Какое отношение имеют к нашей жизни исцелённый бесноватый и утонувшие свиньи? Размышляет священник Константин Камышанов.
«Добропобедные отцы» — все мы читали эти слова. Что это значит?
В предании есть история про то, как однажды некий авва пришел со своим учеником в город, и они заблудились. Наставник послал ученика спросить дорогу. А в это время народ стремился на ристалище на стадион. Ученик спросил некоего мужчину так:
— Куда ты стремишься, о неверный?
И получил по шее.
Тогда авва сам подошел к гражданину и обратился к нему так:
— Я вижу, что ты серьезный человек и так же, как и мы, ищешь истину. Не мог ли бы, ты, брат…
Дорога немедленно была указана.
Теперь читаем в Евангелии:
И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что’ Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.
Первая реакция больного человека: снова пришли его мучить! Естественно, так как до этого он ничего хорошего от людей не видел. Тем более, неожиданная встреча с большой компанией решительных людей произошла в предрассветном сумраке. В те времена встреча с ночной бродячей компанией не сулила ничего хорошего.
Он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни; увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему.
Несчастный страдал всю жизнь не только от бесов, но и от людей. Люди его измучили настолько, что он бежал от них в горы.
Гадаринская страна — это горы недалеко от озера Кинерет. Там много узких ущелий и пещер, которые по-славянски называются «гробы», так как на Востоке умерших часто не хоронили, как у нас, в земле, а клали в пещеры и вход замуровывали. В горах и гробах этому бесноватому было лучше, чем среди родных. Без пищи, без тепла, зато на свободе.
Мы без труда можем заметить, что большая часть евангельских чудес была совершена Христом ради совершенно отчаявшихся людей. Чудеса были сотворены над слепыми, расслабленными и даже над умершими, ради их родственников.
В этих чудесах Господь обозначает нам несколько важных вещей.
Во-первых, то, что Бог — благ, и никто у Него не забыт. Господь ищет всякого человека везде и всегда. А во-вторых, что любовь к людям — это залог любви к Богу. Милость к слабым — самый простой способ доказать свою любовь к Богу и людям. Во всем этом мы можем видеть важность двух встречных потоков любви. Начинается это движение с того, что человек однажды начинает видеть Бога. Видеть его можно сердцем, умом или таинственно и неописуемо духом. Бесноватый увидел Его поневоле, через особенность болезни.
Житель гробов, которому в силу болезни, был открыт мир поднебесной — обиталища бесов, смог в нем различить кого-то очень странного. Он увидел в Нем существо, противоположное мучившим его бесам. Увидев Христа, смог оценить Его величие и поклонился Ему. Он позволил Христу совершить над ним Его волю.
Бесноватый увидел необыкновенное — Христа. А Христос, очевидно, намеренно искал его.
О странности Христа рассуждали и ученики, бывшие с ним в лодке. Они только что вышли из чуть не утонувшей лодки. Они видели хождение Петра по водам. Они видели укрощение бури:
— Кто это, приказывающий ветрам и буре?
Христос не торопится Сам свидетельствовать о себе. Он собирает свидетелей. На их вопрос дает ответ незнакомец:
Иисус, Сын Бога Всевышнего
Сын Бога — это невероятное сочетание слов для иудеев. Но чудо и исцеленный человек свидетельствуют об этой новой тайне. Страх бури сменяется страхом близости чуда.
Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.
Совершенно естественно, что исцеленный человек, найдя рядом с Христом благо, не захотел оставить врача. Зачем возвращаться в город, где он был никому не нужен и где он принял много зла? Тайна поразительного сочетания божества и человека заворожила душу гадаринского жителя настолько, что он тут же был готов уйти с Ним куда угодно.
Чудо внезапно поражает душу, возвращает ей слух и зрение, так, что она неожиданно рядом с собой видит и слышит Бога. И пораженный человек, пугаясь своей забывчивости, восклицает:
— Бог рядом!
Так и жители той страны пришли в ужас. И было отчего. Они, правоверные иудеи, жившие в окружении язычников, занимались очень сомнительным делом: разведением свиней на продажу. Это как если бы сегодня «добрый» христианин занимался сутенерством, наркотиками, торговлей водки, обманом или лихоимством. Предположим, сам вино не пьет, а водку отпускает в розлив местным алкоголикам, наживаясь на горе и слезах его родни.
