25 февраля — 2 марта в Екатеринбурге состоялся учебно-методический сбор штатного военного духовенства. Участники обсудили вопросы, связанные с методической и практической деятельностью военных священнослужителей, межрелигиозного взаимодействия, отношений внутри воинского коллектива. Мероприятие комментирует заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, протоиерей Сергий Привалов.
— Сбор военного духовенства — это, с одной стороны, подведение итогов, а, с другой — актуализация наиболее острых вопросов и проблем, которые сегодня волнуют военных священников. Начнем с первого. Что было сделано за прошедший период, что изменилось?
— Сбор ознаменовал собой очередной этап взаимодействия традиционных религиозных объединений России и Вооруженных сил. На нем выступили практически все штатные священники. Мы соборно обсудили ряд руководящих документов, разработанных Управлением по работе с верующими военнослужащими Министерства обороны и нашим Отделом, которые станут основой работы священнослужителей в войсках. Хочу отметить, что с приходом в армию священнослужителей, работающих на штатной основе, постоянно находящихся в воинской части, живущих бок о бок с военнослужащими, изменилось отношение к ним со стороны командования. Сегодня к ним относятся уже не как к людям в странной одежде, которые эпизодически, в свободное от основного служения время приходят в часть, совершают богослужение и проводят редкие беседы с личным составом, а как к полноправным членам воинских коллективов. Тем более, что большая часть православных военных священников в прошлом — кадровые офицеры.
— Сколько священнослужителей работают сегодня в войсках на штатной основе?
— На сегодняшний день должности помощников командиров по работе с верующими военнослужащими занимают 40 священнослужителей Русской Православной Церкви и два представителя мусульманской уммы. Священники окормляют личный состав практически всех видов и родов войск. В Минобороны находятся представления еще на 150 кандидатов.
— Учитывая присутствие в Вооруженных силах представителей разных религий, как бы вы оценили состояние межрелигиозного диалога в армии?
— Наш диалог носит конструктивный и творческий характер. Нынешний сбор помог нам лучше понять роль и функции православного священника в работе с военнослужащими иных традиционных религий. На сборе штатного военного духовенства присутствовали духовные лидеры буддистской сангхи и представители мусульман. Они участвовали во всех мероприятиях и получили соответствующие свидетельства.
Искренне надеемся, что в ближайшее время последует их назначение в войска. Повышенное внимание уделялось вопросам взаимодействия с представителями радикального ислама. В частности священник Роман Чебоненко, окормляющий 201 российскую военную базу в Таджикистане, рекомендовал всем православным священнослужителям ознакомиться с разработанной имам-хатыбом И.К. Синдикаевым методическим пособием, в которой даны четкие рекомендации по взаимодействию с верующими мусульманами. Через управление по работе с верующими военнослужащими она будет разослана военным священникам, которые в затруднительных ситуациях могут использовать имеющиеся там советы.
— Какие вопросы, связанные с повседневной работой священника в армии, обсуждались на сборах?
— В центре нашего внимания стояли проблемы, с которыми в настоящее время сталкиваются военные священники: регламентация рабочего времени, обустройство храмов и молитвенных комнат, возможности военнослужащих посещать богослужения. Ряд поднимавшихся вопросов касался взаимодействия штатных священников с представителями епархиальных управлений, внештатными сотрудниками военных отделов, с командованием воинских частей и соединений. Также обсуждались вопросы, имеющие отношение к воинской дисциплине, дедовщине, проблемам с обеспечением военнослужащих всеми видами довольствия.
Отрадно, что на сегодняшний день сформировалась правильная оценка места, роли и вовлеченности священников в дела воинских коллективов. Практически все выступавшие отмечали положительное влияние священнослужителей на морально-психологический климат и духовно-нравственную атмосферу в подразделениях. Наши пастыри, работающие на зарубежных военных базах Минобороны, свидетельствовали, что священник в боевом соединении является центром духовно-нравственной и воспитательной работы, которая крайне необходима военнослужащим для выполнения поставленных перед ними боевых задач. В сложных полевых условиях священник становится подлинным духовным отцом и добрым помощником военнослужащих.
Примечательно, что хотя главная цель нахождения священника в войсках — обеспечение конституционного права верующих военнослужащих на свободу вероисповедания (предоставление возможности в первую очередь военнослужащим срочной службы участвовать в богослужениях) — нахождение священника в армии в целом изменяет и обстановку в воинском коллективе. Например, как сообщил один из выступавших, в полку РХБЗ Центрального военного округа через год после прихода священника количество правонарушений уменьшилось на 60%. Повторюсь, наша цель — помочь военнослужащим в реализации их конституционного права на свободу вероисповедания, совершать богослужения, оказывать людям прежде всего духовную помощь и поддержку. Но естественно, что при этом священник не может пройти мимо грубого нарушения дисциплины, не обратив на него внимания, и не предприняв попытки урегулировать ситуацию. И именно это неравнодушное отношение к жизни воинского коллектива в конечном итоге способствует решению вопросов дисциплины, межличностных отношений, порядка в части. Надеемся, что все имеющиеся на сегодняшний день позитивные тенденции будут развиваться и в будущем.