В издательстве «Никея» опубликована новая книга ивановского миссионера иеромонаха Макария (Маркиша) «Псевдоправославие», содержащая как размышления самого автора, так и ответы на вопросы. Иеромонах Макарий (Маркиш) — неутомимый миссионер, в том числе и в интернет-пространстве, на радио, журнале «Фома». Протодиакон Андрей Кураев считает иеромонаха Макария «лучшим православным журналистом современного мира». Отец Макарий рассказывает читателям сайта «Правмир» о новой книге.
Глава из новой книги отца Макария (Маркиша) «Псевдоправославие» О духовной жизни и прелести
— Расскажите, пожалуйста о замысле книги. Почему она называется «Псевдоправославие», что вы понимаете под этим словом? Насколько сегодня актуальна эта проблема, с чем это связано?
Публицистика предоставляет очень широкое и плодотворное поле для сотрудничества между автором и редактором; я очень ценю не просто помощь редакторов «Даниловского Благовестника» и «Никеи», но реальную, практическую синергию с ними, которая только и позволила достичь успеха. Так и заглавие последней книги, «Псевдоправославие», было предложено редакцией «Никеи», и я принял его, хоть и не без некоторых сомнений.
Наш известный политик В.В. Жириновский заявил как-то в своей обычной парадоксальной манере на официальной дискуссии в Кремле: «Цель нашей встречи — не перечислять недостатки. Это социальный мазохизм! Я предпочитаю социальный садизм: ликвидировать недостатки».
И вот, когда мне в первый раз предложили назвать книгу «Псевдоправославие», сразу представился такой околоцерковный «социальный мазохизм», как у иных известных и весьма уважаемых авторов, что не прочь растерзать на себе ризы, посыпать главу пеплом, облачиться во вретище и воссесть на гноище… Однако церковная жизнь, и в особенности миссионерская работа, при ближайшем рассмотрении полностью оправдывают такое название. И вот почему.
Миллионы сегодня приходят (или возвращаются) в Церковь в обстановке:
а) избытка внешних помех — рекламы всяческого околорелигиозного вздора, диких суеверий, самосвятства, сектантства, предрассудков и т.п., и
б) недостатка знаний, навыков духовной жизни и общей культуры, способности спокойно и уверенно разгрести и отбросить весь это мусор, зловонной кучей лежащий у них на пути к Спасителю.
В таких условиях книги о псевдо-Православии просто необходимы — уж никак не меньше, скажем, чем определители ядовитых поганок в сезон массового сбора грибов.
— Какого результата вы хотели достичь в вашей книге?
Продолжая звонкую метафору г-на Жириновского, известной меры социального садизма.
— В чем вам видится наиболее серьезная духовная проблема современных православных людей? С чем связано то, что среди православных так много разводов и прочих примеров неправильно сложившейся жизни?
— Да, пожалуй, вы попали в точку. Кризис, а точнее развал семьи, охвативший весь «пост-христианский» мир, нанес и нам страшную, кровоточащую рану. А ведь семья — это «малая церковь», и её болезни с неизбежностью распространяются на Церковь в целом…
Но коль скоро мы договорились не спотыкаться на перечислении пороков и двигаться к их искоренению, скажу без малейшей тени сомнения: гарантия полноценной, крепкой и счастливой семьи — в руках _каждой_ пары молодоженов. Никаких «объективных» причин гибели семьи, адского жертвоприношения на алтаре развода, не существует; точнее, против них всех есть 100%-но надежное средство. О нем, об этом средстве, моя предыдущая книга «Уроки Любви», и на эту же тему издательство «Никея» готовит еще одну публикацию.
— Ваш миссионерский опыт чрезвычайно богат. Как на Ваш взгляд, с кем сложнее всего «работать»? С интеллигенцией или с людьми самыми простыми?
Думаю, тут не получится дать прямого ответа. Ведь христианская миссия — это всегда «штучная работа». В далеком прошлом мне довелось работать инструктором техучебы: поток за потоком сертифицировать техников по обслуживанию систем безопасности. И я помню, как наш начальник отдела вразумлял «курсантов»:
— Ребята, мы вам даем бумажку с печатью, но это не главное. Главное — чему каждый из вас самостоятельно сумеет научиться за эти две недели и увезти с собою… А мы этого и не узнаем!
