Сергей Чапнин снова взялся демонизировать огонь. Сначала в 2011 году уважаемый церковный публицист посвятил в язычество «вечный огонь» на площадях Победы, а теперь взялся за олимпийский. На Правмире вышла его статья под заголовком «Древний огонь в современной России».
Очаг или геенна?
Доводы в этой публикации, на мой взгляд, очень сомнительные и не выдерживают никакой критики. Например, рассматривая олимпийский огонь, он применил тезис в защиту от иконоборчества, что образ восходит к первообразу. Извините, но это сравнение совсем некорректно в данном случае. Когда речь идет об иконе, то на ней конкретно изображен определенный и узнаваемый первообраз, например, Божия Матерь. Но какой первообраз можно усмотреть в огне? В том-то и дело, что он не один — их десятки, сотни.
Например, лично я вижу в огне — тепло семейного очага или огонь, горящий в сердце любящего человека. А вот Сергей Валерьевич увидел в огне геенскую ипостась. Более того, похоже, что автор статьи предпринял попытку изобрести библейский неологизм.
Вот, что он пишет: «Коли мы собираем вместе все смыслы, то не стоит пренебрегать и библейской символикой такого огня. Священное Писание в данном случае весьма однозначно: образ «огня из земли» — огонь геенны огненной, образ греховной жизни, отказ от любви Божией». Простите, но в Писании не такого образа «огонь из земли».
Огонь в Библии
Вообще, огонь упоминается в Библии 244 раза и словосочетание «огонь из земли» там не встречается. Зато часто встречается фразеологизм «огонь с неба» и его производные. По большей части слово «огонь» употреблялся в связи с жертвой, которая была угодна Господу. Бывало в библейской истории и так, что огонь выходил даже из камня-жертвенника, чтобы пожрать жертву для Бога. Так о каком именно огне ведет речь Сергей Чапнин?
По моему субъективному мнению, тут больше подходит Павлово: «Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее» (1 Кор. 10, 27-28).
Каждый видит свое
Насколько мне известно, нигде публично не объявлялось, что олимпийский огонь посвящен языческим божествам. А то, что имеет ввиду автор — газ, добытый из-под земли, как раз и относится к словам святого апостола: «Ибо Господня земля, и что наполняет ее».
Другими словами, человек склонен видеть в любом образе что-то свое. Один увидит в огне языки адского пламени, другой — огонь Божественной Любви. К тому же, в мире много вещей, которые утратили свой первоначальный смысл. Да, взять те же песни языческому Коляде, которые православное христианство смогло переварить и наполнить новым содержанием. Теперь рождественские колядки — добрая традиция. По-моему, нам, православным, пора прекратить демонизировать окружающий мир.
Но, мне кажется, что в публикации Сергея Чапнина можно найти и позитивный момент. Он нам напомнил, что существует геенна огненная и каждый из нас может в нее угодить, увлекаясь похотями мира.