Объявлены победители конкурса «Школа добровольчества»
15 мая состоялась церемония награждения лауреатов «Школы добровольчества», проходящей с 10 по 18 мая в Ростове-на-Дону по инициативе Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы. Поздравить победителей в Ростов-на-Дону прибыли председатель попечительского совета ФАП и ЦНС В.И. Якунин, члены Правления ФАП и ЦНС, которые входили в жюри конкурса.
Победителями конкурса молодежных добровольческих проектов в семейной сфере «Школа добровольчества» стали:
1. Проект «Архидети. Заяви о себе!» (Казань)
2. Проект «Семейная школа исследователя» (Калуга, Томск)
3. Проект «Теплый дом» (Рязань)
4. Проект «Что такое счастливая семья?» (Саратов)
Победители конкурса получат финансирование Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы на реализацию проекта.
Также жюри отметило проект «Открытое сердце» (Кемерово) автору которого Антону Щедрину будет оказана поддержка со стороны одного из партнеров ФАП и ЦНС.
Проект «Помощь маме» (Ростов-на-Дону) по решению руководства Центра национальной славы будет реализовываться в партнерстве с филиалом ЦНС в Ростове-на-Дону.
Конкурс молодежных добровольческих проектов в семейной сфере «Школа добровольчества» организован Фондом Андрея Первозванного (ФАП) и Центром национальной славы (ЦНС) в рамках молодежной программы «Россия 2050» и программы «Святость материнства». Всего в конкурсе приняли участие 130 авторов из семидесяти городов России. 61 человек из 32 регионов России принимают участие в «Школе добровольчества» в Ростове-на-Дону.
Информация о проектах-победителях:
Григорий Давлетшин и Гузелия Махмутова (Казань.) Проект «Архидети. Заяви о себе!”
«Архидети» – благотворительный социальный долгосрочный проект, направленный на развитие навыков у способных в области изобразительного искусства детей. Реализуется проект студентами КГАСУ (Казанского государственного архитектурно-строительного университета), которые во всех районах города на конкурсной основе выберут талантливых детей, семьи которых не могут обеспечить их обучение в специализированных заведениях дополнительного образования. Занятия проходят каждую неделю по различным направлениям (рисунок, композиция, черчение, психологические тренинги). После окончания проекта и конкурсного отбора ребята смогут поступить в «Дашку» (дизайнерско-архитектурную школу г. Казани) для обучения на бюджетном отделении.
Анализируя благотворительные проекты в детских домах, авторы проекта увидели одну из главных проблем – все результаты были временными, не хватало систематических занятий для более высоких результатов. Ранее были успешно реализованы три проекта: «Архидети» (участвовали дети из Кировского и Приволжского детских домов), «Архидети. Новая волна» (участвовали дети из приёмных семей) и «Архидети. Теперь и ты твори!» (участвовали дети из малообеспеченных семей города). 9 выпускников смогли поступить в «Дашку» на льготной основе. Выпускница первого проекта по окончании курса в дизайнерской школе поступила в КГАСУ на бюджетное отделение и сама является участницей проекта «Архидети».
Подводя итоги трёх предыдущих проектов, волонтеры пришли к выводу, что регулярные занятия дают лучший результат. В 2012 году проект назвали «Архидети. Используй свой шанс!».
Александр Буров (Рязань). Проект «Теплый дом»
Проект призван помогать на общественных началах детям-инвалидам и их семьям при активном участии Рязанской городской детской общественной организации «Росток» (одним из членов которой А.Буров является), одной из старейших в городе, а также организовать православный добровольческий отряд, развивать добровольчество в регионе.
Ставя во главу угла принцип деятельного милосердия, Александр ратует за создание условий, которые были бы удобны и полезны всем – родителям, детям-инвалидам, волонтерам, специалистам, государству, Церкви.
Создание дневного стационара с сенсорной комнатой, в том числе и для тяжело больных детей, даст родителям возможность заняться другими важными делами, а представителям Русской Православной Церкви предоставит площадку для миссионерской деятельности.
