Секретарь комиссии и председатель редколлегии официального учебника по «Основам православной культуры» известный миссионер протодиакон Андрей Кураев завершает работу над учебником. Мы публиковали интервью отца Андрея о готовящемся учебнике Каким будет новый учебник?. Сегодня мы предлагаем читателям ознакомиться с некоторыми главами учебника, активное обсуждение которых ведется в интернет-дневнике отца Андрея. Полемика вокруг опубликованных в интернете фрагментов идет уже не первый месяц, и, присоединяясь к дискуссии, мы приглашаем к обсуждению глав книги отца Андрея, ждем откликов и развернутых отзывов.
Читайте также:
Мария Сеньчукова: «Основы религиозных культур» – в ожидании провала?
Иван Семенов 3 причины, по которым я не отдам своих детей изучать
основы православной культуры по учебнику протодиакона Андрея Кураева
Протодиакон Андрей Кураев: На стороне авторов учебника «Основ православной культуры» — гений русского языка
http://www.rus-obr.ru/day-comment/4878
Наши учебники не могут быть абсолютно религиозно нейтральными по многим причинам. Одна из них — написание имен, выбор буквы. Ну, скажем, у буддистов принято слово «Учение» писать с большой буквы, у мусульман или христиан этого нет. Слово Бог с большой буквы или с маленькой? Слава Богу, по этому вопросу сейчас есть консенсус.
Дальше, как иные имена писать? Муса, Моисей, Моше? На уроке основ православной культуры или даже светской этики, скорее всего, будет Моисей.
Скажем, такие выражения как «Ветхий Завет». В иудаизме нет понятия «Ветхого Завета», у них те же книги называются Танах. Есть вещи, которым не избежать определенной конфессиональной окраски. Поэтому предлагается определенный выбор. Но есть при этом очень жесткие ограничения. Недопустима никакая критика соседей. Ты можешь излагать свои верования, но не упоминай критически ни о ком, не говори, что наша вера лучше, чем соседская.
По этой причине, например, мне в своем учебнике пришлось опустить классический рассказ о том, как князь Владимир выбирал христианскую православную веру. Для меня большая проблема методическая, как объяснить детям, как Ветхий Завет относится к Новому, при этом, если этот текст попадет на глаза соседскому мальчику-иудею, чтобы для него это не было обидно.
В проповеди в храме я могу сказать, что Ветхий Завет — педагог ко Христу, это детский сад, люди повзрослели, и тогда пришла полнота времен. Ну а если еврейский мальчик услышит это в классе и спросит: «Это что, вы нас считаете недоразвитыми?» Это невозможно. Поэтому я очень хочу, чтобы эту главу посмотрели бы и мои коллеги, которые пишут иудейский учебник, посоветовались бы.
При всем при том на нашей стороне, на стороне православных авторов, есть огромное преимущество, о котором, кажется, еще не догадывается Министерство образования. На нашей стороне гений русского языка. Потому что ведь все учебники будут на русском языке. А как вы думаете, сколько есть стихотворений на русском языке христианских, а сколько — буддистских? Ну, может, у Бориса Гребенщикова что-нибудь, но и то он буквально вчера заявил, что он православный. А на нашей стороне стихи Пушкина, Лермонтова.
Вводный урок. Вера России
(Вводный урок для 4 класса. Официальная тема: «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека. Россия — наша Родина»)
Ключевые слова: Родина, культура, религия
Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать своих родителей. Я не могу выбрать язык, на котором мама пела мне колыбельные песни. Я не могу выбрать Родину.
Сначала я появляюсь на свет. Потом я узнаю, что моя Родина зовется Россия. Что она – самая большая страна в мире. Что Россия – страна с древней историей и с молодыми мечтами.
С первых дней моей жизни меня окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется. Родственники, друзья, соседи… И однажды ко мне приходит понимание, что кроме моего дома, моего двора, моей улицы, моего района, моего города, есть еще Моя Страна.
Это миллионы людей, которые лично не знакомы со мной. Но в нашей жизни есть много общего. И мы все в чем-то зависим друг от друга.
