Хиджабы в школах? (ВИДЕО + комментарий о.Андрея Кураева)
Можно ли носить в школах хиджабы? Есть ли законы, запрещающие носить в государственной школе религиозные символы?
В эфире программы «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» проблема обсуждается с участием профессора, протодиакона Андрея Кураева, заместителя председателя совета муфтиев Рушана Аббясова, председателя исламского комитета России Гейдара Джемаля, депутата ГосДумы Ольги Казаковой, Депутата ГосДумы Алексея Журавлева, уполномоченного по правам ребенка в Москве Евгения Бунимовича.
По окончании программы протодиакон Андрей Кураев прокомментировал свою позицию подробнее:
Сегодня у Владимира Соловьева (канал Россия) участвовал в дискуссии о хиджабе в школе.
Моя позиция такая:
1. Не рой другому яму. Если православные поддержат либералов, требующих запрета на мусульманскую символику у школьников, то вскоре под удар попадут и наши нательные крестики или дневники с изображениями храмов.
2. Опознавательно-религиозная, конфессионально-идентифицирующая символика недопустима только в том случае, если она становится поводом к нарушению равенства. То есть если учителя прибавляют или убавляют «балл» за то, что ребенок относится к определенной этно-конфессиональной группе. Если же школа нейтральна — то почему от детей надо требовать отказал от их конфессиональной идентичности? Это же касается и самого детского коллектива.
3. Нейтральность школы в религиозном вопросе не означает стерилизации школы от религии. Школа может быть двояко нейтральна: а) запретить все религиозные символы; б) спокойно относиться ко всем же религиозным символам. Я — за второй вариант.
4. Если кого-то напрягает вид чужой религиозной святыни — это проблема дурного воспитания того, кто оскорбляется, но не того, кто просто носит свою святыню.
5. При этом нужно помнить, что у такой толерантности есть границы. Гейдар Джемаль на этой же передачи требовал, чтобы в школьных занятиях делали перерыв для совершения намаза. А в Австрии, в одной из школ Линца трое отцов (двое босняков и один чеченец) потребовали от учителей в жесткой форме:
— обязательного ношения платков учительницами и директрисой;
— запрещения учительницам делать замечания мужчинам, пускай и школьного возраста;
— права их детям не обращаться к женщинам на «Вы» (это не шутка);
— запрещения их правоверным детям принимать участие в совместном пении, как акте «проституции». А в школе им. Рютли в Новом Кёльне (район Берлина) директриса школы Бригитта Пик потребовала роспуска собственной школы. Насилие, царящее в ней, полностью вышло из-под контроля, занятий практически нет, идут непрерывные драки, выбиваются двери, жгутся петарды, учителей избивают или игнорируют.
В школе — 20% школьников коренной немецкой национальности. Их называют «свиноедами», и они — самая забитая и бесправная часть школьного населения. Упоминается и о том, что школьники-немцы стараются говорить с акцентом, чтобы не нарываться на неприятности и не отличаться от основной массы…
У толерантности должны быть границы. Но если «дать бой» на линии платочков-то провал этого фронта может быть воспринят как тотальная капитуляция и по всем остальным вопросам. Поэтому из-за платочков лучше не ссориться.