Как известно, в «спальных» районах Москвы катастрофически не хватает храмов. В воскресные и праздничные дни в маленьких храмах на окраинах города не могут поместиться все желающие, не говоря уже о родителях с детьми, которым зачастую приходится стоять на улице до начала причащения, а потом с трудом протискиваться к Чаше.   Автору неоднократно случалось наблюдать причащение детей в притворе переполненного храма. Многих пожилых людей удерживает от посещения храма духота и толчея, отсутствие возможности выйти на улицу при плохом самочувствии.

Всенощная в храме святителя Николая у Соломенной сторожки. Источник agios-nicolos.ru

Стремление людей к храму не может не радовать, но одновременно встает вопрос, насколько полноценным будет воцерковление людей, особенно детей, в условиях, когда из-за тесноты и давки   не удается проникнуться духом православного богослужения. Не говоря уже о том, можно ли хоть что-то услышать, стоя в притворе или на улице.

Проблема стоит достаточно остро, и на первый взгляд выглядит почти неразрешимой. В старые времена, когда храм становился мал, его разбирали и заменяли новым, более просторным. Ныне существующие храмы дореволюционной постройки являются архитектурными и историческими памятниками, их нельзя расширять и перестраивать, а новое строительство наталкивается на трудноразрешимые проблемы поиска места и оформления землеотвода.

В данном докладе предпринята попытка оценить существующее положение на примере района Ховрино и двух прилегающих районов, Головинского и Левобережного, и выявить потенциальные пути решения проблемы.

О публичных слушаниях по Генплану летом 2009 года и их итогах

В августе 2009 года для москвичей прошли публичные слушания по проекту Актуализированного Генерального плана города Москвы на период до 2025 года. Перед слушаниями в течение двух недель можно было ознакомиться с экспозициями нового Генплана, открытыми в каждом районе города. Однако многие посетители жаловались, что материалы Генплана, выставленные для ознакомления, имели абсолютно недоступный пониманию людей характер, пресса сетовала, что мероприятие проводится в период летних отпусков, в ограниченные сроки, только «для галочки».

Московская епархия обратилась ко всем православным верующим с просьбой максимально активно участвовать в публичных слушаниях, создавать «десятки» — церковные общины — и подавать предложения, требующие строительства храмов в конкретных местах, в шаговой доступности от жилья, буквально в каждом микрорайоне столицы.

На публичных слушаниях по проекту Генплана Москвы и правил землепользования заместитель мэра в правительстве столицы Валерий Виноградов заявлял, что: «Количество храмов в Москве, в первую очередь православных, должно увеличиться. Мэр Москвы Юрий Лужков активно откликнулся на обращения патриарха Кирилла по строительству храмов, особенно в периферийных районах, где церквей недостаточно».

Однако в разработанных столичным руководством проектах «Актуализированного Генерального плана города Москвы на период до 2025 года» и «Правил землепользования и застройки в городе Москве» нет предложений по решению требуемой Патриархом Московским и всея Руси Кириллом задачи-минимум: иметь православный храм в каждом микрорайоне Москвы, то есть один храм на каждые 10 тысяч человек.

В Заключениях по результатам публичных слушаний фигурируют многочисленные обращения москвичей с просьбой предусмотреть места для строительства православных храмов.   В том числе по САО таких обращений насчитывается несколько десятков.

Ответы на обращения граждан носили характер отписки; самый общий ответ был следующий: «Генплан не устанавливает конкретные места размещения объектов религиозных конфессий. Правилами землепользования и застройки возможность строительства, реконструкции этих объектов на земельных участках правообладателей предусмотрена в границах общественно-деловых зон».

Другой вариант ответа звучал следующим образом: «Законодательством РФ и города Москвы объекты религиозных конфессий не отнесены к объектам капитального строительства федерального, регионального значения, планирование размещения которых обеспечивают органы государственной власти».

Таким образом, приходится констатировать нежелание разработчиков Генерального плана города идти навстречу пожеланиям граждан и принимать всерьез духовные потребности москвичей.

В декабре 2009 года Мосгордума приняла проект Генерального плана Москвы в первом чтении. Повторное рассмотрение проекта Генплана было отложено мэром города до весны 2010 года под воздействием активной критики проекта со стороны СМИ и жителей города.

Рассмотрим более детально ситуацию с православными храмами в Московском районе Ховрино.

Экскурс в историю района

С давних времен Ховрино, на речке Лихоборке, то было селом, то превращалось в деревню. Здесь сменилось несколько храмов; последний из них, существующий по сей день, выстроен в 1868 году по проекту выдающегося московского архитектора Михаила Доримедонтовича Быковского.