Пятьдесят лет назад над землей взлетел один никому тогда неизвестный летчик. Но весть о его полете наполнила радостью всю нашу страну. И теперь мы с доброй гордостью говорим: мы – соотечественники Юрия Гагарина, первого в мире космонавта.
Мы переживаем победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не чужие.
Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Но важнее всего – единая культура.
Культура – сложное понятие, которые включает всё «человеческое» в окружающем нас мире. Это всё то, что делают люди и то новое, что мы вносим в мир природы. Но почему человек решает совершить тот или иной своеобразно-человеческий поступок? Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и неправду? Ответы на эти вопросы – в мире культуры.
Люди учатся друг у друга не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить родных людей мы учимся не только на уроках. А это тоже часть культуры.
Как надо отмечать государственный, народный или религиозный праздник? Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого человека? Это тоже вопросы культуры.
Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет.
Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в народных культурах.
И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один пояснит: «не лги, чтобы и тебе не лгали в ответ». А другой скажет: «не лги, потому что всякую ложь видит Бог».
В нашей стране живут люди, по разному представляющие себе отношения человека и Бога. Это означает, что они относятся к разным религиям.
Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.
Россия же стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям.
На страницах именно этого учебника мы будем знакомиться с основами православной культуры. Другие ребята, чьим семьям ближе другие религии, существующие в нашем Отечестве, будут знакомиться со своей культурой.
Культура, как мы узнали — это то, что отличает людей от животных. Значит, на уроках православной культуры вы будете знакомиться еще и с самими собой. Это называется – «самопознание».
ВРЕЗКА
В 17 веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот некоторые черты нашей культуры, которые его поразили:
В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые!
Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников.
По отчеству зовут даже крестьян.
Черный хлеб любят больше белого.
Собак кормят всегда мясом, а поят молоком. Поэтому при нападении на дом каждая собака в силах бороться с толпой.
Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами.
На Пасху все целуются, говоря «Христос воскресе!».
Торговля московитов жесткая, это торговля сытых людей. Говорят они при торговле мало. При попытке торговаться сердятся. Цена одинаковая на всем рынке.
Когда мы вошли в больницу, от дурного запаха не могли оставаться в этом помещении смотреть на больных. Царь же подходил к каждому больному и целовал его в голову, уста и руки – и так до последнего.
ВРЕЗКА
РОССИИ
«Гордись! — тебе льстецы сказали —
Земля с увенчанным челом,
Земля несокрушимой стали,
Полмира взявшая мечом!
Красны степей твоих уборы,
И горы в небо уперлись,
И как моря твои озеры…»
Не верь, не слушай, не гордись!
Пусть рек твоих глубоки волны,
Как волны синие морей,
И ведра гор алмазов полны,
И хлебом пышет тук степей;
Пусть пред твоим державным блеском
Народы робко клонят взор,
И семь морей немолчным плеском
Тебе поют хвалебный хор;
Пусть далеко грозой кровавой
Твои перуны пронеслись:
Всей этой силой, этой славой,
Всем этим прахом не гордись!
Бесплоден всякий дух гордыни,
Не верно злато, сталь хрупка;
Но крепок ясные мир святыни,
Сильна молящихся рука!
И вот, за то, что ты смиренна,
Что в чувстве детской простоты,
В молчанье сердца сокровенна,
Глагол Творца прияла ты, —
Тебе Он дал свое призванье,
Тебе Он светлый дал удел:
Хранить для мира достоянье
Высоких жертв и чистых дел;
Хранить племен святое братство,
Любви живительный сосуд,
И веры пламенной богатство,
И правду, и бескровный суд.
О, вспомни свой удел высокий,
Былое в сердце воскреси
И в нем сокрытого глубоко
Ты духа жизни допроси!
Внимай ему — и все народы
Обняв любовию своей,
Скажи им таинство свободы,
Сиянье веры им пролей!
(Алексей Хомяков 1839)
Вопросы:
1. Как вы поняли, что такое культура?
2. Какие проявления культуры вам знакомы? А именно православной культуры?
3. В чём могут выражаться различия в культуре разных людей и как следует относится к этим различиям?
