К юбилею самого прославленного из средневековых русских художников приурочена выставка, ставшая результатом совместной работы нескольких ведущих музеев страны, где хранятся произведения, связанные с именем Андрея Рублева: государственной Третьяковской галереи, Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, музеев Звенигорода, Сергиева Посада, Владимира и Санкт-Петербурга.
На пресс-конференции выступили организаторы выставки – сотрудники Третьяковской галереи и музеев, предоставивших произведения для экспозиции.
Генеральный директор Третьяковской галереи Ирина Владимировна Лебедева во вступительном слове в частности сказала: «Название выставки «Андрей Рублёв. Подвиг иконописания. К 650-летию великого художника» соединяет то главное, о чем мы думали при подготовке проекта: о единстве веры и культуры, о нашем национального достоянии. Мы все люди православной культуры независимо от степени нашей веры».
Она рассказала, что на выставке впервые представлены фрагменты фресок не только из Спасо-Андроникова монастыря, но и сенсационные фрески, обнаруженные недавно при раскопках в Московском Кремле, была проведена обширная предварительная научная работа. В заключение выступления И. В. Лебедева выразила надежду в том, что эта выставка станет значительным событием в художественной жизни Москвы.
Директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, профессор, доктор искусствоведения Геннадий Викторович Попов рассказал о других экспонатах выставки: «После 20-х – 30-х годов зритель впервые увидит объединения таких комплексов, как иконостас Владимирского Троицкого собора, фрагменты фресок из Успенского собора «на Городке» в Звенигороде, фрагменты из Благовещенского собора Московского Кремля, из Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря, а также роспись алтарной преграды с фигурами преподобных из Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря». Также среди экспонатов были названы три деисусные иконы «Звенигородского чина» из Успенского собора на Городке в Звенигороде и Владимирская икона Богоматери из Успенского собора во Владимире.
Заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе Лидия Ивановна Иовлева напомнила присутствующим журналистам, что «русское и византийское искусство в отличие от западного средневекового искусства, практически имперсонально, т.е. мы почти не знаем подписных, авторских икон до XVII века. Поэтому, если история и сохранила какие-то имена, то они превращены в легенду, предания».
Куратор выставки, заведующая отделом Древнерусского искусства Наталья Николаевна Шередега представила результат многолетних исследований ведущих специалистов в области древнерусского искусства – каталог-альбом весом 5 кг и объемом 600 страниц. В своем выступлении на пресс-конференции она также обратила внимание на то, что Андрей Рублев — не только величайший русский средневековый художник, но и прославлен Церковью как преподобный.
Об этом же напомнил настоятель храма-музея святителя Николая в Толмачах протоиерей Николай Соколов обратился к журналистам с такими словами: «Сейчас мы переживаем подъем духовной жизни, и за этим стоит молитвенный подвиг великого преподобного Андрея Рублева. Он не оставил Россию своими заботами, и сегодня во многих храмах есть списки с его икон. Антология духовной жизни России предстает перед нами в творениях этого великого иконописца, соработника, сомолитвенника, сопостника наших русских святых Никона Радонежского и преподобного Сергия. Хочется надеяться, что эта выставка поможет всем нам обрести то сокровище духовной жизни, которое мы утрачиваем – любовь, согласие, мир. Образ Святой Троицы был написан со словами: «Чтобы люди, взирая на Святую Троицу, побеждали в себе ненавистную рознь мира сего»».
Настоятель Успенского собора г. Звенигорода архимандрит Иероним (Карпов) на вопрос корреспондента портала «Правмир»: «Почему за шесть веков в русской живописи не появился художник, иконописец уровня преподобного Андрея Рублева?»- ответил:
— Чем глубже в веках, тем люди были ближе к Богу. Народ в то время жил религиозной жизнью, и, хотя люди были в большинстве своем неграмотные, но Священное Писание знал очень хорошо. Когда в XVII веке в Россию приезжал Патриарх Антиохийский, он посетил в том числе и Саввино-Сторожевский монастырь, и потом в записях об этой поездке было написано: «Создается впечатление, что вся Россия как целый монастырь». Народ жил Церковью, поэтому такое глубокое понимание иконографии. Внутренний духовный мир человек отображает в иконографии и, конечно, талант. Хотя и сегодня есть таланты. В Звенигороде при мне 7 лет строился новый храм, иконостас я заказывал сам, иконы получились очень одухотворенные. Иконография в стиле Семена Ушакова.