Быковский указал владельцу усадьбы Е. В. Молчанову место для строительства храма на повороте усадебной дороги в сторону села Дегунина. Теперь это угол Клинской и Фестивальной улиц; храм просматривается издалека, замыкая перспективу Фестивальной улицы.

Историк А.Ярцев в 1900 году так отзывался о Знаменском храме: «Небольшой, но очень вместительный для села Ховринский храм вместе с тем представляет редкое явление среди деревенских церквей как по архитектурной композиции, так и по своей внутренней отделке». Газета «Русские ведомости» писала о сходстве Ховринского храма с Московским Храмом Спасителя: он не имеет отдельной колокольни, колокола размещены в башнях, окружающих центральный купол.

В конце XIX века Ховрино, примыкающее к одноименной станции Октябрьской железной дороги, было популярным дачным местом. В 1960-х Ховрино вошло в состав Москвы, сельские дома снесли, район застроили пятиэтажками. В настоящее время Ховрино – один из наиболее активно застраиваемых районов столицы; в последнее десятилетие здесь идет снос пятиэтажных жилых домов и застройка новыми жилыми корпусами с повышением этажности в два-три раза. Нетрудно догадаться, что в современных условиях некогда очень вместительный сельский храм не может удовлетворить духовные потребности растущего городского населения.

Цифровые показатели по району

Согласно данным официального сайта муниципального района «Ховрино», население района составляет 67 тысяч человек, однако, по-видимому, уже сегодня эти данные не соответствуют действительности, т.к. с момента последней переписи район активно заселяется и продолжает застраиваться.

Расчет необходимого количества храмов

Вместимость Храма иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрино составляет порядка 250 человек. Согласно действующим нормам строительства православных храмов [i] , такой храм должен обслуживать порядка 30 тысяч жителей. В реальности население превышает это число более чем в два раза. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что храм расположен на границе с жилым массивом Головинского района, на территории которого нет ни одного православного храма, а население по официальным данным составляет 82,5 тысячи жителей.

Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Ховрино

Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Ховрино

До революции в селе Головине располагался Казанский женский монастырь, имевший в 1917 году 4 храма с 6 престолами. Монастырь был разрушен, до наших дней чудом дожила колокольня постройки 1911 года, затиснутая между жилых домов. Несколько лет назад колокольня отреставрирована, в ней устроена часовня, приписанная в Храму Знамения в Аксиньино.

Храм Знамения в Аксиньино, расположен на границе района Ховрино, но территориально относится к Левобережному району (с населением в 50 тысяч жителей). Храм построен в 1884 году по проекту архитектора А. Г. Вейденбаума, это одна из тех немногих церквей, которые не закрывались в советское время. Вместимость этого храма не превышает 300 человек. Можно с уверенностью сказать, что значительная часть жителей района Ховрино, проживающих по улицам Фестивальной и Ляпидевского, тяготеет к этому храму.

В Левобережном районе имеется еще храм святых бессребреников Космы и Дамиана в селе Космодемьянском, находящийся на правом берегу канала им. Москвы при Химкинской больнице №1. В пешеходной доступности от этого храма нет ни одного жилого здания, за исключением пансионата ветеранов труда, поэтому доступность храма для жителей района только транспортная.

Таким образом, три «спальных» района Северного округа Москвы с общим населением свыше 200 тысяч жителей духовно окормляют только два православных храма суммарной вместимостью 550 прихожан, в то время как по нормам, разработанным еще 10 лет назад, на такое количество жителей требуются храмы втрое большей вместимости — на 1500 человек.

Исходя из поставленной Патриархом Московским и всея Руси Кириллом задачи (один храм на каждые 10 тысяч человек), в этих трех смежных районах должно быть до 20 храмов, причем с учетом действующих норм это будут храмы малой вместимости (от 50 до 100 человек), примерными габаритами от 7х5 до 9х7 метров [ii] .

Отдельное внимание следует уделить пешеходной доступности храмов. Если исходить из требуемой по нормам пешеходной доступности в пределах 20-25 минут, то храм должен обслуживать район радиусом 2 километра. Однако среднюю скорость пешехода – 5 км в час – некорректно применять в отношении таких групп прихожан, как пенсионеры, инвалиды или родители с детьми. Кроме того, передвижение по городу затрудняется пересечением оживленных магистралей. Поэтому предпочтительно планировать размещение храма в границах одного микрорайона, ограниченного городскими улицами, с шаговой доступностью в радиусе около 500 метров.