4. Какие черты русской православной культуры 17 века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор? Каких из упомянутых традиций уже не встретишь? Хорошо ли это?
Илл.:
К. Юон. Купола и ласточки
А. Рябушкин. Семнадцатый век. Женщины в церкви. 1899
Урок 1. Бог
4 класс
Множество детских рук гладили котенка, которого Ваня только что на глазах у всех спас от собаки:
— А тебе не страшно было?
— Поначалу было…
— А потом?
— А потом я кое-что вспомнил…
— Вспомнил? Что? О чем? Кого? — наперебой загалдели друзья.
— Вспомнил, что с Богом бояться не надо.
Ребята в недоумении замолчали.
Быстрее всех на новое слово отозвалась Леночка:
— Бог это кто? Дяденька в черном платье и бородой? Я его по телевизору видела! Но тут его не было!
Все засмеялись, включая Ваню. Но затем он стал серьезным:
— В черном платье и с бородой это, наверно, священник. Это человек, который служит Богу. А Бог…
Ваня снова растерялся. А потом тихо сказал:
— Ну не смогу я этого описать. Просто когда я вспоминаю о Боге, мне бывает хорошо. Ну, как бывает, когда вместе с отцом что-то мастеришь. Или когда мама обнимает. Но маму-то я вижу. А Бога я не вижу. А всё равно что-то чувствую…
Из школы вышел учитель физики. Ребята бросились к нему с вопросом – «Что такое Бог?!»
Учитель ответил по ученому:
— Под словом Бог понимается Творец, который создал весь наш мир и человеческий род. Миру он дал законы природы. Человеку он дал законы добра.
Камни просто подчиняются законам природы. Им для этого свобода не нужна.
Но если человека заставить сделать добрый поступок, станет ли такой вынужденный поступок добрым? Человек, делающий добро по приказу, похож на палку, с помощью которой Ваня отогнал собаку. Для котенка и для Вани это хорошо. Но палка-то разве стала от этого лучше? Только если человек сам свободно выбрал свой поступок, он становится добрым. Поэтому человеку Бог дал ещё и свободу.
Но свободный несмышленыш может быть опасен. Поэтому к свободе полагается еще и разум. Но если рядом с умом нет ни совести, ни любви, то может получиться просто хитрый преступник. Поэтому ещё людям даны совесть, доброта, любовь.
Ну, а тот, кто такие дары дает, сам, конечно, ими обладает. Итак, можно сказать, что Бог — это свободный и разумный Творец, Который создал мир и любит Свое творение. Поэтому Его ещё называют Творцом.
Тут подошла учительница русского языка и присоединилась к беседе:
— Честно говоря, в моей жизни Бог мне не встречался. Но Я знаю, что вера в Бога всегда вдохновляла людей на создание прекрасного: храмов, икон, картин, стихов, музыки… Великий итальянский поэт Данте именно о Боге сказал, что это – «Любовь, что движет солнце и светила».
Хорошо, что вам это интересно. А Ваня молодец. Человек, верящий в Бога, очень часто именно благодаря своей вере совершает светлые, добрые и отважные поступки. И если он верит в любовь и в Бога, то это придаёт ему силу, и он сам становится добрее.
И ещё всё, что связано с именем Бога, — продолжила учительница, — даже на письме оформляется особым образом! Загляните в нашу «Копилку знаний».
— А сейчас Бог нас видит?
Физик авторитетно подтвердил:
— Пожалуй, да.
Дети стали тревожно осматриваться…
— Так Бог за нами подглядывает!
Привыкший к точности физик не согласился:
— Нет! Подглядывать значит делать что-то втайне. А Бог и не скрывает от людей, что Он всегда здесь. Чтобы кому-то помочь, надо же видеть, что происходит и быть рядом! Кроме того, подглядывают чужаки. А когда на тебя смотрит тот, кто любит тебя и тот, кого любишь ты – это же не шпионство!
— А откуда мы можем знать, что Бог любит нас?
— Все, что касается любви, не объяснить одними словами. Но люди как-то умеют это ощущать. Наверно, если бы Ваня не верил и не чувствовал, что он любим и храним Богом – он бы и к собаке не решился подойти. Правда, Вань?
