Отравленный торт, ошибка врачей и другие загадки смерти Крупской
«А мы назначим вдовой Ленина другую»
Протоиерей Александр Ильяшенко: Есть версия, что жизнь Ленина прервалась насильственным образом, а можно так же сказать о Надежде Константиновне?
Профессор Владимир Лавров: Да, гораздо больше оснований говорить о том, что жизнь Надежды Константиновны прервалась раньше, чем если бы это произошло естественным образом.
Дело в том, что 26 февраля 1939-го года она отмечала свое 70-летие. Крупская готовила очень плохо, вернее, готовить не умела. В ее семье с Владимиром Ильичом готовила мама Крупской Елизавета Васильевна, а когда мама Крупской умерла, они ходили в столовую. Надежда Константиновна только яичницу могла пожарить.
Но на свое 70-летие она сделала пельмени, и принесли торт от Сталина. И в связи с этим тортом у старых большевиков стойкое убеждение, что Надежда Константиновна умерла от отравления.
Протоиерей Александр Ильяшенко: Скажите, Владимир Михайлович, но она же не одна ела этот торт? Почему тогда говорят так? Или кто-то тоже умер?
Профессор Владимир Лавров: Дело-то вот в чем. Съела она этот торт, и на следующий день ее не стало. Вообще, Сталин любил такие спектакли разыгрывать. Скажем, когда он приказал устроить обыск у Бухарина, то во время обыска Иосиф Виссарионович ему позвонил, Сталин хотел почувствовать смертельный ужас в голосе Бухарина. Почувствовал, якобы удивился, сыграл – сказал: «Какой обыск? Кто посмел?!» То есть как кошка с мышкой играл, оставил жить ненадолго.
Тут тоже очень похоже на спектакль, свойственный диктатору Сталину. Но когда глубже знакомишься с делом, с документами, то склоняешься к тому, что все-таки это было не отравление. То есть, действительно, торт ела не только она.
Конечно, можно так сделать, что она съест именно тот кусочек, который нужно, но это сложно. Когда же знакомишься с записями врачей, то открываются другие вещи.
Во-первых, очень долго не ехала скорая помощь. Как такое может быть? К жене Владимира Ильича… Даже к обычным людям скорая помощь приезжала достаточно быстро. Тут почему-то долго не ехала.
Затем, что у нее обнаружили? У нее обнаружили обыкновенный аппендицит. Всё. И, конечно, ее нужно было оперировать, но врачи этого делать не стали. Дождались, пока обыкновенный аппендицит перейдет в гнойный, затем дождались, пока гнойный аппендицит разорвется… И Надежда Константиновна умирала в страшных мучениях.
Как такое может быть? Написано, что 70 лет, набор болезней, но как у любого человека в таком возрасте. Ничего такого уж страшного у нее не было. Она оставалась на ногах, она ходила, она работала. Конечно, врачи были обязаны вырезать ей этот злосчастный аппендицит, обязательно.
Если не вырезать, то с аппендицитом можно умереть, что и произошло. Спрашивается, почему? Причем не делать то, что должно, это само по себе – большой риск. Вот ты не сделаешь операцию, а тебя обвинят, что убил супругу вождя революции. Значит, не сделать операцию, я думаю, могли, только если последовала команда не делать. Такую команду в Советском Союзе мог дать…
Протоиерей Александр Ильяшенко: Мог дать только один человек, понятно.
Профессор Владимир Лавров: Да. То есть ей дали умереть как бы своей смертью. Думаю, что дело было именно так: неоказание помощи. И, кстати, это вернется как бумеранг к Сталину – ему тоже не окажут необходимую помощь.
Среди старых большевиков ходили слухи, что она собиралась выступить на съезде с критикой репрессий. Это мало похоже на правду. В общем-то, это была уже сломленная, опустившаяся, даже выпивающая женщина. Но хотя она и голосовала за репрессии, и поддерживала, а иногда она не выдерживала.