Попытка предложения мест для строительства

Разработчики Генерального плана Москвы предлагают размещать храмы в границах общественно-деловых зон. На территории района Ховрино имеется две таких зоны.   Первая расположена на пересечении улиц Лавочкина и Петрозаводской; вторая – на пересечении улиц Лавочкина и Флотской. Оба участка предоставляют чрезвычайно выгодное с градостроительной точки зрения место для капитального строительства вместительного храма. Храм на перекрестке улиц может стать красивой градостроительной доминантой; кроме того вблизи находятся жилые массивы, жители которых станут прихожанами этих храмов.

На перечисленных участках, в случае утверждения Генерального плана в нынешнем виде, целесообразно добиваться капитального строительства не просто храмов, а целых приходских комплексов, организующих духовную жизнь района.

В Головинском районе запроектирована обширная многофункциональная общественно-деловая зона на Кронштадтском бульваре; в этом месте уже начато строительство храма-часовни святителя Николая Чудотворца при торговом комплексе «У Водного».

Помимо этого для реализации идеи «Храм в шаговой доступности» целесообразно изыскивать участки для строительства быстровозводимых деревянных храмов, рассчитанных на 50-100 прихожан, с оформлением их как временных сооружений. В рассматриваемых районах имеются два основных типа участков для возведения таких храмов.

Первый тип — внутри дворовые территории, где на относительно небольшом свободном участке может быть легко размещено деревянное здание таких размеров. Предлагается четыре таких участка: на улице Петрозаводская, на улице Флотская, на Клинской улице и на Валдайском проезде.

Второй тип участков использует рекреационные зоны бульваров и парков. Такие участки могут быть найдены на Кронштадтском бульваре, Лихоборской набережной, в Парке Дружбы и в сквере внутри жилого микрорайона на улице Беломорской. Зеленые насаждения образуют чрезвычайно удачный фон для храма, также и деревянное здание храма своими формами великолепно гармонирует с островками природы в ткани многоэтажной застройки.

Прекрасный пример такого размещения дает храм Великомученика Георгия Победоносца в Коптево, расположенный соседнем районе Войковский и замыкающий собой Коптевский бульвар. Храм построен в 1997-98 годах при содействии жителей района и на сегодняшний день представляет собой приходской комплекс с крестильней, домовым храмом, воскресной школой и иконной лавкой.

Храм св. Георгия Победоносца в Коптеве

Храм св. Георгия Победоносца в Коптеве

Таким образом, предлагается два новых участка для капитального и не менее восьми участков для временного строительства храмов на территории районов Ховрино – Головинский – Левобережный. При необходимости могут быть найдены и другие участки для размещения быстровозводимых малых храмов, строительство которых можно считать приоритетным и перспективным направлением. На опыте такого строительства хочется остановиться чуть подробнее.

Строительство быстровозводимых церквей как путь преодоления нехватки храмов в мегаполисах

В 2007 году Российский Клуб Православных меценатов выступил с проектом строительства   храмов из быстровозводимых конструкций в «спальных» районах Москвы, Петербурга и других мегаполисов. Предлагалось возводить до 300 храмов ежегодно. Проект получил одобрение известного петербуржского священника о. Артемия Скрипкина, а затем и такого авторитетного пастыря, как о. Димитрий Смирнов.

Первый такой храм из клееного бруса планировалось возвести в апреле 2007 года силами Санкт-Петербургской «Гильдии плотников». Стоимость строительства храма оценивалась дешевле стоимости однокомнатной квартиры.

В силу определенных обстоятельств реализация проекта затянулась, и через год Российский Клуб Православных меценатов выступил с более скромным, но не менее интересным проектом «Семь храмов в семи городах за один день».   Для реализации проекта была привлечена строительно-производственная компания «Город Зодчих». Финансирование проекта ведется за счет благотворителей, среди которых есть как местные предприниматели и представители администрации, так и члены Клуба Православных меценатов.

7 апреля 2008 года в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы стартовал первый этап Международного проекта РКПМ «Семь храмов в семи городах за один день». В географическом центре России, Кемерово,   был возведен первый в истории современной России обыденный храм, который освятил малым чином епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх.

Сборно-разборная церковь должна стать первым этапом строительства будущего храмового комплекса в честь святой великомученицы Варвары на 1500 человек. Площадь храма – около 100 квадратных метров, вмещает он примерно 120-150 человек. Впоследствии при необходимости храм можно будет поднять с помощью подъемного крана и перевезти на новое место.

На втором этапе реализации проекта, в канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, 3-го декабря 2008 г. в столицах трех братских славянских государств — Москве, Киеве и Минске — одновременно началось строительство трех обыденных храмов, которое завершилось   через 24 часа — 4-го декабря.

Утром 4 декабря в трех обыденных храмах, при стечении многих молящихся,   одновременно прошел чин малого освящения, а затем отслужена Литургия, во время которой уже были первые причастники. Московский обыденный храм освящен в честь Сретения Господня, киевский – Введения во храм Пресвятой Богородицы, минский – Рождества Пресвятой Богородицы.