Ответа никто не услышал. Ваня так смутился от того, что его тайна вышла наружу, что незаметно убежал. Похоже, что и котенка он унес с собою.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Большая буква
Если мы говорим о богах во множественном числе (например, когда пересказываем легенды и сказки), то в этом случае пишем это слово с маленькой буквы.
Если верующие говорят или упоминают о Боге как о Творце нашего мира – слово Бог пишется с большой буквы. Это касается и местоимений. Если встречается так написанная строчка – «Тогда Он создал», то сразу понятно, что это о Боге. Или же: «человек обратился к Тому, Кто…».
ВРЕЗКА
И просветлел мой темный взор,
И стал мне виден мир незримый,
И слышит ухо с этих пор,
Что для других неуловимо.
И вещим сердцем понял я,
Что все рожденное от Слова,
Лучи любви кругом лия,
К нему вернуться жаждет снова;
И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.
(Алексей Толстой 1852)
Вопросы:
1. Каким ты представляешь Ваню? Почему он не испугался собаки? Что придало ему отваги и смелости?
2. Почему Бога называют Творцом?
3. Почему люди сравнивают любовь Бога к человеку с любовью отца к своим детям?
4. Как ты думаешь, может ли человек общаться с Богом, и если да, то как он это может делать?
Илл.:
Петров-Водкин. Мать
С.Мурованная. Мама
Фото: котенок в руках у ребенка
Фото: звезды
Урок 9 Душа
Ключевые слова: тело, душа, внутренний мир человека.
Сначала размышляем сами
1. Как вы понимаете слово душа?
2. У вас есть душа? У каждого? Вы ее видели?
В православии размышления о человеке и размышления о Боге переплетены. Человек верит в Бога. А во что верит Сам Бог? Христиане считают, что Бог верит в человека. Бог доверяет человеку.
Вы же знаете, что свободу действий можно дать только тому, кому доверяешь. Христиане убеждены, что отношения человека и Бога – это отношения взаимного доверия: Бог дал человеку свободу. Он вложил в человека огромные возможности для роста и совершенствования. Причем этот рост нельзя измерить в сантиметрах.
Жертву Христа, как и вообще все, что связано с миром религии, нельзя понять, если человек не всмотрится внутрь себя самого. Есть такое выражение – «внутренний мир человека». Это мир его души.
ДУША
Тело ходит, бегает, жует. Душа думает, мечтает, верит, любит.
Душа так отлична от тела, что порой она радуется, даже если телу больно.
Ты играешь с малышом. Ему всего годик, и он совсем несмышленыш. Вот он сдвинул со стола чашку, та упала и горячим чаем обожгла тебе руку. Тебе больно. Может быть, если бы это был твой ровесник, ты бы отругал его или даже стукнул. Но малыша ты прощаешь. Боль в руке осталась с тобой. Но разве никакого нового чувства не родилось от того, что ты простил человечка? Это радуется душа от того, что она поступила правильно.
А иногда душа болит, даже если все тело здорово. Это совесть говорит человеку: «в этом ты неправ!».
Душу не видно. Но раз у души есть свои поводы для боли и для радости, значит, она существует.
Итак, разрешите вас познакомить. Есть ты. Есть твое тело. И есть твоя душа. Вы должны научиться жить вместе.
Именно душа делает человека человеком. Такие свойства человеческой души, как свобода, различение добра и зла, творчество и мысль, у животных отсутствуют.
Христиане считают, что человек так непохож на животных оттого, что эти отличия были ему подарены Богом.
Бог Сам свободен – и человеку Он тоже подарил свободу.
Бог есть Любовь — и Он подарил людям любовь.
Бог есть разум — и Он подарил людям способность мыслить.
Бог есть Творец – и Он подарил людям способность творить.
Вместе эти дары Бога человеку составляют целый мир. Он так и называется – внутренний мир человека.
Непросто осознать, что душа существует. Еще сложнее понять причины и цели ее стремлений. Нам еще предстоит понять, что на самом деле нужно душе, а что ее ранит.
Душа вбирает в себя множество впечатлений. И сама она порождает много различных мыслей и чувств. Все ли они хороши? Может какие-то желания и мысли надо отгонять от себя?