Был случай, когда она пошла к Сталину, ее пропустили без очереди в приемной, и защищала Зиновьева и Каменева. Она знала, что это никакие не враги народа, это соратники ее мужа. Сталин не послушал… Она как пробка вылетела из его кабинета на глазах у всех…
Протоиерей Александр Ильяшенко: Но, простите, пожалуйста, Владимир Михайлович, я вас прерву – для Ленина они не были врагами народа, но для народа кем они были?
Профессор Владимир Лавров: Если говорить о настоящем враге рода человеческого и о тех, кто служил этому врагу рода человеческого, то, конечно, это бесы, это те, кого Федор Михайлович Достоевский очень точно определил в известном романе. Конечно, этими бесами были и Зиновьев, и Каменев, но надо сказать, что и Владимир Ильич, и Сталин – тоже. Причем именно они возглавляли всё это бесовство.
Полупочести, полуопала
Но что касается Надежды Константиновны… Как и супруга Сталина, пока убивали белогвардейцев, капиталистов, священников, Крупская считала, что так все и полагается. Однако, когда стали убивать ее знакомых, которых она знала годами и десятилетиями, а она прекрасно понимала, что это не какие-то английские шпионы, вот тут она и поняла, что в стране творится кошмар.
Она не была столь волевым человеком, чтобы бросить вызов, но иногда она пыталась заступиться. И можно представить, в каком кошмаре она сама жила. Ведь она не была глупенькой и отдавала отчет в том, что происходит. И понимала, к чему это может еще привести.
И, конечно, я не думаю, что она собиралась выступить на съезде, но все равно Сталин убирал таких людей, которые хоть на что-то были способны, которые хоть что-то человеческое сохранили и смели понимать. Он даже угрожал ей. Интересная такая угроза или шутка прозвучала, когда что-то Крупская попыталась по-своему сказать, он ответил, что «а мы назначим вдовой Ленина другую».
Протоиерей Александр Ильяшенко: Это как-то зафиксировано? Потрясающе…
Профессор Владимир Лавров: Это зафиксировано. То ли шутка, а с другой стороны, Сталин слова на ветер не бросал. Он взял бы и назначил другую или развел бы…
Протоиерей Александр Ильяшенко: Посмертно.
Профессор Владимир Лавров: Понимаете, ей же все передавали. Вот так жить… Причем, вроде бы ей оказывали какие-то почести – в президиум сажали, разрешали перед пионерами выступать, делиться воспоминаниями. А с другой стороны, ее отстраняли, отстраняли и отстраняли от работы, позволили, в конце концов, только библиотечным делом заниматься, то есть третьестепенным все-таки. И она чувствовала, что она в эдакой полуопале. И те, кто рядом, тоже чувствовали.
Но она и сама сыграла, хотя и далеко не главную роль, но все-таки это была идея Надежды Константиновны, что школа должна не обучать, а воспитывать коммунистов, потрясающая идея. Это ее предложение закрыть исторические факультеты, филологические факультеты, философские факультеты…
Протоиерей Александр Ильяшенко: То есть гуманитарное образование просто было пресечено, в том числе, по ее идее.
«Птенчиков не будет никогда»
Профессор Владимир Лавров: Погром был. Был погром гуманитарного образования в России. То есть Крупская еще с одобрения Ленина в силу своих коммунистических взглядов просто творила зло, творила то, что совершенно не соответствовало интересам российского народа. При этом Надежда Константиновна была все-таки лично несчастна. Она же очень переживала, особенно когда ей хотелось внуков понянчить, а она ведь даже детей не нянчила.
И здесь возникает вопрос: почему? Какие есть документы об этом? Есть два письма. Мама Ленина, Мария Александровна, написала ей, когда еще она была в ссылке: «Когда птенчики будут?» Сохранился ответ Надежды Константиновны, что «птенчиков не будет никогда».
Протоиерей Александр Ильяшенко: А почему, не объясняется?