Московский обыденный храм, посвященный Сретению Господню, сооружен на территории завода ФПК «САТОРИ» и доступен как сотрудникам предприятия, так и жителям микрорайона.

Площадь храмов, возведенных в Киеве и Минске, составляет 50 м2 , и они рассчитаны примерно на 80 человек; площадь московского храма, повторяющего форму и размеры храма в Кемерово, — 80 м2, туда входит уже около 120 человек. Стоимость изготовления и возведения храма площадью 80 м2 и высотой (с крестом) около 16 метров составляет около 4 миллионов рублей (100 тысяч евро). А стоимость храма высотой 50 м2 и высотой (с крестом) 13 метров — 1,5 миллиона рублей (40 тысяч евро). Данные цены не учитывают доставку до места сборки, фундаментные работы и командировочные расходы на проживание бригады из 8 — 10 человек. Таким образом, цены на изготовление и сбор обыденных храмов, предлагаемые «Городом Зодчих», по оценке специалистов, в 2-3 раза меньше, чем стоимость «традиционных» проектов.

На очереди   – возведение храмов в Коктебеле и в Швейцарии (в память русских воинов, погибших при переходе Суворова через Альпы), однако из-за недостатка средств эти планы не удалось реализовать в 2009 году. По задумке Клуба Православных меценатов, на третьем этапе проекта в 2010 году должно быть возведено семь Храмов в один день в крупнейших городах семи федеральных округов России.

Заключение

В деле строительства храмов огромная роль принадлежит инициативе, исходящей от православного населения города. Московская Патриархия, общественные организации, такие как Союз православных граждан, призывают жителей формировать православные общины (десятки), регистрировать их, после чего можно заниматься оформлением земельных участков во временное пользование и возводить столь необходимые городу храмы. Таким способом быстрее и удобнее всего может быть решена задача, поставленная Святейшим Патриархом Кириллом: храм в каждом микрорайоне столицы.

Резюме

28 января 2010 года состоялось заседание секции «Традиции русского храмового зодчества» в рамках XVIII Международных образовательных Рождественских чтений,   на котором был зачитан данный доклад.

Во время обсуждения собравшиеся согласились с мнением, что, несмотря на простоту возведения временных малых храмов, им не следует придавать приоритетного значения. Современный православный храм должен соответствовать масштабу городской застройки, чтобы уже своим величественным внешним обликом оказывать воспитательное воздействие на душу прихожан, внушать всем горожанам уважение и благоговение.

Строительство храма всегда сопровождалось жертвой. Государственная власть или частные землевладельцы жертвовали участки земли для возведения храмов, находились благотворители, делавшие крупные вклады, а подчас деньги на строительство собирали, что называется, «всем миром». Любой русский человек считал своим долгом пожертвовать хоть копейку на храм.

В современных условиях огромное значение приобретает не только инициатива малых церковных общин, но и готовность городских властей, крупных землевладельцев выделять участки для храмоздательства. Необходимо понимание того, что современные, светлые, вместительные храмы, построенные в лучших традициях русской церковной архитектуры, станут истинным украшением городской застройки, и долгие годы будут оказывать благотворное влияние на духовный климат современного мегаполиса.

Использованные материалы

Журнал Кирилла Фролова, председателя ассоциации православных экспертов http://kirillfrolov.livejournal.com/603070.html

Заметка «Хочешь храм во дворе — заяви, пока не поздно!» на сайте Милосердие.ру http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=20&s=36&id=9783

«Русский обозреватель» http://www.rus-obr.ru/days/3670

Предложения и замечания участников публичных слушаний, поступившие в период работы экспозиции по материалам проекта актуализированного Генерального плана города Москвы на период до 2025 г. по САО. http://sao.mos.ru/?r=13&id=6508

Официальный сайт храма иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине. http://znamenie-hovrino.ru/

СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ. ЗДАНИЯ, СООРУЖЕНИЯ И КОМПЛЕКСЫ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ. 1999-12-27 http://www.rmnt.ru/docs/cat_sp/26223.print1.htm

Клуб православных меценатов http://rkpm.ru/

Проект «Семь храмов в семи городах за один день» http://7hramov.ru/


[i] Свод Правил «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» (СП 31-103-99) выпущенный Архитектурно-художественным проектно-реставрационным центром Московского Патриархата АХЦ «Арххрам» в 2000 году, принят и рекомендован к применению Госстроем России.

[ii] Исходя из данных, приводимых в кандидатской диссертации архитектора И. П. Канаева. http://www.ikanaev.ru/Publikat.html

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.