У нашего внутреннего мира или у души есть удивительное свойство: душа становится тем богаче, чем больше она отдает другим людям. Тот, кто по-доброму посмотрел на человека – и сам стал добрее. И добрее стал тот, на кого так посмотрели. И добрее стал весь мир. Поделись улыбкою своей – и она к тебе не раз еще вернется!
«ПОДУМАЙ О ДУШЕ!»
И наоборот: если человек не знает о своей душе, если он кормит ее ненавистью, завистью, предательствами, раздражительностью, душа слабеет… Поэтому мудрые люди часто призывают – «О душе подумай!».
При самых разных поворотах судьбы стоит прежде всего ставить вопрос: а что будет с моей душой? Придется ли ей по вкусу радость, добытая стыдным путем?
Ребенок сначала учится владеть своим телом. Потом же ему придется всю жизнь учиться жить в мире со своей душой и с совестью. В этом труде, убеждены христиане, Бог будет помогать человеку. Например, Он поможет различать добро и зло.
ВРЕЗКА
ОТКУДА У ЧЕЛОВЕКА ДУША?
Из Библии:
«И сказал Бог: да произведет земля зверей земных по роду их. И стало так. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, и да владычествуют они над зверями и над всею землею. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою. И сотворил Бог человека по образу Своему; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им: плодитесь и наполняйте землю, и обладайте ею».
Вопросы:
1. Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть?
2. Как ты понимаешь выражение «внутренний мир человека»?
3. Как Библия рассказывает о происхождении души?
4. Как ты думаешь, какие именно мысли надо отгонять от себя подальше? Вот начинает у тебя в голове кружиться мысль: чтобы меня похвалили, я, пожалуй, наябедничаю на друга… Как ты полагаешь, будет по честному – принять такую мысль и исполнить ее или отогнать?
Поговорим по душам. У тебя когда-нибудь болела душа? Можешь об этом рассказать? Как ты понимаешь выражение «черствая душа», «добрая душа»? Что такое «потерять самого себя»?
Урок 10. Добро и зло. Совесть
Ключевые слова и выражения: добро, грех, совесть, быть в ладу со своей душой.
Сначала размышляем сами
1. Как вы думаете, есть ли совесть у животных?
2. А если человек потеряет совесть, он останется человеком?
В православии добро – это то, что:
— помогает росту души человека;
— помогает другим людям;
— радует Бога.
Зло – то, что удаляет от этих добрых целей. У слова «зло» в православии есть синоним: грех.
Грех – это недоброе движение чувства, мысли или воли человека. Греховное движение идет против голоса совести и заповедей. Грех и преступление не одно и то же. Всякое преступление есть грех, но государство не всякий грех считает преступлением.
Преступное действие приносит вред тому, на кого оно нацелено. А грех прежде всего «стреляет» в самого грешника. Один человек позавидовал другому. Тот, кому позавидовали, даже не узнал об этом. Его жизнь не стала хуже от того, что кто-то на него посмотрел завистливым глазом. Но тот, кто позавидовал, сам испортил себе настроение. Даже тайные грехи, невидимые со стороны, постепенно отравляют душу.
Не полицейский указывает человеку на его грех, а его собственная совесть. Ведь у любого твоего недоброго поступка всегда есть свидетель: твоя же душа.
ПРЕДАТЕЛЬСТВО
Евангелие рассказывает, как один из самых близких учеников Христа, апостол Петр, убежал в минуту ареста Учителя. Всю ночь он таился людей. Наконец одна женщина присмотрелась к нему и сказала – «Так вот он всегда ходил с этим арестованным Иисусом!». Петр же стал отпираться: «Не знаю, что ты говоришь». Он сделал несколько шагов, и вновь прохожие заголосили – «Да точно этот был с тем преступником!». И снова Петр отрекся, даже поклявшись, что не знает Иисуса. Через час ему пришлось еще раз поклясться в том же самом. Так за одну ночь он трижды отрекся от Христа.
