Зачем поститься Рождественским постом? Так уж понятен ответ на этот вопрос, если близится ваше десятое, двадцатое или тридцатое Рождество? Размышляет священник Константин Камышанов.
Не дай Бог прийти к мысли, что я все знаю. Старое дерево покрывается корой и прекращает расти. У молодого дерева кора мягкая, и оно полно новых побегов. Так и душа живая никогда не успокаивается тем, что про Бога ей все известно. Каждая Пасха, каждое Рождество приносит новые побеги веры и новые листья. Но есть люди, которые однажды все для себя решают и успокаиваются на всю жизнь.
Можно все для себя решить в годы учебы в семинарии. Можно все для себя решить, прочитав книги профессора Осипова или «Записки одинокого странника». Можно почитывать христианскую прессу и как-то незаметно забыть простые и ясные вещи, например: что такое вера? Если я знаю, что такое вера, то почему я не хожу по водам и не переставляю горы? Что такое грех? Если я знаю, что такое грех, то почему совершаю его? Или что такое пост?
Если я знаю, но все равно не делаю, то это означает, что на самом деле я не знаю природу этих фундаментальных вещей.
Очень простой вопрос: что такое пост и зачем он мне и Богу?
Можно представить, что пост — это подготовка к празднику. Это как дома: пока хозяйка печет пироги, никто не смеет заходить на кухню. Все ходят голодные и ждут гостей.
Отчасти.
Можно представить, что пост — это мой оброк Богу. Я не ем то, не пью это, заставляю себя читать молитвы, от которых меня клонит в сон, борюсь с собой. Пост — как борьба, в конце которой мы с торжеством празднуем победу:
— Я сделал это!
Сбросив с себя ярмо поста, мы с двойной радостью вкушаем то, что было запрещено. В этом случае пост — как принятие на себя груза и торжественное сбрасывание его на праздник. Радость поста, связанная со сбрасыванием бремени святой жизни, обнуляет результат. Этакая священная периодическая обуза бессмысленного послушания раба.
Отчасти.
Можно также представить, что пост — это нечто таинственное, что один только Бог знает, что такое. И выполняя эту заповедь, мы нажимаем на небесном планшете таинственную кнопку «Enter», и происходит наш вход в систему.
Отчасти.
Все это верно отчасти, но неверно вполне.
Поэтому полезно обновлять наши знания об основах. Так зачем пост мне, на самом деле? Что конкретно несет в себе Филипповский, или Рождественский, пост?
Рождество, наверное, самый радостный праздник планеты. Миллиарды людей ждут возвращения таинства, утраченного нами в обыденной жизни. Это таинство в открытии границ между небом и землей. Его кульминация — явление Бога в мир. Для нас радость, а для Бога — начало Виа Долороса — пути на Крест. Этот последний момент опрокидывает представление о Рождестве как о времени подарков в сапожке под елкой и ужине при свечах. Это даже больше, чем праздничные бдения.
Мы не знаем о том, что делали ангелы накануне Вифлеемского чуда. Мы никогда не узнаем, что такое было для Бога время перед Рождеством. Но мы знаем результат, и по нему можем догадываться о смысле этой подготовки.
Смысл Рождества для Бога — дать нам личный пример того, как можно войти в Небесное Царство во плоти и как вернуться в объятия Бога. Таким образом, мы, сотворенные по Его образу и подобию, должны пережить личное Рождество — выход из скорлупы самости в мир ради проповеди и спасения людей и через крест и смерть стать другими. Спасти себя и постараться спасти хоть кого-нибудь.
Рождество — это приглашение к соучастию воплощения Бога. А пост — подготовка к первому шагу по Виа Долороса.
Таким образом, смысл Рождественского поста — подготовка к личной миссии. И когда люди говорят, что согрешил нарушением поста, вкушая скоромное и не вычитывая правило, то становится страшно за напрасно потраченное время упорного школяра-зубрилы. Страшно за то, что человек, называющий себя христианином, не знает, кем Он приходится Богу, и зачем Бог пришел на землю. В душе такого человека не состоялось Рождество. Оно осталось наружи елочным карнавалом, чтением, бдением и пирогами.
Человеку не по силам сразу принять на себя утерянный образ, дарованный Адаму. Как сказал преподобный Серафим Саровский:
— Добродетель не груша, враз не скушаешь.
Но ведь и Христос делал на Виа Долороса остановку, отирая лик платом Вероники. И мы имеем паузы между постами для накапливания сил. Эти силы нужны для преодоления следующей ступени пути. Но путь не должен прекращаться, а на пути должны преодолеваться все новые и новые ступени. Некоторые их называют скорбями. А это просто ступени вверх. И каждая новая ступень — это новое качество нашей души, нашедшей решение предлагаемым урокам-скорбям. Пост — лестница на небо.
Таким образом, в пост мы должны входить одни, а выходить другие. Смысл поста — в ступенчатом, постепенном изменении себя. Радость поста должна заключаться в том, что зеленое древо нашей души должно давать новый побег. Этот побег принимает новые солнечные лучи благодати и приносит новую радость, не измеряемую «великим утешением братии».
В практическом применении пост — упражнение в готовности быть соучастником Рождества. Тут у каждого своя роль. Кто то, как ученые люди Мельхиор, Бальтазар и Каспар, могут свидетельствовать о Боге силой ума и принести в дар Богу золото, ладан и смирну. Золото — дары земли. Ладан — дары духа. Смирна — дары послушания Богу готового быть верным до смерти.
Кто-то может как пастушки послужить Богу силой сердца. Тренируя свою не привязанность к благам мира и простосердечие веры, мы так же, как они сможем услышать хор ангелов и принести простые плоды своего труда Богу и ближним. Ведь, как сказал Христос:
-То, что вы сотворили малым сим, вы сотворили Мне.
Но важно обратить внимание на то, чтобы любое служение имело воплощение. Чтобы наши труды не были по пословице: «Помилуй мя, Боже, на постели лежа!»
В этом основная проблема постящихся — перевести энергию поста в энергию реальных дел, посвящаемых Богу. Молитвенные бдения позволяют сердцу побеседовать с Богом. Пищевое воздержание — немного собрать мысли, скачущие в разные стороны. Упражнения в смирении приготовляют душу к готовности работать Богу и не искать своего. Но это все — подготовительные работы.
Настоящий гостинец Богу на Рождество — наши выполненные обеты изменения сердца и добрые дела, совершенные Ему на славу. Выполненные обеты — это знак любви к Нему. Добрые дела — знак любви к людям. И все вместе — это наше свидетельство о том, что мы не лжем Ему ни в чем.
Богу не нужен придуманный нами самими пост. Да и нам такой пост, по большому счету, тоже не нужен.
Конечно, можно продолжать думать, что пост — это гастрономические опыты, соединенные с чтением, но зачем лгать себе и Богу? Листья древа веры не должны стать фиговыми листьями, как это было однажды, когда Господь Бог воззвал к Адаму, нашел его и удивился его наряду из листьев. Зачем нам так удивлять Господа нелепыми знаниями и пустыми трудами?
Мы когда-то давно, при Крещении, обещали Богу жить чисто и честно. Господь подарил нам белую и сверкающую ризу, сшитую Им лично. Она никуда не делась. Надеть ее в пост будет в самый раз.