Профессор Владимир Лавров: Нет, не написано, почему. Есть историческая статья, автор которой докопался до записи врача в Уфе, который осматривал Надежду Константиновну. И там диагноз – генитальный инфантилизм. Но насколько это соответствует действительности, не берусь судить.
Что можно сказать точно: сохранилось письмо Владимира Ильича своей маме, где он пишет, что из-за женской болезни Надежда Константиновна должна несколько недель лежать. Однако какая женская болезнь, не пишет.
В эмиграции у нее была базедова болезнь, о чем сохранились документы. Причем Надежда Константиновна очень мужественно боролась с этой болезнью, пошла даже на тяжелейшую операцию, без наркоза. Хотела побороть болезнь. А операция почти не принесла результата.
И, скажем, эта выпуклость глаз, и даже партийные клички… Какие муж давал ей партийные клички? Рыба, селедка… Эта выпуклость глаз – от базедовой болезни, а осложнение – бесплодие. Весьма возможно, что-то было еще, но, во всяком случае, от базедовой болезни тоже могло быть.
Владимир Ильич не был ей верен. Есть документ, что у него была интимная связь с одной француженкой. Точнее, представитель Института Маркса, Энгельса и Ленина был во Франции, видел интимные письма Ленина к одной француженке. Это в середине 30-х годов происходило, причем владелец писем отказался продать их в Советский Союз, сказав, что продаст только после смерти Крупской, а пока она не должна знать, что было. Однако письма так и не попали в руки историков. Где они – неизвестно.
Главная женщина, главная любовь в жизни Ленина – это была революция
В 1910-м году в Париже Владимир Ильич познакомился с Инессой Арманд, потрясающей женщиной с французской и отчасти английской кровью. Пятнадцатилетней она уехала в Россию, поскольку не на что было жить во Франции, и оказалась учительницей – молоденькой, очаровательной учительницей – в семье купцов Армандов, учила языкам, являлась носителем французского языка. И очаровала старшего сына Александра Арманда, вышла за него замуж, родила четверых детей. Всё замечательно: курорты, отдых, заводы Армандов.
Но она влюбляется в младшего брата – Владимира Арманда, который увлекался социалистической литературой, и уходит жить с ним, рожает и от него сына. Причем надо отметить, что ее муж (она оставалась в браке) дал этому ребенку от брата свое отчество, содержал и опекал его.
Дальше было так: Инессу Арманд сослали за революционно-социалистическую деятельность в Архангельск. Ее возлюбленный, младший брат Владимир Арманд, поехал за ней в Архангельск, но затем, поскольку у него открылся туберкулез, уехал за границу. А Арманд бежит за ним из ссылки, и возлюбленный умирает у нее на руках.
В 1910-м году она уже свободна, и тут встречается Владимир Ильич. Он был сразу потрясен этой женщиной – красивая, обворожительная, энергичная. И было о чем с ней говорить. Понимаете, Крупская поддакивала, восхищалась, поддерживала, а эта могла возразить, не отрывая влюбленных глаз. И он доказывал, и ему это нравилось, и ей нравилось. Такая парижская встреча.
Есть воспоминания Коллонтай (если Коллонтай можно верить) о том, что Надежда Константиновна предложила разойтись, но Владимир Ильич был против, сказал: останься. Судя по разным документам, в том числе по дневнику Арманд, причина была в том, что авторитет революционного вождя, интересы революции Ленин ставил выше своего чувства к Инессе Арманд.
А Крупская все-таки создавала быт. Она была прекрасным личным секретарем, вела весьма обширную переписку ЦК. Арманд же могла еще ребенка родить. Вот возись с этим ребенком, воспитывай, корми, няню и гувернантку содержи, лечи и образование дай. Инесса являлась совершенно другой женщиной, к тому же склонной к свободной любви. Причем есть ощущение, что Арманд даже не возражала бы жить втроем с Надеждой Константиновной. Но Ленин был против.