И тут петух пропел утреннюю зарю… И Петр вспомнил, что еще вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня». Тогда Петр мужественно ответил: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Теперь же при крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа, и заплакал от горького стыда. В этих слезах обновилась его душа. Впредь он не будет бояться ничего и сам закончит свою проповедь на кресте.
Отречение это не предательство. Предательство прямо вредит тому, кого предают. Отречение же вредит самому отрекающемуся. Среди учеников Христа был Иуда – он именно предал Учителя и помог арестовать Его. Петр же не предал. Но своим отречением он причинил боль своей совести.
Когда человек предает или отрекается от тех, кто любит его, душа не может радоваться. Даже разум иногда может оправдывать такой поступок. Он может шептать: «Ну, от тебя ничего ведь не зависело! Так будет лучше для всех! Никто ничего не узнает, а тебе будет хорошо!».
От этих лукавых «мудрых советов» человека защищает совесть. Она оспаривает их не словами, а просто своей болью. У человека начинает, как говорят, «саднить в душе». Для честного человека такая боль важнее любых доводов.
РАБОТА СОВЕСТИ
Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела:
1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.
2. После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!».
У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесенных ей ранах, именно в этом случае они никогда не зарастают. Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде. Радость, получаемая от интересной поездки, может вдруг исчезнуть — потому что совесть вдруг подняла из глубин твоей памяти что-то, о чем не хотелось бы помнить.
Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей собственной совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.
ВРЕЗКА Святые мысли
Если ты заболел и ищешь исцеления, то прежде всего позаботься о совести. Все, что она говорит, сделай — и найдешь пользу
(святой Марк Монах).
Бог на земле – не только в небесах:
В густой траве и в луговой гвоздике,
В струях воды ив лиственных лесах,
В тропинке нежной и в девичьем лике…
У многих в душах Божья благодать.
Здесь, на земле, Он ходит между нами:
Идти за Ним или Его предать –
Должны решать мы ежедневно сами.
(Геннадий Иванов)
Вопросы и задания:
1. Есть полушуточное определение человека: «человек — это животное, умеющее краснеть». Объясните его.
2. Что считается добром у христиан?
3. Зачем совесть запоминает даже наши старые проступки?
4. Какие два важнейших дела у совести?
5. Сопоставьте слова поэта с легендой о Петре. Можно ли сказать, что с христианской точки зрения предать человека все равно что предать самого Христа?
Поговорим по душам. Как жить, чтобы быть в ладу со своей совестью? Знаете ли вы истории, а также книги и фильмы, повествующие о людях, у которых болела душа? Может ли кто-то рассказать о случае, когда человек (или вы сами) отреагировал на крик души и именно по голосу совести отказался от дурного поступка?
Урок 13 (29) О плохих христианах
Ключевые выражения: сила воли, самопонуждение.
От вас, ребята, ждут, что вы каждый день будет узнавать что-то новое. Вас хвалят за хорошую память и за умение быстро находить правильные решения. Ваше сердце умеет различать, где добро, а где зло.
К сожалению, всего этого мало, чтобы быть хорошим человеком.
В человеке все сложно. Бывает, что он слышит голос совести, знает, как надо поступить. Но – не решается. Апостол Павел даже с горечью воскликнул: «Бедный я человек!.. Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю».
Всегда ли при быстром беге с горы ты можешь остановить свои собственные ноги? Вот такая же почти неодолимая инерция бывает и в словах и в поступках. Если кто-то привык обращаться к однокласснику с кличкой, трудно бывает переломить себя и заставить обращаться нормально, по имени.
Порой человек уже знает, как лучше. И был бы совсем не против, если бы какая-нибудь волшебная палочка перенесла его в ту минуту, где это «лучше» уже стало настоящим. Но – без его труда. Вот ты только пожелал стать другим, закрыл глаза, открыл – и ты уже совсем новенький!
Но так не будет. Нельзя изменить сердце человека без него самого. Пока ты спишь, можно незаметно подложить подарок под твою подушку. Но к твоему сердцу есть только один ключ. И он у тебя. Без тебя никто туда не войдет и не изменит твои привычки.
