Источник: Православие в Украине
Перевод на русский язык портала Правмир
Недавно Священный Синод [Украинской Православной Церкви] принял решение о возрождении подворья Свято-Пантелеимоновского Афонского монастыря при киевском храме святителя Михаила, первого митрополита Киевского.
В день памяти св. вмч. Пантелеимона новооткрытое подворье отмечает первый престольный праздник.
Для чего создаются подворья древнейших монастырей, и почему при Александровской больнице будет возрождена пока единственная на Украине Афонская обитель? Об этом «Православию в Украине» рассказал настоятель больничного храма в честь святителя Михаила духовник новосозданного подворья протоиерей Роман Барановский.
Почему при храме святителя Михаила было решено возродить Афонское подворье?
В Украине уже существовала традиция Афонского подворья, однако находилось оно в Одессе. По известным политическим причинам в 1923 г. оно было закрыто.
Возродить подворье Афонского монастыря было решено на территории нашего храма, на основе той обители, которая здесь существует — больничного храма.
Святой великомученик Пантелеимон — покровитель Русского Афонского монастыря. И это подворье, фактически, — обитель целителя Пантелеимона в Украине. Думаю, именно поэтому выбран наш храм.
Уже сейчас храм имеет статус Афонского подворья. Афон прислал к нам в качестве представителя со Святой Горы иеромонаха Алексия, задача которого — организовать здесь монастырь.
Думаю, это органично, потому что наш храм находится при больнице, а святой великомученик Пантелеимон — покровитель врачей.
При нашем храме также есть сестричество милосердия. Однако это отнюдь не противоречит тому, что Афон — мужская братия. Афонские подворья находятся в миру — и туда, например, в Москве или Санкт-Петербурге, приходят прихожане не только мужского пола, но и женского.
Хотя, прежде всего, здесь должна быть «кузница кадров» монахов, послушников для Афона. На Афоне не хватает певцов, не хватает врачей. Здесь будут готовиться послушники, они будут знакомиться здесь с Афоном, воспитываться для Афона, будут организовываться паломничества на Святую Гору.
Люди, которые будут приезжать на Афон, будут проходить определенную подготовку, которую возглавит иеромонах Алексий — афонит (он провел на Афоне 13 лет), монах-схимник и аскет. Мой статус остается — настоятель храма в честь святителя Михаила и духовник сестричества. Также мне было предложено стать духовником новой обители — моей задачей станет исповедовать всю братию, которую мы уже начали собирать.
Добрые отношения между Свято-Пантелеимоновскм монастырем на Афоне и киевским храмом в честь святителя Михаила начались еще в 1999 году
Наши связи со Свято-Пантелеимоновским монастырем имеют уже десятилетнюю историю. Еще с 1999 года и я, и многие прихожане нашего храма мужского пола стали ездить на Афон и исповедоваться у отца Макария, духовника Святой Горы Афон. Там мы оставались на послушание, и он обратил внимание на наших прихожан, на нашу братию, которая бескорыстно и преданно трудилась. Даже уже сейчас некоторые в прошлом послушники нашего храма является насельниками афонского монастыря.
Ко мне обратились старцы Святой Горы Афон с предложением помочь им создать Афонское подворье в Киеве. Возникало много предложений, где именно в Киеве его создать: или на базе какого-то существующего монастыря, то где-то в лесу построить, то найти место на Подоле (там ведь в прошлом было Синайское подворье).
Но когда делегация афонских монахов побывала в нашем храме, они увидели, что у нас — афонский дух. У нас почти все иконы написаны на Афоне (скупал их в течение 15 лет в антикварных магазинах), привез также много афонского камня, на котором написаны иконы. Много и просто хорошего мраморного афонского камня под иконами, где золотыми буквами написано «Святая Гора Афон». Лампады, афонское паникадило — есть, вся церковная утварь напоминает Византию. Кроме того, у нас мужской хор.
Но у нас также есть сестричество. Одетые в апостольники, сестры прислуживают в храме, посещают больных, а 30 человек поет в хоре. Таким образом, у нас есть и мужской хор, и женский.
Тот уют, спокойствие, молитвенность, которые есть в храме, напоминают монастырскую обитель. Поэтому Афон обратил внимание на атмосферу нашего храма, оценил нашу работу и доверил большую честь возродить подворье в Киеве.
В нашем храме побывал Президент. Он также был взволнован вопросом возрождения Афонского подворья. И когда он узнал, что есть предложение организовать его на базе нашего храма, Президенту понравился проект. Он также отметил афонский дух нашей обители — ведь сам неоднократно бывал на Афоне.
Поэтому сейчас решается вопрос, чтобы как-то безболезненно для больницы немного увеличить территорию, пристроив помещения возле храма, где могли бы жить братия. Наш храм был возрожден на старых фундаментах, на старых престолах в 2004 году, а затем брошен киевской общиной и администрацией. И мы уже самостоятельно доводили его до того состояния, в котором он находится сейчас.
Есть у нас еще маленький храм, где мы начинали служение — домик XIX века, где жили священники — мы его освятим в честь великомученика Пантелеимона, чтобы в обители был престол святого целителя.
Это очень символично, такое сочетание — и братство, и сестричество. Территория будет впоследствии разделена: отдельно будет молиться братия, а сестры милосердия продолжать посещать больницу. Потому что многие больные ходят по территории больницы, заходят в храм и постепенно понимают, что болезни тела порождены болезнями души.
Если есть язва тела, то как первопричина обязательно есть какой-то конфликт глубоко в душе. Особенно это касается тех болезней, которые не поддаются лечению, первопричина этих болезней — глубоко в сердце человека.
