннее обострение, изменения погоды и гормональный сбой, внезапный переход на пищу растительную и завышенные требования православного благочестия? Это всё, конечно, немаловажно, и опыт показывает, что самое простое объяснение чаще всего — наиболее вероятное. Однако.
Наша обычная размеренная жизнь, размеренная даже внезапностями образа жизни хлопотливого и суетного, не дает нам вглядеться в себя — что за чудовища дремлют там внутри колодца, мирно так посапывая. Так бывает, что человек, пришедший впервые на исповедь, ничего про себя плохого и сказать не может — и ведь не врет — действительно — приличный человек, любит стихи и кошек, навещает родителей по субботам, и с недоумением читает у прп. Иоанна Лествичника о том, что в сердце каждого человека живут семена всех, абсолютно всех грехов, и порок — в сердце каждого, подчеркиваю — каждого человека, а значит и в моем.
— Что же получается — и Гитлер во мне гнездится, и Сталин скрывается?
— Непременно!
— И Джек-потрошитель, и вот этот ужасный…
— Обязательно!
— Но как же, позвольте, я ведь приличный человек…
— Поститься пробовали?
Это очень сложная тема, требующая длинного и подробного разговора, и я здесь приведу лишь один образ, намек, аналогию, которая поможет кое-что прояснить. Есть люди, пристрастные к марихуане и гашишу, молодые, в основном люди. Безжалостные социологи даже утверждают, что в США 40% школьников хотя бы раз пробовали «травку». Не об этом речь. Этот наркотик содержит вещества с почти «лошадиной фамилией» — каннабиноиды. Эти хитрые «лошадки» очень любят «устроиться» в жировых тканях человека, — уютнее там, что ли?
Попали в организм человека, и сидят смирно среди липидов — в мозге, легких и других тканях, богатых жиром. И очень неохотно они из жира уходят, порой могут и по 6 месяцев сидеть-посиживать и голоса не подавать. Но вдруг — начал человек худеть. Заболел, положим, поднялась температура, или сел на диету, или перенервничал — «лошадки» вырываются из «жирных объятий», и человек, давно уже марихуану не пробовавший, в самом неподходящем месте, скажем, за рулем, на экзамене, стоя на балконе, внезапно увидит море, пальмы и акул, одним словом, испытает наркотическое опьянение.
Нечто подобное происходит всякий раз, когда человек решается на какой-нибудь духовный труд и подвиг. Связанные в нашей душе суетой и хлопотами, просыпаются наши «кони», целые кавалерии страстей и страстишек и сметают пограничные заставы, а с ними и надежды чего-то достичь, в чем-то преуспеть, просто стать лучше Это нормально. Не надо отчаиваться. «Чадо, аще приступаеши работати Господеви, уготовай душу свою во искушение».
Если уж я берусь истребить зло из себя, изгнать то, что не просто исподтишка отравляет мою жизнь, но что вводит в заблуждение мой ум и волю, — следует набраться мужества и решительности, смело называя вещи своими именами, не боясь «давать имена» демонам, живущим во мне, бороться с этим зверьем, с достоинством перенося поражения, потому что даже эти поражения учат нас не только ценить дар Пасхи, но и совсем просто — быть снисходительными с ближним, что и есть та мера мудрости, которая доступна самому незадачливому постнику.