Поэтому порой нам приходится понуждать самих себя. Оглянись вокруг. Вот есть ты и те твои недостатки, о которых ты и сам знаешь. Это пункт «настоящее» (пункт А). А где-то вдали ты опять же сам видишь, каким ты хотел бы стать. Это пункт «надо» (пункт Б). Твоего знания достаточно, чтобы перейти из пункта А в пункт Б? Нет, кроме знания нужно желание. И это желание не должно быть вялым – «дескать, не плохо было бы когда-нибудь…». Для этого движения нужна сила воли.
Вскоре вы начнете изучать историю человечества. Почти все люди, которых вы встретите на просторах истории и литературы, жили после Христа, и почти все они были христианами. Увы, вам придется узнать, что при этом далеко не всегда они бывали человечны.
Три с половиной века тому назад в России правил царь Алексей Михайлович. Когда он устраивал пиры в Кремле, то рядом с собой он сажал не знатных бояр или воинов, а нищих. И он сам наполнял их тарелки. Нередко Царь сам ходил по больницам и утешал калек.
Но если кто не соглашался с царем в вопросах веры – Алексей Михайлович не был скуп на наказания.
На протяжении многих веков и в самых разных странах мы встречаем людей, совмещающих в себе очень тяжелые грехи с верой в милосердное учение Христа. В храме вельможа мог слушать проповедь о том, что трудно надеющемуся на богатство войти в Царство Божие. А потом он же ехал и покупал себе рабов.
Когда вы будете изучать древнюю историю или всматриваться в современную жизнь, помните: один и тот же человек может быть очень разным. И в преступнике вдруг может блеснуть луч солнышка. И у добряка может случиться затмение совести.
Кроме того, дойти до вершины и удержаться на ней — не одно и то же. Вот человек отогнал от котенка бродячую собаку. А через полчаса этот же герой побоялся сказать маме о полученной в школе двойке. Все однажды найденное можно потерять.
Поэтому делайте так:
Увидели добрый поступок – «позавидуйте» ему, решите для себя, что и вы будете вести себя так же в трудную для вас или для Родины минуту.
Узнали о чьем-то дурном поступке – отшатнитесь от этого зла и запретите себе: «никогда я не позволю себе сделать так же!».
Помните, 4 ноября вся страна вместе с вами праздновала День народного единства? Некогда в этот день наши воины (мы были вместе: русские, татары, башкиры…) освободили Москву. Но как же поляки оказались в ней? К сожалению, с помощью некоторых русских бояр. Каждый из них искал своей небольшой личной выгоды. А в итоге они ввергли в большую беду всю страну.
Однажды перед подобными соблазнами можете встать и вы. Может быть, и вам будут предлагать «подарки» за то, чтобы вы не заметили нарушения закона или интересов России. Вспомните тогда и свое нынешнее возмущение предательством тех бояр. И вспомните уже знакомые вам слова Христа: «что пользы человеку, если он весь мир приобретет, а душе своей повредит».
ВРЕЗКА
Христос видел, что людям легче будет назваться Его учениками, чем быть ими в жизни. Поэтому Он говорил: «эти люди почитают Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня… Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное».
Вопросы
1. У человека есть знание том, как надо поступить. Он слышит веление своей совести. Что еще ему нужно для доброго поступка?
2. Надо ли запоминать только добрые исторические примеры? Если нет – то почему?
ГОТОВИМСЯ К СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧЕ
К следующему уроку подумай, какие из наших рассказов о православной культуре ты хотел бы пересказать своим друзьям, которые ходили на другие уроки. Помни, что у разных людей могут быть разные святыни и надо быть осторожным, чтобы не обидеть другого человека. Святыня другого человека может быть непонятна и странна для тебя, но топтать ее нельзя.
Мальчуган лучи ласкал,
Весь купаясь в свете,
Пламя солнца целовал
На паркете.
Я случайно встал на круг
Солнечного блеска.
И заплакал мальчик вдруг
В три ручья, по-детски.
Что с тобою? – я спросил.
Он сказал: – Я видел,
Ты на солнце наступил,
Солнышко обидел.
Я его поцеловал
И теперь уж знаю:
Если на пол луч упал,
Я не наступаю.
