Если взрослому начать говорить: «Сделай так, стой так» — получается сплошное фарисейство
Когда меня начинают расспрашивать прихожане о правилах, которые нужно соблюдать в церкви, я всегда говорю: «Какие правила? Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и ближнего, как самого себя – вот главные правила». Одна из самых вредных привычек – это привычка копаться в правилах. Конечно, есть какие-то общецерковные обычаи, которые надо соблюдать, но если человек их не знает, можно знакомого спросить, просто посматривать по сторонам.
А учить людей правилам и обычаям сейчас малоплодно. Потому что одно дело, когда весь народ живет внешне одинаковой церковной жизнью, как было, начиная со времен Адама и Евы – стиль жизни у народа был приблизительно одинаковый, и органично прививался детям. Вводили ребенка в храм: «Поклонись так, вот так перекрестись, так ручку держи, а этого не делай», – естественное воспитание.
А другое дело, когда взрослому человеку начинают говорить, особенно, если с амвона проповедовать: «Сделай так, а здесь так». Тогда все внимание взрослого человека концентрируется на том, как ему правильно перекреститься, поклониться, и на то, как это делают окружающие, в том числе, батюшки. Получается сплошное фарисейство.
Я сам стараюсь об этих вещах говорить только в случае крайней необходимости, потому что если мы будем вместе и по отдельности жить духовной жизнью и бороться со своими страстями, стараться молиться Богу, смиряться, терпеть друг друга, и этим, насколько Бог даст, привлекать благодать Божью, то внешние вещи приложатся, и все наладится само собой.
Нелепо, когда люди навязывают друг другу свои мнения и чувства. Я обычно советую прихожанам, чтобы они ни своих мнений не навязывали, ни в чужие особенно не вникали. Одно дело – общецерковные правила, опыт Церкви, а другое – мои личные переживания – что-то мне показалось, почувствовалось.
Есть огромная разница – моя психика и опыт Церкви. Очень многие люди действительно путают свою психику с общецерковным опытом и начинают свои личные переживания навязывать окружающим как что-то общезначимое для всей Церкви. Примеры приводить не буду, чтобы не разносить суеверия.
Жить по правилам нужно учить с детства. Я сам пришел в церковь, когда мне было уже 27 лет. Я крестился и почти сразу стал алтарником. Обычным прихожанином я и не был никогда. Как я встроился в жизнь церкви? Смотрел, что люди делают, старался также делать, что-то мне мои собраться-алтарники подсказывали, что-то другие сотрудники. Это все было по-братски, не помню, чтобы меня что-то обидело или смутило.
Главное, чтобы исполнение правил было не фарисейским, не показным. Потому что встроиться в церковный обиход, в церковный быт, во внешний церковный стиль жизни, конечно, нужно, чтобы и самому было спокойнее, и других не раздражать. И очень важно понимать, что правила поведения – не главное. Это внешнее. Если человек пришел на свидание с любимой девушкой, я не думаю, что принципиально важно, одет он в кеды или в кроссовки. Во всяком случае, как он выглядит, не имеет значения для их будущей жизни. Впрочем, это как раз моё личное мнение.
– А если несоблюдение каких-то внешних правил начинает мешать другим людям в храме? Например, человек громко подпевает хору, опаздывает на службу?
–Я думаю, если очень сильно мешает, батюшка, охранник или прихожане могут остановить. Но может быть иногда лучше и потерпеть. У меня всегда был очень громкий голос, а слух плохой. Но я насчет своего слуха заблуждался, даже не знал, что может быть музыкальный слух, поэтому в церкви всегда пел очень громко, а люди меня не останавливали. Они, конечно, страдали, но не останавливали. Такие были добрые и тактичные.
Вообще, это вполне естественно – подпевать. Если человек может подпеть хору, не мешая, это прекрасно; если нет слуха, пусть потихоньку поет. У нас, кстати, я заметил, в храме очень многие люди подпевают хору общеизвестные песнопения – они никому не мешают, но с другой стороны, участвуют в богослужении. А есть храмы, где общенародное пение развито.