Он попросил Инессу Арманд прислать всю переписку. И в основном их переписка уничтожена Лениным. Но кое-что осталось. Завалялось письмо, где он пишет, что покрыл бы ее тысячей поцелуев. Есть дневник Арманд, где она пишет о горячем чувстве, о страсти к Владимиру Ильичу.
Кстати, в архиве из дневника Арманд несколько страниц вырезали. И изъятое – не политика, политически они были абсолютно близки. Значит, что-то интимное. Но когда грянула революция, Владимир Ильич отстранил любимую женщину. То есть главная любовь в жизни Ленина – это была революция. Вот так.
Именно поэтому он победил. Он сконцентрировался полностью, и отношения с Инессой возобновились только после ранения 30 августа 1918 года, когда было покушение на заводе Михельсона, когда Ленин взглянул в лицо смерти. И будучи раненным, — а сначала думали, что он может умереть, — он захотел увидеть Инессу. И она пришла, и она была рядом. И у них возобновились отношения…
Затем так получилось (Владимир Ильич это очень переживал), что он сам «помог» Инессе уйти из жизни. Она плохо себя чувствовала, очень устала и хотела поехать во Францию, но он отговорил ее ехать туда, сказал: «Тебя там могут арестовать, поезжай на Кавказ, я все организую». И организовал, и сам звонил, и требовал создать особые условия, и всё сделали. Но холера. Холера…
Очевидно, в Беслане она заразилась. Когда ее останки привезли на Казанский вокзал, Владимир Ильич и Надежда Константиновна встречали, шли за катафалком до Дома Союзов. По воспоминаниям, Крупская вела своего мужа, он был в полубессознательном состоянии и не мог прийти в себя, взять себя в руки.
Протоиерей Александр Ильяшенко: Владимир Михайлович, простите, а в каком году это было?
Профессор Владимир Лавров: В 20-м году. В 1920-м году умерла женщина, которую он, безусловно, любил, к которой было сильное чувство. И во всей этой ситуации Надежда Константиновна вела себя очень достойно. Не устраивала, во всяком случае, при людях никаких сцен, всё приняла, всё равно на себе везла всю секретарскую работу. Служила законному мужу и тихо его любила, что чувствуется по ее воспоминаниям.
Протоиерей Александр Ильяшенко: Да, вот, собственно, вы и ответили на вопрос, как революционная деятельность сказывалась на семье Ленина. А в предыдущей передаче вы, собственно, ответили на вопрос, как сказывалась она на семье Сталина. То есть можно сказать, оглядываясь назад, насколько катастрофическими были эти воздействия. И человек, который встает на путь подчинения себе всей страны, теряет, наверное, самое дорогое – теряет нормальную, естественную, радостную семейную жизнь.
Профессор Владимир Лавров: Во всяком случае, и Ленин, и Сталин потеряли любимых женщин. Сталин умирал в одиночестве, никого рядом не было. А Ленин умирал фактически под домашним арестом, супруга его доживала в страхе.
Протоиерей Александр Ильяшенко: Да, такой печальный итог. Спасибо, Владимир Михайлович.
Историческая миссия России
Цикл бесед об исторической миссии России – попытка с духовно-нравственных, православных позиций осмыслить важнейшие события Отечественной истории.
Ведущий – протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, руководитель Интернет-порталов «Правмир», «Непридуманные рассказы о войне», основатель постоянно действующего мобильного фестиваля «Семейный лекторий: Старое доброе кино», член Союза писателей России и Союза журналистов Москвы.
Гость – историк Владимир Михайлович Лавров, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, зав. кафедрой истории Николо-Угрешской православной духовной семинарии, академик Российской Академии Естественных Наук.
Подготовили Тамара Амелина, Виктор Аромштам
- Вопросы, замечания, пожелания присылайте на адрес электронной почты history@pravmir.ru
Читайте также:
- Своей ли смертью умер Ленин?
- О главном различии между Лениным и Сталиным
- Своей ли смертью умер Сталин?
- Возможен ли в России национал-сталинизм? (+Видео)
- Загадки убийства царской семьи