Решение Хамовнического суда и комментарии протоиерея Всеволода Чаплина вызвали бурю обсуждений в СМИ и интернете. Как купить книги, иконы и утварь в храмах мы обсудим чуть позже, а для начала я хотел бы рассказать о том, как там появляется данный товар, в частности, книги.

Читайте также: 

Прот. Всеволод Чаплин: Если у человека нет средств, он все равно может получить необходимое в церковной лавке

Инокиня Ксения (Чернега): почему был отклонен иск Общества защиты прав потребителей

Георгий Гупало

Георгий Гупало

Прежде всего надо понять, что никакой единой централизованной системы книжного сбыта в Русской Православной Церкви нет.

Нет компаний, которые бы поставляли литературу даже для отдельных епархий. С каждым храмом и монастырем издательствам нужно договариваться отдельно и привозить туда книги самостоятельно.

Поэтому в московских лавках ассортимент доходит до 5000 наименований, а в отдаленных приходах может не быть книг вовсе.

Надо заметить, что сейчас многие епархии категорически запрещают своим приходам и монастырям самостоятельно закупать литературу. Этот запрет, как правило, игнорируется, но есть и такие приходы, которые свято исполняют решение своего архиерея.

В ряде случаев обратной стороной послушания становится падение ассортимента (10-15 брошюр и 5 книг в твердом переплете) и рост цены — к епархиальной довольно высокой наценке добавляются свои 100%, в результате чего книга становится на полку надолго.

Для примера: молитвослов, который мы отдали на реализацию в епархию Н. за 90 рублей, я увидел в центральном храме города за 400. Понятно, что по такой цене его купят не скоро. Был еще более возмутительный случай: епархия С., ссылаясь на бедность прихожан, долго торговалась с нами за скидку на серию небольших книг, сбросив и без того низкую цену с 27 рублей до 24-х. А спустя месяц мне прислали фотографии из кафедрального собора, где эти книги продавались за 125 рублей. Пятикратное увеличение цены!

Только малая, пожалуй, десятая часть епархий закупает литературу централизованно в крупных московских церковных магазинах. Происходит это не часто, иногда раз в год. Все остальные епархии покупают книги у себя на месте — книготорговцы привозят товар самостоятельно, как правило, за свой счет (он включается в стоимость товара).

Довольно много есть епархий, которые вообще ничего не закупают. В таких епархиях надо объезжать все приходы по отдельности и договариваться с настоятелями лично. В конечном итоге только настоятель или его доверенное лицо принимает решение о закупке книги. Даже если на книге стоит благословение Патриарха или он автор книги, то это вовсе не означает, что книгу возьмут для продажи. Настоятелю может не понравиться обложка, размер, цена, шрифт, рисунок на какой-то странице и вообще все что угодно.

Циркуляры в Русской Православной Церкви действуют только частично и имеют иногда обратный эффект. Если дать распоряжение, что всем храмам и монастырям надо взять на реализацию тот или иной товар, то во множестве мест его откажутся брать категорически. И ничье благословение (хоть правящего архиерея, хоть самого Патриарха) действовать на таких настоятелей не будет. Грубо говоря, можно сказать, что в церковной торговле работает такой принцип: сколько приходов в Церкви — почти столько и патриархов.

 

В каждом приходе свой начальник, который сам решает, что и как правильно надо издавать. У нас был очень комичный случай, когда в двух московских монастырях нам отказали в закупке книги, так как в одном понравился орнамент, но не понравились иллюстрации дореволюционных русских художников, а в другом, наоборот, от рисунков были в восторге, но не понравился орнамент. Вот издайте такую же без рисунков (орнамента) и мы у вас возьмем пять пачек на реализацию — сказали нам в двух московских монастырях.

Почти никто книги у издателя или книготорговца не закупает — как правило, берут на реализацию, т. е. нужно приехать в отдаленную епархию, уговорить их взять книги, а потом как минимум еще раз приехать, чтобы забрать деньги за проданное. Как минимум — очень важное дополнение, т. к. можно приезжать довольно много раз. Товар продан, но деньги за него могут не возвращать ГОДАМИ!

В каждом издательстве есть список епархиальных управлений, монастырей и храмов, которые или вообще не отдают деньги за проданный товар или отдают крайне неохотно, после многих лет взаимной ругани, ссор и угроз. Если даже вас занесли в список на выплату и вы приезжаете в другой город или область за деньгами, то можете их не получить. Настоятель в последний момент может распорядиться потратить деньги для других нужд, не поставив в известность поставщика. Доказывать что-либо бесполезно, а ссора всегда приводит к разрыву отношений. У таких храмов есть выбор и они легко заключат договор с другим поставщиком.