Александр обратил внимание на необходимость привлечения добровольцев к работе с инвалидами, пропаганду милосердия и сострадания через СМИ, предоставления возможности работать тем ребятам-инвалидам, у которых есть проблемы с трудоустройством. А. Буров, сам являясь инвалидом, выступает за преодоление иждивенческой позиции инвалидов, за предоставление возможности трудиться и самостоятельно организовывать жизнь.
Антон Дмитриев и Роман Шаповал. ( Саратов). Проект «Что такое счастливая семья?»
Современная ситуация такова, что большое количество времени молодежь проводит в Интернете, где люди общаются друг с другом, получают новую информацию, осмысляют её, находят примеры для подражания, сталкиваются с различными мировоззренческими системами, позициями. Огромную популярность в виртуальной среде получили видео-блоги (2-5минутные авторские видеоролики).
Данный проект ориентирован на создание и продвижение качественного и осмысленного видео-материала на семейную тему, на формирование банка социальной рекламы и видео-блогов, их продвижение с использованием современных технологий для целевой аудитории.
Перспективными направлениями в рамках проекта избраны следующие темы: «традиционные семейные ценности», «роль мужа и жены в деле построения семьи», «как сохранить брак?», «лидерство и предпринимательство», «ответственность как гарант благополучия» и др. Авторы проекта уже имеют опыт реализации проекта. По их словам, некоторые инициативы быстро заканчиваются не обретая популярности. Но два сообщества в социальных сетях, посвященных семейным ценностям, были созданы ребятами и продолжают активно развиваться. В них участники делятся опытом счастливых семейных отношений и при необходимости в индивидуальном порядке общаются с теми, у кого возникают сложности в отношениях со своими вторыми половинками.
Елена Федосеева. (Калуга.). Проект «Семейная школа исследователя»
«Семейная школа исследователя» – это проект, направленный, на поддержку, сохранение и сплочение многодетных и неполных семей, формирование активной педагогической позиции родителей и расширение образовательных возможностей детей. Елена, которая в настоящее время ждет второго ребенка, уверена в том, что именно семья должна заниматься развитием личности ребенка. Сейчас, когда дети получают знания в основном вне семьи, участие в «Семейной школе исследователя» позволит наладить связь между поколениями, возобновить традицию передачи знаний и практического опыта в рамках семьи, научить родителей раскрывать познавательный интерес детей. Авторов объединило понимание того, что семья – самое главное, что начинать воспитание нужно с себя. Проект разработан на базе школы «Эврика-развитие» по методике Марии Монтессори, где проходят еженедельные встречи родителей.
На летних мероприятиях «Семейной школы исследователя» участники проекта – молодые семьи из Калуги (5 семей), Томска (6 семей) и Кемерово (2 семьи) – с 1 по 8 июля 2012 года будут жить в палаточном лагере на Алтае, познакомятся с природой и культурой Алтайского края, будут сообща решать бытовые вопросы, стараясь проявлять заботу друг о друге, уча детей любви, уважению к людям и терпимости. Тут, в экологически чистом месте, где чистые воздух и вода, как нигде ощущается гармония с природой, дети и взрослые получат научные знания о солнце, огне, земле, воздухе и воде. Каждой стихии будет посвящен свой день. Завершится все фольклорным праздником.
По словам Елены это очень многогранный проект в плане работы с семьей: физический план – это отдых и труд на лоне природы, питание натуральными продуктами (от бабушки Люды), воздушные ванны и водные процедуры; эмоциональный план – это радость от общения друг с другом; ментальный план – это повышение образования и научных и практических знаний детей и взрослых; культурный план – это праздник и экскурсии; духовно-нравственный план – ответственность за воспитание и образование детей, укрепление семейных отношений.
С апреля действует сайт проекта, есть страница в социальной сети «В контакте», помогают партнеры и спонсоры.
Антон Щедрин (Кемерово). Проект «Открытое сердце»
Автор проекта по-настоящему озабочен тем, что чувствуют родители детей с онкологическими заболеваниями, тем, как оказывать им ежедневную помощь, а также тем, как правильно организовать помощь и уход за пожилыми пациентами кемеровского хосписа.
