Заявка на строительство российского Духовно-культурного православного центра в Париже будет доработана. И, хотя по словам сторон, об отказе от проекта речи не идет, дискуссия вокруг проекта вызвала напряжение. Российский проект Духовно-культурного православного центра был выбран из десятков других международным жюри. Однако власти и жители Парижа не согласны с внешним видом будущего центра.
Как быть, когда возникает конфликт между потребностями одних жителей города в строительстве храмов и других — в сохранении архитектурной застройки или привычной среды обитания?
Комментирует историк архитектуры, кандидат искусствоведения Николай Васильев:
Подобная история была в Риме лет 100 назад, когда там собирались строить православный храм, не очень большой, но типичный, в русском стиле. По этому поводу были долгие войны с итальянцами, в результате храм поставили почти за городом тогдашнего Рима, на отшибе, на отдельном холме. Издалека этот храм можно увидеть, только если заранее знать, в какую сторону смотреть. И, естественно, что этот храм никак не спорит с историческими храмами в центре Рима. А относительно недавно, 20 лет назад, в Риме был скандал по поводу строительства большой мечети. В результате, чтобы не нарушать историческую среду, мечеть была построена в пригороде.
Проект нынешнего парижского храма был выбран в результате конкурса. Я этот проект видел, мне кажется, что он выглядит довольно странно, я бы даже сказал, скандально и вызывающе. В конкурсах часто побеждают странные проекты.
А что касается современной церковной архитектуры, то можно сказать, что ее нет. В начале ХХ века строились прекрасные церкви, которые были современны для своего исторического периода, можно вспомнить имена Бондаренко, Щусева.
То, что возникает в последние 15-20 лет в разных районах Москвы, особенно в тех, где не сохранились исторические храмы, выглядит просто некрасиво(я не говорю о том, как иногда реставрируют исторические храмы, это отдельная история). Сейчас у нас строят храмы так «как батюшке нравится», хорошо, если у батюшки хороший вкус, а если нет?
Нет общей понятной политики того, какими должны быть храмы. Мусульманам в этом смысле проще, мечеть может выглядеть как угодно. Проще и католикам, у них есть опыт строительства современных церквей.
А ведь у нас есть хорошие образцы небольших храмов, на которые почему-то никто не хочет ориентироваться. Например, храмы Марфо-Мариинской обители, есть классические соборы Петербурга. А у нас воспроизводят нечто в псевдорусском стиле, в духе того, как в ХIХ веке воспроизводили произведения древнерусской архитектуры.
Тот же храм Покрова на рву, более известный как собор Василия Блаженного не был построен в том виде, в котором мы его знаем, сначала у него появились дополнительные главки, потом в ХVII веке их сделали цветными и так далее. Ничего похожего на этот храм построено не было до постройки Спаса-на-Крови в Петербурге на канале Грибоедова. Этот собор так запал в душу, что на него часто ориентируются, но делают это не очень умело. Нужно понимать, что скопировать этот образец непросто. Мне кажется, что пока в России не родился архитектор, который может достойно это сделать. Такие люди рождаются, может быть, раз в 500 лет.
Строительство храма в псевдорусском стиле в центре Парижа выглядело бы как некий аттракцион, сочетание русского пятиглавия с «волной» крыши очень неорганично. Французы очень трепетно относятся к своей архитектуре и, возможно, они воспринимают наш проект как попытку превратить Париж в Диснейленд. Я не исключаю какого-нибудь политического подтекста в деле строительства храма, но мы говорим не о политике, а об архитектуре.