Или бывает, люди немощные, опаздывают. Иногда по лености, по дурной привычке – человек идет на службу причаститься, и не может прийти вовремя. А бывает, человек идёт на работу, и у него есть возможность по дороге зайти в храм на 5 минут, поставить свечку, помолиться. Пусть это даже посреди службы будет, во время литургии, но если он никому не мешает, тихо вошел, перекрестился и пошел дальше, что тут плохого? Надо радоваться, что человек зашел в храм хоть на 5 минут. В наше время – это обычное явление. Главное, по совести судить самого себя. Чем меньше внимания мы обращаем на поведение других, тем лучше.
Действительно, очень плохо, если человек во время службы громко разговаривает, как-то вызывающе себя ведет, ходит по храму. Но, откровенно говоря, если человек в любое сообщество приходит и ведет себя вызывающе, явно не так, как члены этого сообщества, то конечно, он ведет себя глупо и бестактно.
Внешние правила, если только мы не осуждаем нарушителей правил, помогают нам двигаться к Богу. Если нарушаем правила по неведению – ничего страшного. А вот нарушение заповедей Божьих нам действительно мешает и даже может погубить наши души. На обычаях, которые сложились в том или ином храме не должно быть заостренности. То, что в одних храмах во время полиелея люди прижимаются к стенке, а в других – от стенки отходят, какая разница. Как сложилось, такие правила и надо соблюдать.
Недавно я был на Соловках, и там принято, чтобы мужчины в храме во время богослужения стояли справа, а женщины слева. Но, когда наша группа, и я в том числе, забыв об этом правиле, встали слева, то ни мне, ни другим мужчинам никто никаких замечаний не сделал. Мы через несколько минут сами как-то смекнули и передвинулись на правую сторону. Поэтому нужно всегда помнить, что внешние правила – это нечто не принципиальное, не важное. Просто для общего удобства и порядка эти правила надо соблюдать и друг другу подсказывать.
– А кто должен подсказывать? В некоторых храмах даже назначают специальных людей для этого. Это правильно?
– Я слышал об этой практике – стоят назначенные люди и подсказывают. Что же, если так сложилось, пожалуйста. Если есть такие бойкие ребята, которые могут подсказать, которым это нравится, хорошо. Это ничего не меняет на самом деле, потому что отделяют нас от Бога страсти, а приближают нас к Богу терпение скорбей, смирение. Остальное все не имеет особенного значения. Конечно, нехорошо на людей бросаться, но люди бросаются на ближних по своим страстям, дело не в обычаях и не в правилах.
Я сам пришел в церковь, ничего не зная ни о каких правилах, но совершенно никаких трудностей не видел в том, чтобы встроиться в церковную жизнь. Даже алтарником сразу стал. И другие мои знакомые также – ни от одного из своих знакомых я не слышал, чтобы они испытывали трудности при внешнем вхождении в церковную жизнь. Все наши трудности внутреннего порядка.
Бывает, слышишь от некоторых женщин: «Стесняюсь идти в храм, не знаю, как себя вести». Это просто какие-то личные немощи, проявление каких-то наших страстей. Сама по себе робость как раз не мешает. Ведь если человек очень робкий, он пришел в храм, от робости встал в уголок и так внешние все правила соблюл – никому человек не мешает, никого не раздражает.
– А какие хорошие привычки прихожан вы можете отметить?
– Хорошие привычки прихожан – это войти вниманием в сердце и предстоять Богу. А сами по себе правила всем известны, если что о них и прочитать можно. На каждом приходе, в каждом монастыре, в каждой местности есть свои обычаи. Хорошие они или не очень – пусть будут, раз Церковь их приняла, и все к ним привыкли. Но самое главное, и самая хорошая привычка – исполнять заповеди Божии.
Читайте также:
- «Вредные привычки» прихожан – кто виноват?
- О «вредных привычках» прихожан
- Как бороться с хамством в храме?
- Почему нет храмов в честь Бога Отца и сколько раз за день брать благословение?