На выставке представлены три раздела. Первый посвящен преподобному Сергию и художественным традициям основанного им монастыря. Второй раздел объединяет изображения «собеседников», пострижеников и последователей преподобного. Третий раздел рассказывает о жизни, наследии и иконографии преподобного Серафима Саровского.
То, что на выставке представлены работы, которые создавались ближайшими подвижниками и современниками и преподобного Сергия Радонежского, и преподобного Иосифа Волоцкого, и преподобного Серафима Саровского, создает особое чувство сопричастности к эпохе святых.
На выставке прослеживаются три основные темы: тема Святой Троицы, которая представлена в каждом разделе, тема Пресвятой Богородицы и тема монашеской аскезы, которая ярко отражена благодаря показанным рукописям. На выставке есть рукописные памятники, привезенные в Троице-Сергиевый монастырь в конце XIV века с Афона, памятники, готовившиеся к изданию в Оптиной пустыни.
Иконография преподобного Сергия предоставлена на выставке в виде деисусной иконы рубежа XV и XVI веков, ионы-пядницы с ростовым образом преподобного, в серии эстампов, изданных в лаврской мастерской, а также достаточно подробно в памятниках декоративно-прикладного искусства.
Куратор выставки Яна Эрнестовна Зеленина в приветственном слове гостям выставки сказала: «Мы попытались найти свой аспект в осмыслении этой темы. Мы видим сходство путей двух великих подвижников – преподобного Сергия и преподобного Серафима – один стоит у истоков формирования национальной монашеской традиции, а второй завершает эпоху старчества накануне трагических революционных событий».
Священник Анатолий Копалкин, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа Спасо-Андроникова монастыря, рассуждая о великих святых, которых явила Русская земля, начиная с XIV века до XIX века, подчеркнул, что это именно те люди, которые исполнили заповеди Божии. «Это идеальные люди, какими нас всех хочет видеть Бог. Которые воистину хотели, понудили себя и стали святыми. В сердцах этих людей не было обиды, не было злости, мести, уныния».
Отец Анатолий прочитал знаменитое стихотворение Бориса Пастернака как поэтический пример, какими были преподобные отцы, и какими нам надо быть:
Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слез,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос.
Учись прощать, прощать не только словом,
Но всей душой, всей сущностью своей.
Прощение рождается любовью
В творении молитвенных ночей.
Учись прощать. В прощеньи радость скрыта.
Великодушье лечит, как бальзам.
Кровь на Кресте за всех пролита.
Учись прощать, чтоб ты был прощен сам.(1952 год)
Куратор выставки Лариса Ивановна Алехина поделилась трудностями подготовки экспозиции, как не сразу было понятно, каким образом разместить иконы, но постепенно все складывалось так, что было понятно – «сами святые находили свое местечко».
Особенно поражает на выставке раздел представленных рукописей, одна из них – Слова Симеона Нового Богослова 1628 года. К этому времени книгопечатание существует уже почти 70 лет, но еще долгое время переписывание книг, необходимых для богослужения, соборного и келейного чтения, будет одним из монашеских деланий.. Эта рукопись сделана настоятелем Ниловой пустыни, который в будущем станет архиепископом Тобольским и Сибирским.
Среди рукописей XVIII века представлен помянник Валаамского схимонаха Авраама, который в 80-ые годы был в Саровской пустыни и очевидно был знаком с преподобным Серафимом. Среди Оптинских рукописей есть список 1349 года Слов постнических Исаака Сирина, который был написан на Афоне, потом попал в Лавру Саввы Освященного, и только потом в Оптину.
Монашеская преемственность, восходящая к древним подвижникам Египта и Палестины, раскрывается на примере Иерусалимского азбучного патерика, иконы, привезенной из Вологды, которая восходит к гравюрам Киево-Печерского патерика, и показывает, что наше русское монашество находится в контексте всемирного монашества.
Образ Святой Троицы Ветхозаветной датирован 1741 годом, во время подготовки к выставке на ней была обнаружена авторская надпись. Эта икона интересна еще и тем, что написана незадолго до рождения преподобного Серафима и вполне возможно, что он ее видел.
Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря является одним из немногих мест, где восстанавливается традиция древнерусского пения. Хор собора исполнил молитвы и тропари на древний знаменный распев, как слышал их в свое время преподобный Сергий.
Выставка состоялась благодаря участию в ней Вологодского музея-заповедника, Серпуховского музея, предоставившего ценнейшие рукописи, Музея русской иконы, Дома иконы на Спиридоновке, Российской государственной библиотеки, Государственного архива древних актов, а также ряда частных собраний. Многие экспонаты выставляются впервые. На выставке есть памятники культуры XIV, начала и середины XV века, то, что практически никогда не выдается музеями из постоянной экспозиции.
Протоиерей Димитрий Смирнов так отозвался о выставке: «Выставка ожидаемо прекрасна. Очень много новых открытий – и совсем недавно отреставрированные иконы, и уникальные вещи с историей. К тому же место выставки – Андроников монастырь, который протягивает свою нить к преподобному Сергию, и то, что в этом году мы празднуем 700-летие святого, – все это придает дополнительную значимость этому событию. Безусловно, стоит каждому человеку, не только тем, кто интересуется, а даже тем, кто ничего не знает и ничего не понимает, посетить эту выставку, потому что есть вероятность, что от такой концентрации святынь в душе что-то произойдет».
Подготовила Амелина Тамара
Фото – Михаил Моисеев