В Рязани я видел афонский флаг на элеваторе пивзавода. Черное полотнище со словами «Православие или смерть» висит также на входе в офис пивоваренной компании. Как у хозяина сочетается в голове торговля этим газированным напитком с православием и смертью, я не могу постигнуть.
Чудо напомнило свиноводам сразу о многом. С одной стороны, о Боге. Бесы не могли изгнать самих себя. Этого не могли сделать жители гадаринского города. Остается только то, что это свершилось силой Бога.
Близость Бога обличила предпримчивых горожан и напомнила сразу о двух забытых вещах: о Завете и милосердии.
Напоминание о Завете обличает их грязный бизнес. Два столпа Библии: псалмы Давида и книга Иова косвенно обличили горожан в немилосердии к больному и несчастному соседу.
Чудо, как близость Бога, поставило вопрос о сворачивании коммерческой «схемы». Однако вопрос легких заработков, забота о пропитании семей, оплате налогов, покупке излишеств стали перевешивать другую чашу весов. Все как у нас.
Все мы, так или иначе, задействованы в товарно-денежных отношениях. И в большинстве случаев, быть христианином — это терпеть некоторые убытки. Грех всегда прибыльней.
Христианин должен вести бизнес кристально чисто, держать слово, никогда не обманывать, возвращать долги и многое другое. Это не только глобальные поступки, но вплоть до мелочей: не воровать время работодателя, просиживая рабочее время в Интернет, не уходить пораньше с работы, качественно исполнять работу, не лениться. Не должен христианин также участвовать в «схемах» ни в каком виде, ни руководителем, ни исполнителем.
Сын Божий принес гадаринцам дискомфорт. А поскольку с таким человеком на рожон не попрешь, то они просили Его уйти по-хорошему, не считаясь с убытками. Сейчас точно так же многие стараются поступить с Богом как с фининспектором или бизнес-партнером — откупиться или вытолкать. Понимая, что ходят под Богом, могут, например, «отгрузить» денег на храм. Мало ли. Вдруг пронесет. У кого нет денег, могут оплатить «налоги» мелкими взносами и общественными работами: свечками, поклончиками, «стоянием» на службе и много еще тем, чем богата околоцерковная обрядовая жизнь. Но Христу не нужны проценты с грязного бизнеса, грязной жизни или служения.
Еще выгодней попробовать вытолкнуть Бога за дверь без всякой уплаты «налогов». В воскресенье или среди семьи Бог есть. В бизнесе и в понедельник пусть Он идет туда, откуда пришел, из нашей гадаринской области:
Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.
По сути дела, горожане расторгли Завет ради бизнеса. Бог и бизнес помешали друг другу. Грязному бизнесу мешает не только Бог, но люди. Даже близкие люди не желательны в делах. Мы много раз слышали фразу о бизнесе, в котором нет не только Бога, но и вообще человеческого измерения:
— Ничего личного, только бизнес.
Тем самым человек подчеркивает, что его работа — это чистое незамутненное служение мамоне.
Наш труд, в норме, имитирует будущий труд в Раю. Наши труд и жизнь должны быть органичной частью Божьего домостроительства. Мы все призваны сыграть в этом проекте какую-то свою и важную роль. Но если наш труд не является частью Божьего проекта, тогда он является частью какого-то другого замысла, вне Бога.
Свято место пусто не бывает. И если оно не занято Богом, то занимается бесами. Эти незваные мигранты постепенно обустраивают себе в душе свой дом, плодятся, и с возрастом мы видим пенсионера-психа, не могущего ужиться даже с теми, кто его любит. Смерть его родня встречает со вздохом облегчения:
— Сам отмучился и нас перестал мучить.
Что же такого ценного держит при себе, выживший из ума пенсионер? Что ищет молодой самоубийца? Видимость свободы или свободу в том виде, как ее понимают бесы. Свободу от Бога. Свободу от людей и любви. Бесы, ревнуя о любви Бога к человеку, подсаживают его на наркотическую радость греха. Радость бесов — расколоть молотом греха орех личности и похитить дары Божии из рук недалекого и обманутого человека.