Если позвонить в десять храмов и предложить им книги, то в шести случаях вы услышите отказ. Это не значит, что там книг не берут вовсе (хотя таких приходов все больше), но это значит, что у них есть некоторое количество поставщиков и расширять этот круг, а вместе с ним ассортимент продукции они не намерены. В трех случаях из десяти вам скажут, что готовы рассмотреть предложение, но в конечном итоге все сведется к маленькому заказу, который иногда будет даже невыгодно поставлять (не повезешь же за Самару заказ на 50 тысяч рублей). И только в одном случае из десяти приходит удача. Но вместе с ней новые трудности.

Допустим, вы договорились с храмом или монастырем и они готовы взять у вас некое количество книг. Несколько часов (если демонстрируешь книги «живьем») или дней идет согласование ассортимента. Потом оформляются документы.

Тут начинается самое интересное.

Почти все храмы работают в темную. Никаких счет-фактур им не надо (епархиальные управления, как правило, более строго подходят к этому вопросу). Накладная вписывается часто от руки на месте. Для храмов налоговая проверка исключена (все закрывают глаза на отсутствие необходимых документов), но для издателей и книготорговцев это создает множество проблем. В основном книги по России развозят частники. Почти все они не имеют юридического лица, соответственно, не отчитываются о своей деятельности и не платят налоги. Некоторые создают липовый ПБЮЛ, показывающий нулевую деятельность. Для тех же, кто старается жить по законам, приходится идти на подлог.

В решении Хамовнического суда и комментариях о. Всеволода Чаплина показана только финальная точка — реализация книг. Если бы все книги и товары, которые продаются в наших храмах, изготавливала сама Русская Православная Церковь (епархии, монастыри, приходы), то такая система раздачи (сколько кто может, тот столько пусть и платит) была бы возможна, но только пять процентов книг издается церковными организациями.

Почти все православные книги в нашей стране издают частные коммерческие компании, которые не могут списать товар или установить цену ниже себестоимости. Для того чтобы работать на церковном рынке, им надо или вообще не регистрировать себя в качестве предпринимателя, или постоянно нарушать законы РФ.

Какое-то время подобные льготы могут действовать, но что будет, если государство решит навести порядок в церковной торговле? Почти всех православных издателей ждет тюрьма. И согласитесь, что за все эти мучения, которые приходится пережить маленьким и очень бедным православным издателям при подготовке, издании и распространении книг, было бы обидно получить еще и наказание от светских властей.

Не нам судить о том, как нужно распространять литературу в Церкви. У нас есть Предстоятель и решать ему и тем лицам, которых он делегировал озвучивать свои решения. Но я позволю себе высказать свое личное мнение по данному вопросу.

Я считаю, что надо выводить церковную торговлю из сумрака, освобождать ее от многочисленных перекупщиков и сомнительных книгонош, распространяющих кроме хороших книг дурные, нужно создать единую централизованную церковную торговлю, понятную, прозрачную и живую, нужно дать возможность конечному покупателю приобретать православные книги не только в Москве, но и отдаленных уголках России, дать возможность сделать это цивилизовано, чтобы человек мог при необходимости вернуть или обменять товар.

Если выстроить книготорговую систему правильно, то слова о. Всеволода станут правдой. Именно так и будет устроено во всех храмах России.

Для доказательства своих слов хочу рассказать две короткие истории из личного опыта церковного старосты.

Лет 15-18 тому назад я в своем храме проводил эксперимент. В церковной лавке мы выставили все брошюры пачками и написали объявление: все брошюры бесплатны, берите, сколько хотите. Если есть желание и возможность, то можете бросить деньги за них в церковную кружку». По подсчетам за три месяца оказалось, что, если бы мы продавали книги, то выручили бы меньшие деньги. Все брошюрки не только окупили себя, но даже принесли хороший доход. Кто-то брал их бесплатно, а кто-то наоборот платил за себя и других. Потом уже так начали поступать во многих храмах при продаже свечей. У всех выручка больше.

А еще я распорядился давать книги в долг. Если книга понравилась, но денег за нее заплатить человек сейчас не может или у него не хватает нужной суммы, то продавец отдавал ее просто так, с просьбой принести деньги тогда, когда покупатель сможет это сделать. Мы не записывали паспортные данные человека и даже его имени, верили на слово совсем неизвестным людям. Не знаю, может быть, кто-то и не вернул нам денег, но по итогам месяца в кассе всегда оставалось денег больше. Приходили покупатели, протягивали купюры и говорили: «возьмите, я вам должен был». Сколько там было денег, никто не проверял, так как записей, повторюсь, не вели. Но итог уже вам известен.

И самое главное: вы бы видели счастливые лица людей и даже плачущих покупателей, выходивших с большой стопкой полученных в долг книг. К ним, может быть, в первый раз в жизни, отнеслись как к людям, им поверили, им доверяют. Не все люди понимают догматику, но доброе отношение к себе чувствуют. И, может быть, это была еще одна маленькая проповедь и рассказ о нашей вере.

Читайте также:

Прот. Всеволод Чаплин: Если у человека нет средств, он все равно может получить необходимое в церковной лавке

Инокиня Ксения (Чернега): почему был отклонен иск Общества защиты прав потребителей

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.