Задание на пост
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре (Москва):
Послабление в посте дается по медицинским показаниям. Например, у беременных есть свой рацион. В него, допустим, входит вареное мясо. Мясо по-французски, шашлык и курица, запеченная в винном соусе, туда явно не входят. Прописали вареное мясо? Вот и ешь его как лекарство, не уклоняйся в стороны.
Если ты постом начинаешь пробовать какие-то гастрономические изыски, то этим ты действительно нарушаешь пост. А не тем, что по предписанию врача ешь вареную говядину.
Своим прихожанкам, которые приходят за советом, я так и говорю, что пост – это полезно, от поста никто не умирал. Но важно, чтобы ты была бодра, здорова, полна сил. Безусловно, надо внимательно слушать советы врача, следить за своим состоянием.
Между прочим, по строгости церковных канонов бедной женщине, у которой произошел непроизвольный выкидыш, и которой можно только сочувствовать, запрещают на год подходить к причастию. Потому что женщине надо себя беречь во время беременности. Но каноны – это планка, это уровень требований, призыв к строгому и разумному отношению к себе и своему здоровью.
Сегодня у нас (по сравнению с прошлым) ужасная экология, мы едим непонятно какую пищу, пьем загрязненную воду, дышим отравленным выбросами воздухом, и поэтому, учитывая реалии нашей жизни, священники не применяют каноны со всей строгостью.
Но речь о том, что женщина обязана бережно относиться к своему здоровью в этот период.
Сказали: ешь мясо – значит, ешь. Но если твое состояние таково, что ты можешь отказаться от него в среду-пятницу, откажись: ничего с тобой не произойдет.
На самом деле надо стремиться найти «золотую середину», чтобы и соблюдать пост, и заботиться о здоровье, когда это необходимо по медицинским показаниям, не скатываясь от послабления к расслаблению. Это, кстати, очень хорошая задача, которую можно поставить перед собой постом.
Взять ответственность
Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого Александра Невского при МГИМО (Москва):
Попустительство, снисхождение или икономия во время поста устанавливается церковным уставом для определенной категории людей – для больных, для тех, кто находится в тяжелых условиях, в пути.
Но вот вопрос: а что рассматривать, например, под понятием «в пути»?
Дорога от квартиры до работы на метро и маршрутке является ли путешествием? Может ли такой человек делать себе послабления постом?
Здесь все на совести человека, насколько он готов следовать посту.
Ведь пост – не просто некое безоговорочное соблюдение каких-то правил. Пост – это ущемление себя в чем-либо для того, чтобы что-то приобрести. Чтобы что-то приобрести, надо чего-то лишиться.
Здесь очень важно, чтобы человек сам думал, сам пытался себя в чем-то ограничить, чтобы не впасть в бесконечное самооправдание, в расслабленность: «Ой, у меня заноза в пальце – я человек болящий, и теперь мне можно все».
Нет, нельзя тебе все. Если ты сделаешь послабление постом в малом, то, наверное, в большом ты не сможешь себе отказать.
Пост – очень маленькая составляющая всей нашей жизни.
И как во всей остальной жизни человек сам должен брать ответственность и определять меру своего поста. Чтобы это не было и перебором в сторону аскетизма, который явно не по силам, и перебором в сторону «раз можно это, тогда можно еще то, то и то».
Грубо говоря, если человек умирает оттого, что «перепостился», – это грех самоубийства.
Средняя линия поста дана церковным уставом, написана в Типиконе. К ней нужно приближаться, на нее необходимо ориентироваться. А все детали и нюансы можно решить со своим духовным отцом. Поскольку болезнь – это уже есть воздержание, пост.
Да, естественно, если есть какие-то медицинские рекомендации, нужно их услышать. Тем более врачи обращают внимание на гастрономический аспект поста. Тогда себя можно ограничить в другом плане. Допустим, не смотреть телевизор во время поста.
Если человек пытается себя дисциплинировать, сделать шаги к какой-то вершине, он обязательно будет к себе относиться требовательно. Если же человек безмерно себя любит, относится к себе как к пупу земли, вокруг которого все движется, он будет себя всячески оправдывать.
Найти грань, «золотую середину» – это дополнительная работа в пост, ведь для этого нужно напряжение, дисциплина.
Свериться с планом!
Протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское:
Человеку всегда сложно выбрать «серединку»: проще либо поститься «по полной программе», либо – никакого поста. Великий пост легче соблюсти, чем не пропустить ни одну среду или пятницу. Так что для «серединки» нужны усилия.
Будет очень хорошо, если человек, приступая к посту, определит его меру, которую он будет соблюдать, посоветовавшись с духовником. Соблюдать пост во всей полноте, по уставу, сегодня способны немногие, и далеко не каждого человека на это благословят. Так что послабление существует практически для всех. А вот степень послабления зависит от индивидуальных качеств человека, от его работы, от здоровья, от возраста.
Самое важное – чтобы человек был верен принятому решению, которое было принято с учетом физических возможностей и согласованно с духовником. Если врач из-за низкого давления сказал есть в день по дольке шоколада, то надо твердо есть по дольке, не позволяя себе «еще и кусочек торта». И так далее.
Человек так устроен: как только он принимает какое-то решение, и тем более если его благословляет священник, то начинается особенное влечение к запретному плоду. С логикой: «Если мне вот это можно, то почему вот этого нельзя?»
Тут как раз нужно проявить силу воли и послушание, а не позволять идти в послабление дальше, чем было оговорено заранее. Допустим, приходит ко мне человек и говорит, что у него печень больная, или гемоглобин понижен. Спрашивает, как ему поститься? Отвечаю: «Вы сами знаете свой организм, свои силы. От чего вы можете отказаться без ущерба для здоровья, самочувствия, работы? Давайте определимся, но тогда вы это уже исключите полностью из своей жизни на время поста».
Чтобы не отступать от принятого решения, нужно перед началом поста составить план послаблений. Можно даже записать его, чтобы было визуальное напоминание.
«Послушание превыше поста и молитвы» – это обычно применяют к монашествующим. Но это относится не только к ним. Почему послушание ценится так высоко? Человек так устроен, что ему очень тяжело выполнять делание, назначенное не им самим, или делать что-то регулярно. В этом заключается очень большое мужество и сила – делать то, что требуется, хотя у меня душа лежит сейчас к чему-то другому.
Послушание в принятом решении – дело непростое. Пока человек постится спонтанно, ему легко. А вот решил приступить к регулярному исполнению конкретных вещей: читать, например, в день по главе Евангелия, дополнительные молитвы и так далее; потом чувствует, что через несколько дней это дается ему с огромным усилием.
Вот тут-то как раз нужно устоять и делать то, что принял на срок поста. Не отступить от имеющегося плана, который, повторяю, был принят заранее с трезвой оценкой своих возможностей, с советом духовника и после его благословения.