Мы все в той или иной степени заражены первородным грехом бесовской свободы и независимости. Грехи — наш бизнес вне дела Бога. Это наши свиньи, с которыми нам жаль расстаться. Ведь благодать берется трудом, а свинская радость почти даром, под сатанинские проценты загробной жизни. Когда это еще настанет загробная жизнь, и будут ли вообще предъявлены платежные документы? Народная «мудрость» говорит о том, что оттуда никто не приходил и ничего не рассказывал.
Нас, почти никого, не пугает бездна, уготованная свиньям. Мы как-то свыклись с мыслью, что Рая нам не видать. Сложилась традиция во мнении, что Рай вообще вещь недостижимая настолько, что и желать его грешно. И говорят, что прилично думать только о непыльном месте в Аду. Конечно, где-то на самом дне теплится мысль, что Господь благ, и Ада на самом деле нет, и что Бог как-то устроит все к лучшему. Мы смеемся, что и в аду живут приличные люди. Но свиньи, летящие в бездну, и бесы, не хотящие возвращаться в ад, говорят о другом: жизнь без Бога — это мучительная, бесконечная катастрофа.
Бесы лгали, что их мучает Христос. Они мучают себя сами, как и мучают себя сами все несчастные люди, не имеющие общей части с Христом. Но бесы не лгали, что жизнь в их мире — мучение. Мучение — вообще все, что не имеет отношения к Богу.
Исцеленный бесноватый хотел остаться с Христом и Его учениками, но Иисус отослал его на проповедь обратно в свой город. Это поучительно тем, что служение Христу происходит не только среди избранных — Его учеников. Не только там, где через череду рукоположений, от самих апостолов, служат пресвитеры — наследники благодати свидетелей жизни Христа. Спасение не означает только лишь принятие священнического сана или учебу в семинарии.
Для большинства людей уготован путь проповеди в своей родной стране, городе, работе и семье. Иммигранты-неудачники мстят ненавистью к России, в которой они родились и не смогли найти место для реализации своих даров, данных от Бога. Комплекс неполноценности заставляет их исторгать слово «Рашка» — той ниве, которую им дал в удел Бог.
Но Бог Сам знает, куда посадить Свой росток. Возможно, миссия человека и будет связана с проповедью Христа в иных землях, но чаще всего эта ненависть пуста, и никакой миссии нет. Гадаринская страна — это наша нива. Нас не позвали в Иерусалим на Голгофу. Нас просили поработать здесь.
Гадаринский христианин уходит к себе в город. Мы должны уйти в свой мир. Ведь проявление беснования состоит не в том, что люди не хотят с нами жить, но в том, что бесноватый не хочет с ними делить кров. Поэтому поступок, противолежащий беснованию — пойти к людям с словом Бога.
Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.
Гадаринский христианин уходит один. Христиане были и будут всегда одни среди своей Гадары. Господу нужны Его люди, свидетельствующие о Нем своей доброй жизнью, побеждающей зло во всех уголках вселенной. Ему нужны добропобедные ученики там, где имя Бога забыто. Ему нужны люди правды.
Притча напоминает, что осуществление правды зависит от двух вещей: от желания принять любовь Бога и дать Ему свою. Исцеленный бесноватый показал пример. В поклонении Христу он дал Богу возможность проявить Свою любовь, а в том, что принял миссию проповеди в родном городе, что он готов вернуть Богу любовь делом.
Задача нашей жизни состоит не в том, чтобы исцелять бесноватых. Эти исцеления — побочный продукт. Наша задача — совершать жертву правды. Она выше слов и намерений. Правда — показатель чистоты души и ее возможности принять в себя Бога. С Богом человек может и горы переставлять, поднимать умерших, исцелять бесноватых и выполнять любую работу Божию на том месте, куда он был послан. Исцеленный отправился исцелять тех, кто хотел вылечить его и сделать таким, как они, преступником Закона.
Язычник, побивший ученика аввы, не увидел в нем ни любви, ни правды. Но это не значит, что грек был зол. Он оказался вполне способен на доброе дело. Условием изменения горожанина стали любовь и правда. Правда, соединенная с любовью — лекарство, помогающее больной душе найти веру и Бога. Исподволь всякая душа ищет возможность стать здоровой, то есть вернуть себе райское блаженство. Язычник принял его от праведника и сам сотворил добро. Бесноватый принял эти дары от Бога и исцелился. Мы, христиане, приняв крещение, обещали нести правду и любовь людям. Мы обещали быть теми, через кого приходит избавление Божие.
Господи, благослови нашу жертву правды!