Тем более и на пути ко Христу. Душа человека — это глубочайшая, никому, кроме Господа, недоступная тайна; мы видим лишь самый тонкий слой на поверхности. Понятное дело, уровень образования и житейский опыт накладывает определенные рамки на наши отношения с людьми, но что происходит дальше, каковы результаты, — кто знает?…
— В первой же части Вам задают вопрос о зависимостях. Вы отвечаете, что, «переключившись» на Христа, мы от них избавляемся. А как отличить — переключились ли мы на Христа или просто ушли в религию, как страус в песок? По какому плоду познается это дерево?
— Говорят, история про страуса — просто сказка. И то сказать, будь это правдой, всех страусов давно бы уже извели на перья и котлеты. Но вопрос серьезный. Мы видим, что рабы тоталитарных сект избавляются от алкогольной и наркотической зависимости едва ли не с меньшим успехом, чем православные верующие. Конечно, иной раз мы видим закономерный результат, вроде массового самоубийства в Джоунстауне в 1978 году, — но вовсе нет нужды ждать чего-то подобного, дабы сделать выводы.
«Ушли в религию», — говорите вы. Религия — это связь, как разговор по телефону. С кем я говорю? Кто на другом конце провода? Или он вовсе оборван? Выяснить не так уж сложно. Для того и дано нам Евангелие, для того и дан нам двухтысячелетний опыт Святой Церкви. Конечно, некоторые секты и раскольнические группировки узнаются непосредственно по торчащим рогам и копытам, но увы, и на православной ниве могут вырасти бесплодные плевелы.
Замечательные по точности и своевременности наблюдения над трудностями и ошибками, которые угрожают приходящим в Церковь, содержатся в новой книге работ иеромонаха Серафима (Роуза), также недавно изданной «Никеей» под названием «Американский просветитель русского народа». Я переводил их, одну за одной, в течение долгих лет, и они стали для меня словно бы дневником моего собственного пути в Православие. Вот, в частности, что пишет о. Серафим:
«Наверное, вам приходилось слышать такую фразу: «болезнь новообращенных». Идет она от самих новообращенных в Православие, и с состраданием говорит об их духовной борьбе. При этом не надо думать, что речь только об американцах и западно-европейцах: ведь сегодня основная масса верующих — серьезно верующих — это в той или иной мере новообращенные, пришедшие или возвратившиеся в Церковь в результате поиска. Так что в России новообращенные подвержены тем же самым промахам, что и в Америке, и на Западе.
Выражение это указывает на вполне определенную опасность, которая угрожает каждому из нас, если мы, пытаясь вести православный образ жизни, нетвердо стоим на ногах — иными словами, не выработали в себе трезвого взгляда на мир и на самих себя… Так появляются у нас отшельники-пустынножители, неспособные провести хотя бы неделю в послушании в обычном монастыре; иные толкуют о возвышенных молитвенных состояниях, не упуская возможности огрызнуться по любому малейшему поводу; другие мечтают об обращении целых городов и стран, не в силах ужиться даже со своими ближними; и так далее».
Итак, «Трезвитесь, бодрствуйте…» В общем-то, тоненькая книжка Нового Завета остается для нас незаменимым источником живой воды: вся задача — прийти к нему с ведром, а не с решетом.
____________________________________________________
Сегодня ищут люди дорогу в Церковь, туда, где высокие стремления сердца находят свои исполнения, туда, где должна совершиться встреча человека со Христом. Но на этом пути возникает немало прагматичных вопросов: как и что правильно сделать, сколько и в какой последовательности. Зачастую человек начинает заострять свое внимание именно на этой, дисплинарной – нужной, но второстепенной стороне церковной жизни. Что такое Церковь, как правильно войти в Ее богатство, для чего нужны обряды, как себя вести в храме, как жить по-христиански – все это раскроет серия книг «Вопросы и ответы».
Глава из новой книги отца Макария (Маркиша) «Псевдоправославие» О духовной жизни и прелести