Второй год подряд волонтеры ежедневно посещают детей в онкологическом диспансере и взрослых пациентов хосписа. Накануне праздников Антон организует концерты, творческие вечера, конкурсы для детей, помогая им забыть о заболевании и почувствовать себя здоровыми детьми. По инициативе Антона к проекту были привлечены 26 волонтеров-добровольцев, среди которых не только студенты КемГМА, но и студенты других вузов г. Кемерово.
Лозунг Антона – «Сердце открываем – людям помогаем!».
Студент-медик давно открыл свое сердце навстречу тем, кому без него было бы стократ хуже. Он читает стихи, и ты понимаешь, что он и привлеченные им волонтеры поздравляют своих подопечных с Новым годом и Рождеством, с 8 марта 23 февраля не ради галочки или отчета о проделанной работе, а по зову своего открытого сердца. Они приходят в хоспис в будни ради таких, например, трогательных моментов. Учительница математики Анна Григорьевна, живущая в хосписе, сказала: «Я воспринимаю вас как своих учеников, вспоминаю часть своей жизни и стараюсь не падать духом!».
А волонтер Попова Юлия помнит пятилетнего мальчика, который знает о своей болезни больше студентов-медиков. Пока его учили в 5 лет читать, он понял, что он не один, у него и его братьев по несчастью есть настоящие друзья.
Рассказал Антон и об отце Андрее из церкви апостолов Петра и Павла, который первый предложил мыть пациентов хосписа. А заместитель декана по воспитательной работе вуза, где учится Антон, раз в 2 недели посещает болеющих детей и помогает искать спонсоров для закупки подарков. Многие имена волонтеров назвал Антон, не забыв упомянуть и Департамент по молодежной политике, культуре и спорту Кемеровской области. «Многие готовы откликнуться, но не знают как. С их помощью мы возим детей на экскурсии, дарим подарки детям. Недавно установили коробки для сбора подарков во всех корпусах медицинской академии. Дети так рады подаркам!» — говорит Антон. На «Школу добровольчества» Антон приехал с проектом создания игровой комнаты в детском онкодиспансере.
Фаина Фадеева и Мария Давыденко (Ростова-на-Дону). Проект «Помощь маме»
Почти каждая женщина мечтает стать мамой, но когда в семье появляется малыш, у молодой мамы возникают проблемы со временем. Весь ее день уходит на уход за новорожденным — купание, кормление, прогулки…
Добровольческий проект «Помощь маме» предполагает создание горячего телефона, по которому мамы в любой момент смогут связаться с центром волонтерской деятельности города и попросить о помощи. К ним направят ближайшего не задействованного на другом задании волонтера. Согласно проведенному опросу 78 % женщин ждут запуска такого проекта. Его основная цель – развитие добровольческой деятельности в Ростове-на-Дону, помощь родителям в полных семьях и одиноким мамам.
На первом этапе реализации проекта будет проведен набор волонтеров через социальные сети, на втором – сборы и обучение волонтеров на семинарах, на третьем этапе предстоит создание горячей линии, на четвертом – будет оказан весь спектр предоставляемых услуг, на пятом – освещение проекта в СМИ и социальных сетях, на шестом – запуск горячей линии.
Выступление председателя попечительского совета Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы В.И. Якунина на встрече с участниками «Школы добровольчества»
«Я давно не верю в совпадения, но тут все совпало – «Школа добровольчества», деятельность ФАП и ЦНС, которая пропагандирует сохранение семейных ценностей и идеи волонтерства и то, что моя аспирантка (а я еще являюсь заведующим кафедрой государственного управления факультета политологии МГУ) пишет сейчас в рамках кандидатской диссертации статью о добровольчестве и социальной ответственности в бизнесе.
Социальной ответственностью иногда называют попытки государства переложить на других свою ответственность, и в этом есть существенная доля правды. Там, где государство не способно или не хочет обращать внимания на насущные проблемы общества, это определение работает. Но есть и другое определение. Приведу пример.
Когда я вижу огромное количество просьб о помощи, я понимаю, что еще немного, и я не выдержку этого потока человеческой нужды. И когда я отказываю в такой помощи, мое сердце разрывается на кусочки.
