Ольга Алленова о теракте в Париже: Человек, убивающий из мести, не верит в Бога
О том, можно ли убивать человека за богохульство и какие выводы мы должны сделать после страшной расправы над редакцией французского журнала Charlie Hebdo, размышляет Ольга Алленова, специальный корреспондент ИД «Коммерсантъ»:
1. Людей убивать нельзя. Никого. Никогда. Даже жестоких преступников, чья вина доказана и бесспорна. Смертная казнь – зло. Особенно это должно быть ясно людям верующим, считающим, что жизнь может забрать лишь давший эту жизнь. А вообще, право на жизнь не может оспаривать никто, ни атеист, ни верующий.
2. Свобода личности – одна из главных ценностей земной цивилизации. Нельзя заставить человека любить, верить, делать добро, – этот выбор может сделать только сам человек, и от этого выбора зависит его жизнь, здесь и там.
3. Я знаю, что моя свобода заканчивается там, где она начинает задевать пространство окружающих людей. Я должна знать, что если я допустила бестактность или нелепую ошибку, причинившую душевные или иные страдания другому человеку, меня не убьют. Но на меня могут подать в суд.
Если в стране наберется тысяча человек, считающих, что кто-то (политики, СМИ, НКО) причинили им своей деятельностью глубокие душевные страдания, они могут нанять хорошего адвоката и добиться, например, такого штрафа, который для остальных будет неким тормозом.
Если эта тысяча человек ничего не добьется, она должна уважать решение суда как закон страны, в которой живет. Зло не останется безнаказанным, но никогда нельзя назначать себя судьей.
4. Бог поругаем не бывает. Господь Иисус Христос был оплеван, Его били камнями, оскорбляли, а Он за всех этих людей принял муки и смерть на кресте.
Пророка Мухаммада тоже изгоняли из городов, побивая камнями. В одной из своих проповедей он сказал: «О, люди, воистину, кровь ваша, ваше имущество и честь ваша священны и неприкосновенны до тех пор, пока вы не предстанете перед Господом, так же как священны для всех вас этот день и этот месяц. Воистину, вы встретитесь с вашим Господом и будете держать ответ за все ваши поступки». Ясно же все сказано.
И христианство, и ислам, и вообще все мировые религии призывают к терпению, смирению, любви. Борьба со злом – это прежде всего борьба со злом в себе. В себе его всегда больше, чем в других, потому что себя мы знаем, а других – нет.
5. Человек, убивающий кого-то, убивающий из мести или обиды, на самом деле не верит в Бога. Потому что верующий человек знает: за зло Бог накажет сам, здесь или там, но накажет. И это будет страшное наказание, и уже хотя бы поэтому надо за этих людей, обижающих, оскорбляющих, убивающих, молиться. И надеяться, что они успеют понять свои ошибки, пока еще живы и не поздно.
6. То, что огромное количество людей разделилось, споря о событиях во Франции, свидетельствует о некой финальной черте, к которой приблизилось человечество.
Война миров и цивилизаций идет уже не только на отдельных континентах, а в каждой душе.
7. Убийство во Франции может иметь больше политических, чем религиозных причин. Оно может вести к разрыву между конфессиями, культурами, между западом и востоком, к установлению новых порядков на континенте.
Читайте также:
- В Париже расстреляли редакцию журнала, публиковавшего карикатуры на пророка Мухаммеда
- После теракта в Париже: кто и что защищает – Елена Зелинская