Урок 30. Наше Отечество
Официальное название: «Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России»
Ключевые понятия: гражданский закон, религиозные законы, свобода совести
Наше Отечество зародилось на равнине. Вокруг нашей страны не было ни высоких гор, ни морей, которые отделяли бы нас от соседних народов.
Более того, с самого начала первые русские города соседствовали с поселениями других народов. Карелы, литовцы (литвины), ненцы, вепсы – наши древнейшие сограждане.
С южными и восточными соседями у Руси и позднее у России были сложные отношения. Были и войны и мирное сотрудничество. Но порой более далекие и грозные народы угрожали нашим ближайшим соседям – и тогда они просили у России защиты.
Например, уже в 15 веке калмыки стали все дальше уходить от невзгод, происходивших у них на родине (сегодня это Китай). Через двести лет непростых странствий калмыки подошли к берегам Волги, то есть к тогдашним границам России.
Они попросили у русского царя принять их в подданство и выделить им земли в пределах России. Царь Алексей Михайлович пригласил калмыков перейти Волгу и не потребовал от них отказаться от их веры (буддизма) и принять православие. Так калмыки стали единственным народом в Европе, который исповедует буддизм.
Калмыкам было разрешено сохранить их традиции и законы. Они продолжали жить по своему так называемому «Степному уложению».
С каждым веком все умножалось число мусульманских народов, входивших в состав России. Им разрешалось соблюдать мусульманские законы.
Так в России сложилось два уровня законов.
Один – гражданский, обязательный для всех ее граждан, независимо от их веры и национальности.
Другой, религиозный, свод законов был значим только для тех людей, которые сами хотели жить именно по нему. Религиозные общины могли сами управлять своей жизнью. Правила жизни православных христиан не были обязательны для мусульман, а законы, дорогие для мусульман, не имели власти над людьми других религий.
За более чем тысячу лет своей истории Россия не знала религиозных войн. Ни один ее народ никогда не нападал на соседей для того, чтобы навязать ему свою веру.
С каждым веком раздвигались границы России. И с расширением своих границ Россия становилась все более и более разно-образной, разно-национальной, разно-языкой.
Обилие народов, языков, культур и религий России мы рассматриваем сегодня не как угрозу или проблему, а как богатство. И в прошлом и в настоящем многие беды и победы стали общими для всех нас. Одни поля, одни леса и реки радуют всех нас своей красотой. Здесь, в этой общей земле лежат наши предки. Здесь будут жить и ваши дети.
При многовековой совместной жизни наши народы, конечно, многое перенимали друг у друга. И всегда мир православия был открыт для людей любой национальности. Среди народов, которые решили вместе с русскими идти путем Православия, можно назвать якутов, чувашей, мари, мордву (эрдзя)…
Среди великих государственных деятелей России, ее художников, ученых, воинов, писателей вы еще не раз встретите людей, чьи корни уходят в другие народы и страны. Но эти люди искренне полюбили Россию и православие, и в итоге своими талантами они обогатили православную культуру.
Православие призывает любить Христа. Но если кто-то верит и молится иначе – нельзя в этом видеть повод для оскорбительного отношения к этому человеку.
Было бы хорошо, если бы по завершении наших встреч вашей поговоркой стало бы присловье святого Амвросия Оптинского: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем моё почтение».
Врезка
Свобода совести – отсутствие государственного понуждения к согласию или несогласию с какой-либо религией. Право свободно выбирать, менять, распространять религиозные и иные убеждения.
Врезка
Именование «Русская Православная Церковь» не означает, что ее членами могут быть только русские. Слово «Русская» в данном случае является указанием на то, что история этой Церкви начинается в древней Киевской Руси. Храмы Русской Церкви высятся по Украине и Белоруссии. Их можно найти в Японии и Америке, в Африке, Китае и даже в Антарктиде.
Вопросы
1. Знаете ли вы, какие еще религии, кроме православия, исповедуются народами России?
2. Что такое свобода совести?
3. Может ли нерусский человек быть членом Русской Православной Церкви? А ее священником?
4. В чем отличия гражданского закона от религиозных законов?
Читайте также:
Мария Сеньчукова: «Основы религиозных культур» – в ожидании провала?