Поэтому в свое время мне пришла идея создать специализированный фонд наряду с Центром национальной славы и Фондом Андрея Первозванного и назвать этот фонд «Расправь крылья». Этот фонд призван оказывать помощь детям, оказавшимся без попечения родителей.
У этих детей очень трагические судьбы. Бывают случаи, когда мать оставляет своего ребенка на вокзале, иногда родители ребенка умирают или бросают его. Трудно представить объем человеческой беды, которая обрушивается на маленького человека. И фонд «Расправь крылья» занимается этими вопросами. Я рискнул доверить руководство этого фонда девушке, которой тогда было всего 22 года, но ее мама учительница в школе для трудных детей, и, видимо, дочери передалось ее неравнодушие к чужой беде. Благодаря этому я считаю, что фонд «Расправь крылья» — один их самых ответственных и эффективных фондов, занимающихся поддержкой детей без попечения родителей.
У этих детей масса проблем – они плохо адаптированы к жизни, их, например, никто не учит готовить еду. Как-то провели опыт – дали две коробки макарон мальчикам и девочкам и попросили их приготовить. Мальчишки высыпали макароны на сковородку, а девочки в кастрюлю с холодной водой…
Другой случай – одна девочка 9 лет прожила в детдоме, а когда ей выделили в соответствии с законом жилье, ЖЭК представил ей квитанцию об оплате этого жилья за 9 лет.
В трех городах России мы создали центры социальной адаптации, которые помогают выпускникам детских домов.
Всего на попечении этих центров находятся более 600 детей.
Совместно с «Радио России» проводится проект «Поезд надежды». В семьи на усыновление передано более 900 детей, и не было ни одного возврата. Не только нет отторжения, но замечено, что приемные дети часто даже физически становятся более похожими на своих приемных родителей, чем их родные дети.
«Школа добровольчества» – это еще один аспект социальной зрелости нашего общества.
Вот если вас спросить: «Зачем вы паритесь? Вам что делать нечего?», ответ будет практически одинаковым: «Потому что хотим, потому что это что-то нам дает!» Это самое большое удовольствие – осознавать, что ты сделал что-то, что не сделает никто другой. Это естественная человеческая потребность и общественная сущность индивида – делать доброе дело.
А ведь кто-то живет по принципу «существую лишь я, все существует для меня, а дальше хоть трава не расти».
Корреспонденты британского телевидения спросили: «Что является вашей мотивацией работы в Сити?» Когда все ответили, что это деньги, они страшно удивились: «Как? а где же моральные ценности?» Заметьте, это английские журналисты удивлялись.
Недавно прочитал статью одного профессора, который пишет о том, что наше общество состоит из двух неравных частей – одна, меньшая часть – это те, кто сейчас сидит здесь. С его точки зрения, это безусловно потерянная часть нашего общества, которая говорит о сохранении семейных ценностей, о Православии, о Поясе Богородицы… Вторая – большая – часть общества – это новая популяция, озабоченная только собственными интересами, которая считает, что нельзя читать детям русские народные сказки, что тех, кто готовится посвятить себя государственной службе, нужно пропускать через обучение за рубежом, что чуждые нам ценности западного мира способны сформировать поколение модернизаторов и реформаторов.
Вас – добровольцев – объединяет стремление к общественно-значимой деятельности, вы не боитесь, что над вами будут смеяться из-за того, что вы в выходной день пошли в детдом или больницу.
Задача нашего поколения – постараться оказать вам материальную и моральную поддержку, помочь вам сохраниться такими, какими вас создал Бог и родители, помочь вам не сломаться в дни непреодолимой трагедии.
У моего зарубежного знакомого некоторое время назад у сына появилась девушка. Отец рассказал, что недавно спросил сына, который стал слишком много времени дома проводить: «А где девушка?». Он отвечает: «А мы расстались». – «А почему, кто инициатор?» – «Я». – «Но она, наверное, переживала?» – «Не знаю, я ей смс послал и все».
Я хочу пожелать вам, чтобы ваши отношения друг к другу не сводились к переписке через смс или в интернете. Всего вам самого доброго!»
Текст — Ирина Ахундова
Фото — Клим Березуцкий