В конце этого краткого сообщения я расскажу вам о главной причине моего оптимизма, а пока скажу два слова о той «религиозной пропаганде», с которой я за свою жизнь столкнулась в рамках светской общеобразовательной школы.
Первый случай пришел ко мне на дом. Дело было очень давно, в ту пору преподавание основ православия только-только начало входить в моду.
Очень прилично одетая дама привела ко мне своего сына на предмет подготовки его к поступлению в вуз.
С порога дама строго осмотрела помещение, просветлела лицом и размашисто перекрестилась на копию исторической карты Венеции на моей стене.
– Это хорошо, что у вас тут много Божественного, – сказала дама доброжелательно и строго.
– У меня?! – перепугалась я. – Да что вы!
– Да-да-да. Извините, мне важно знать. Вот этот вот крест – он у вас христианский или католический? Это очень важно.
– Ээээ… Гм… Как бы вам сказать…
– Я вижу, вы не очень разбираетесь.
– А вы? – поинтересовалась я заинтригованно.
– Я прекрасно разбираюсь. Я преподаю православие у нас в лицее.
– Да что вы говорите?! И где же вы этому учились?
– На курсах повышения, – безмятежно ответила дама, – на трехмесячных. Тут главное – вера в Бога. Кстати, вот насчет университета. Мой Васечка очень строго воспитан. У вас там не вертеп?
– В плане?!
– В плане разврата.
Васечка, до сей поры не молвивший ни слова, посмотрел на меня с надеждой.
– Боюсь, что вертеп, – честно сказала я.
– Этого я и опасалась, – вздохнула дама, – извините. Нам не подойдет.
* * *
Второй эпизод произошел с моим персональным ребенком, к которому во втором, кажется, классе на пробное занятие привели батюшку.
Ни имени, ни звания этого достойнейшего иерея я не ведаю, но дитя пришло из школы с круглыми глазами и приступило ко мне с вопросами о том, где именно располагается ад и каким местом сажают на раскаленную сковороду тех, кто плохо слушает маму.
На другой день я посетила директора школы и пообещала устроить такой скандал, что чертям в том самом аду станет тошно. Батюшка больше не приходил.
* * *
К чему я рассказываю вам эти довольно стародавние и малозначительные истории?
Я очень верю в людей. Например, лично в вас. Я верю, что, родив ребенка, вы сможете самолично собраться с силами и отвести его в храм, планетарий или политехнический музей. По вашему выбору. Не доверяя более или менее случайным людям такую важную и сложную вещь, как духовное формирование вашего потомства.
И более того. Если вы решите отвести дитятко в храм, вы тщательно выберете ему того священнослужителя, которого сочтете правильным.
Я вот выбрала бы нашего отца Фернандо, который на детских мессах очень много говорит с детьми об отеческой любви Господа нашего к каждому из них.
А не будь я католичкой, я и православных священников нашла бы во множестве, говорящих о Любви и Свете. При всём моем уважении к сковородкам, конечно.
И у вас тоже есть выбор. Если вы за то, чтоб хорошенько напугать своего второклашку вечными муками, милости просим, вам тоже есть куда пойти. Помимо светской общеобразовательной школы и светского университета.
А эти – повторюсь – светские учреждения пускай делают то, ради чего созданы. То есть дают юношеству четкие и ясные знания по математике, чтению, правописанию, физике и химии.
И по основам религии, конечно. Например, в рамках средневековой истории Европы. Для понимания исторических процессов.
Так вот, об оптимизме.
Прочитав список трудов госпожи министра, я впечатлилась. В центре ее академических интересов находится Церковь и ее взаимоотношения с государством и светскими властями. Уверена, что человек, так много прочитавший и написавший на эту актуальнейшую тему, понимает лучше всех нас, что слияние одного с другим приводит к самым сокрушительным последствиям для обеих сторон.
А это мне кажется крайне важным.
Что скажете?