Сердце необходимо очищать. Больные это понимают, и в день у нас бывает до 15 причастников только в палатах. Сестры с ними проводят беседы, готовят к причастию, приводят в храм. Священник, который занимается больницей, посещает этих больных.
Многие больные сейчас не могут оплатить свое лечение. Они прямо так приходят и говорят. Мы собираем средства. Многие больные не доедают, потому что государство выделяет на питание одного больного 5 гривен (около 20 руб. — прим. пер.) в день. Не хватает элементарного — продуктов, определенных витаминов, и они приходят в храм и просят есть. Но даже и просить не надо, потому что они знают, что храм их накормит.
Мы выставляем столы, и человек знает, что когда он приходит, его обязательно накормят. Сестры говорят с теми, кто приходит, у кого нет крестика — надевают его, кто не умеет молиться — молятся вместе с ними.
Конечно, приходит и много бомжей, мы также их кормим.
О милостыне
Как-то раз я спросил на Афоне у схимонаха Рафаила, как подавать милостыню цыганам, бомжам, пьяницам, выпившим — все протягивают руку и просят милостыню. На что он мне ответил: «Это не твое дело, пьяница он или наркоман, или алкоголик, человек протянул руку — дай. То, что он пьяница — это его судьба такая. Какое тебе дело, в его образе Христос испытывает милость ».
Неужели Христос не может его сам накормить? Может! Но эти люди существуют для того, чтобы мы могли сравнивать, понимали, что и мы можем таковыми стать, чтобы наши сердца учились сопереживать, сострадать, чтобы мы уподоблялись Христу. И с нас Господь спросит, мы видели людей обездоленных, неуравновешенных, с психическими травмами — помогли ли мы им? Ведь, если человек начал просить на дороге — это психическая травма. Это так же, как и сломанная нога, — это уже нарушена психика.
Государство не может обеспечить его покой, поэтому он протянул руку. А пьет он потому, что у него слабая воля, и это легкодоступно — пожалуйста, давай рубль, и ты стакан выпьешь. А у него слабая воля, нечем компенсировать социальное общение, так легко его и хватает эта злая судьба алкоголизма. Как парализованная нога, так и склонность к алкоголю. Поэтому, если просит — дай, а куда это применит — не твое дело.
К нам приходят люди, которые занимали высокие должности, а сейчас они никто — бомжи, наркоманы, у которых дрожат руки. Приходит бывший главный инженер завода, главный архитектор Киева в советские времена — тоже алкоголизм у него, и они все несут сейчас такое покорное и смиренное существование. У них низкие пенсии, дети у них все забрали, детям они не нужны, а мы с ними общаемся, отправляем в монастырь, кормим, стараемся давать какую-то работу, чтобы и они заработали копейку. Я даже иногда исповедую тех, кто выпивши, если человек хочет исповедаться. Порой такие люди ближе бывают ко Христу, чем кто-либо из порядочных, успешных и уравновешенных, которым Христос не настолько нужен, насколько бывает нужен им.
Когда начали появляться первые подворья, и в чем их главная задача?
Во времена Российской империи на Афон шли пешком, и чтобы добраться Святой Горы, нужно было провести в дороге почти полгода. Чтобы попасть на Афон, надо идти сначала в Одессу, а оттуда садиться на пароход и плыть на Афон.
Так вот, паломники, которые собирались на Афон, останавливались в Одессе, и уже Одесса координировала, кому — в Иерусалим, а кому — на Афон. Именно так возникли Афонское и Иерусалимское подворья в Одессе.
На Святую Гору принимали не всех. Те, кто хотел туда попасть, должен пройти какой-то искус, какое-то духовное формирование в монастыре, управляемом Афоном. На самом Афоне не было много посетителей, которые могли бы приносить достаточно пожертвований на жизнь обители, на ее развитие. Поэтому подворья собирали необходимые средства в городах.
Еще одной важной задачей подворий была и остается помощь в ведении монастырского хозяйства — сбор средств, обустройство цехов-мастерских, где, например, шьют подрясники, делают церковную утварь, пишут иконы — все то, что невозможно реализовать на Афоне, но возможно реализовать в многолюдных городах.
Однако главной задачей подворий оставалась подготовка кадров — послушников: необходимо было формировать их мировоззрение, учить молиться, учить их Иисусовой молитве, проверять на искренность, на аскетизм, готовить их, чтобы они шли в монастырь с чистым сердцем.
Когда идешь в армию, то какое-то время должен проходить «курс молодого бойца». Даже в «учебку» посылают, и только потом идешь в линейные войска. Так же и здесь — монахам также нужен такой курс, тем более, что устав Афонского подворья тот же, что и в монастыре. Кроме того, Афонским подворьем всегда руководил представитель со Святой Горы. Конечно, ни один монах на Афоне не хочет возвращаться в мир. Но надо же и в мир принести афонский дух. Вот, например, иеромонах Алексий, которого прислали к нам с Афона, тоже не хотел покидать Святую Гору, но приехал, выполняя послушание.
В этом году будет первое празднование престольного праздника нашей новосозданной обители. Конечно же, с Афонским Свято-Пантелеимоновским монастырем нас разделяет география, но духовно мы не разделены. Матерь Божия распростерла Свой омофор аж до нашего храма. По пророчеству Божией Матери, Святая Гора Афон будет под Ее покровительством, и «ослабится на людей нападение бесов», и легкими способами на Афоне монахи смогут достичь спасения. И вот такое Ее благословение распространяется и на Киев, в частности, на наш храм, который отныне станет центром такого афонского духа в Киеве.
Беседовала Любовь Дубова