Основной версией крушения Ил-76 стала ошибка пилотов
Близкий к расследованию крушения источник сообщил «Коммерсанту», что эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) исключили версии о технических неполадках на борту, поскольку режим тяги на самолете не менялся до последнего момента. Основной версией стала ошибка экипажа, который мог потерять ориентировку в пространстве из-за плохой видимости.
Расшифровка бортового самописца показала, что экипаж не догадывался об опасности крушения до столкновения с сопкой, пишет издание. Ил-76 не упал, а именно врезался в склон сопки. Самолет рухнул вместе с 42 тоннами воды, которые так и не успел сбросить. Расшифровка речевого самописца показала, что о проблемах на борту пилоты не переговаривались. Также регистратор не зафиксировал сбоев в работе технических систем самолета.
Расшифровка данных «черных ящиков» позволила также исключить такую версию как резкое повышение температуры поступающего в двигатели воздуха или образование слоя копоти на лопатках турбин. И то, и другое привело бы к падению тяги, которая, по данным самописцев, соответствовала выбранному летчиками режиму. Данные параметрического самописца свидетельствуют, что за секунды до катастрофы командир потянул штурвал на себя в попытке набрать высоту, но груженный 42 тоннами воды транспортник не смог выполнить этот маневр.
По словам собеседника издания, на подлете к Качугскому району, в котором экипажу предстояло сбросить воду, летчики снизились до минимально безопасной высоты. Однако из-за того, что возгорание находилось в низине, пилотам пришлось выбирать траекторию движения так, чтобы подобраться к цели и одновременно снизиться, минуя возвышенности. Самолет должен был лететь на минимально безопасной высоте — на 200 м выше максимальной высоты рельефа. В Качугском районе, покрытом невысокими холмами, она соответствовала примерно 1400 метров. Однако пожар, который должны были тушить летчики, находился в низине — на отметке около 800 метров. Сбрасывать на него воду с 600 метров не имело смысла, поскольку она бы испарилась.
Экипаж самолета работал в «крайне сложных условиях» — видеть землю из-за дымовой завесы было практически невозможно. Ни один из навигационных приборов не смог обеспечить Ил-76 полную безопасность, поскольку высотомеры в горной местности малоэффективны, а сигналы системы раннего предупреждения о близости земли пилоты могли игнорировать из-за движения на низкой высоте. Экипажу оставалось полагаться только на свой опыт.
Разбившимся Ил-76, управлял военный летчик Леонид Филин, принимавший участие более чем в 200 сложнейших операциях МЧС. После завершения расследования могут быть внесены поправки в дополнения для авиации МЧС к руководствам летной эксплуатации. Сейчас они позволяют самолетам экстренного ведомства отступать от правил для работы в особых условиях.
Ил-76 МЧС России пропал утром 1 июля во время тушения лесных пожаров. Обломки самолета нашли 3 июля на склоне сопки южнее населенного пункта Рыбный Уян. Экипаж состоял из десяти человек: командир воздушного судна заслуженный летчик РФ Леонид Филин, второй пилот Алексей Лебедев, штурман Георгий Петров, бортовой инженер Виктор Кузнецов, бортовой радист Игорь Мурахин, бортовые операторы Сергей Сусов, Сергей Макаров, Марат Хадаев, авиационные техники Вадим Жданов и Андрей Машнинов.