А что касается стиля Андрея Рублева, то на куполе нашего нового храма изображены апостолы во главе со Христом. На западной стороне изображен покровитель Дмитрия Донского Дмитрий Солунский, а с другой стороны изображен Георгий Победоносец, покровитель великого князя Юрия Звенигородского, сына Дмитрия Донского. А сбоку в медальонах изображены новомученники и исповедники российские. Такая преемственность не случайна. То есть и сегодня есть очень хорошие иконописцы. Может, через лет сто это тоже будет считаться образцом иконографии?
На последующем за пресс-конференцией вернисаже заместитель министра культуры России Андрей Евгеньевич Бусыгин огласил приветствие министра культуры России Александра Алексеевича Авдеева организаторам, участникам и гостям выставки, в котором в частности сказано: «Настоящая выставка – во многом результат научной реконструкции, осуществленной исследователями и экспозиционерами, поскольку дошедших до нас исторических сведений о Рублеве и произведениях, авторство которых документально подтверждено, явно недостаточно для составления его полноценной творческой биографии».
От себя лично Андрей Евгеньевич добавил, что он испытал некий энергетический шок от экспозиции. «Эта живопись воспринимается не взглядом, а исключительно душой и сердцем», – добавил Андрей Евгеньевич.
Митрополит Волоколамский Иларион зачитал послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла:
«Дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с открытием выставки, собравшей произведения древнерусского искусства, связанных с иконописной традицией преподобного Андрея Рублева. С первых веков христианства иконопись воспринималась не как изобразительное искусство, а как свидетельство о Господе нашем Иисусе Христе и о Его святых, как богословие в красках, образно раскрывающее великую тайну воплощения Бога Слова. Именно поэтому в православной традиции труд иконописца всегда считался особым церковным послушанием. Икона возносит наши души к Горнему миру, к Божественной реальности будущего века, где Бог будет все во всем (1 Кор. 15. 28). Среди многих выдающихся русских иконописцев преподобный Андрей Рублев занимает особое место. Его работы, унаследовавшие и развившие лучшие традиции византийского церковного искусства, стали символом святой Руси, выражением ее духовной жизни. В своей всемирно известной иконе «Святая Троица» преподобный Андрей зримо явил учение церкви о Триедином Боге – Отце, Сыне и Святом Духе. Современный человек, зачастую утративший подлинные духовные ориентиры и погруженный в ежедневную суету земной жизни, взирая на икону, возводящую его мысленный взор к Первообразу, может вновь всем сердцем обратиться к Спасителю.
Дай Бог всем нам, стране нашей, народу нашему идти по пути, указанному такими подвижниками духа, каким был преподобный Андрей Рублев. Он соединял высочайшее мастерство с глубочайшей верой, труды с молитвой. Только посредством такой синергии – Божественного и человеческого – мы можем достигнуть процветания общества, культуры, нации. Благословение Господне да пребудет со всеми вами, любящими и ценящими образный и совершенный язык русской иконы.
Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси».
Митрополит Иларион также обратился к собравшимся:
— Были времена, когда культура была отделена от Церкви, а Церковь от культуры, и между ними была возведена высокая и глухая стена. В эти годы искусство преподобного Андрея Рублева служило мостом между очень многими людьми и Церковью, которая была гонимой. А вот эти иконы запретить было невозможно. Как только о них ни говорили, какие сказки о них ни рассказывали, но самим только умозрением в красках, которое запечатлелось в этих иконах, они безмолвно свидетельствовали о непреходящей красоте православия, об истине православия. И самим присутствием на стенах в музеях они подготавливали то возрождение церкви, которое сегодня происходит.
Преподобный Андрей Рублев был легендарным иконописцем уже при своей жизни. Некоторые считают, что и Рублевым он был прозван потому, что иконы его ценились очень дорого, за них платили не копейками, а рублями. Преподобный Андрей был известен и после своей смерти. Это один из немногих иконописцев, чье имя сохранилось в истории. Более того, он один из немногих людей, которого церковь прославила прежде всего благодаря его искусству, благодаря тем шедеврам, которые дошли от него и сохранились до наших дней. Сегодня преподобный Андрей Рублев стал символом иконописания, и он стал небесным покровителем всех наших иконописцев.
В заключение Московский синодальный хор под управлением заслуженного артиста России Алексея Пузакова исполнил духовные произведения Николая Голованова.
Подготовила Тамара Амелина.