В наших приходских, сетевых и прочих православных разговорах обсуждение темы осуждения-неосуждения бывает настолько горячо, что само часто превращается в осуждение. Как страстно мы порой взываем друг к другу словами «не судите!..»
Между тем мы не всегда помним, что Господь вовсе не заповедовал совершенно не касаться грехов и недостатков друг друга – Сам Он не раз обличал их в людях.
Все мы помним слова: «Не судите, да не судимы будете» – и на этом останавливаемся. Но дальше есть продолжение. Оно – о том, что судить грех можно и должно, но делать это надо правильно: «…ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 1–5).
Вынимать сучок из глаза ближнего надо – но прежде надо разобраться со своим собственным бревном… Как же это сделать? Может быть, так: вот, к примеру, мы видим, что кто-то готовится совершить насилие, кто-то собирается что-то украсть, а кто-то лжет и клевещет в открытую, и мы ни в коем случае не должны ему мешать, а сразу должны побежать на исповедь и усердно каяться в собственных грехах?.. А пока бегаем, занимаясь своим бревном, зло, которое мы могли бы пресечь, безнаказанно свершится? Или как?..
Думаю вот что: постановка вопроса тут какая-то неверная. Дело не в «технологиях» (именно их, формул действия, причем чем проще – тем лучше, мы зачастую ждем от духовника, от психолога, выискиваем в святоотеческих книгах и т.д.), применяя которые мы могли бы самоуспокоиться: «всё правильно сделал». У Христа нет «технологий». Он взывает прямо к глубине сердца человека, призывает выйти из двумерного мира плоских понятий – в многомерный. И словами Евангелия Он говорит нам: желание судить грех и зло – хорошее желание, неприязнь ко греху – часть образа Божия в вас, и ничто нечистое не войдет в Его Царство.
Но вы судите совершенно неправо, потому что – не любите. Тот, кого вы судите – посторонний для вас, чужой. Вы ничего о нем не знаете, вы пытаетесь живого человека запихнуть в некие рамки законнических формул, вы смотрите на него со стороны, не касаясь его, не беря на себя его немощей, не сострадая. И этот грех нелюбви – еще больший, чем грех осуждаемого вами грешника… Для того ли, говорит Господь, Я дал вам заповеди, чтоб вы злорадно били ими друг друга по голове, для того ли Сам во исполнение их пошел на крест – за всех вас?
Пример осуждения из рассказа моего знакомого:
«Пил я много лет, буквально спивался, но в глубине души хотел бросить… А сам справиться – не мог. Пьянство ведь не в последнюю очередь – следствие гордыни, воспаленной самости, максимум, что может самостоятельно делать попавший в эту зависимость – жалеть себя…
Жена уговорила прийти в храм. И я испытал на себе, что такое чудо в евангельском смысле, что такое милость Бога, для которого нет невозможного: после первой же исповеди и причастия я пить перестал. Буквально – как рукой сняло тягу. Помню, я буквально как на крыльях летал… А поскольку был совсем неопытен в духовной жизни, то, естественно, стал гордиться и превозноситься: не «Бог помог», а «я бросил!» Это, знаешь, особый вид кайфа: день рожденья или Новый год, застолье, все пьют, а у меня в бокале газировка, я сижу такой уверенный в себе и свысока поглядываю на других: эх вы, слабаки, а вот я-то!.. Хочу – и не пью…
Чем такое кончается, я уж знаю теперь. Святые отцы много писали о пагубности гордыни, которая хлеще всех прочих грехов вместе взятых, и о вреде осуждения, а я не из книг, а на своей шкуре испытал… Около года я так погордился, осуждая пьющих, – а потом меня срубило самого. И я ушел в такой запой, из которого выйти смог уже только через реанимацию, а потом – долгое лечение в клинике.
Сейчас я держусь с помощью врачей и с помощью Божией, конечно, и воли своей гордыне стараюсь не давать. И пьющих не осуждаю. Доподлинно испытал: за что осудишь – в то сам попадешь. Жалею алкашей, знаю, какая ужасная эта страсть, как она треплет человека… Бывает, стараюсь помочь: кому дорогу в храм показать, кому телефон врача-нарколога дать. И молюсь за своих пьющих приятелей – по большей части, правда, уже за упокой, водка многих из них в могилу свела…»
Плохо не то, что мы видим в ближнем грех, – плохо, что мы подчас видим в нем только грех. Суд (настоящий суд, Христов) может не только обличать и осуждать – он может и прощать, и миловать.
Прощение – тоже осуждение. Но осуждение – любовью, осуждение не на отторжение и смерть, а на приятие ближнего в свое сердце, в свою ответственность за него и на жизнь. Осуждение – в исцеление греха, потому что грех – не столько юридическая категория, сколько болезнь, которую надо лечить. Мало того – ее надо уметь лечить.
Как научиться этому лечению? Тут притча о сучке и бревне наводит нас на простое размышление: грех осуждения может быть нам, как ни странно, и полезен. По народному присловью, рыбак рыбака видит издалека, за что мы осуждаем кого-то – то есть и в нас. Наблюдая за своими реакциями на чужие грехи, мы можем лучше узнать самих себя. И пытаться осознать, какими именно способами развивается и действует в нас немощь греха, как с ней можно бороться самому и как можно помочь избавиться от греха осуждаемому нами ближнему.
Помочь – во-первых, если… «Он сам захочет! А он не хочет! Что толку-то!» – раздается поспешный голос… Нет, вовсе нет. Во-первых, если мы сами хотим и решились помочь. Если ждать, когда грешник сам раскается и попросит о помощи в борьбе с грехом – можно прождать, пока не поседеем, и не дождаться. Начинать надо самим.
А во-вторых, во всю веру, какая есть, звать Бога на помощь: «Господи, я хотел бы помочь этому человеку – но совершенно не дам ладу, как, с какого конца взяться, да и сил не имею и особого вдохновения не чувствую, ибо сам весь в грехах! Господи, помоги мне в этом Сам, научи, как быть!» И в каждом конкретном случае – Господь не замедлит дать конкретный ответ, стоит только попробовать.