Святая Гора Афон занимает особое место в Православии. Её история, устав, особые строгие правила монашеской жизни, непрерываемая традиция старчества были всегда эталоном, авторитетом для монашествующих всего православного мира.
С одной из древних афонских обителей — монастырём Дохиар — Ионинский монастырь связывает многолетняя духовная дружба, и постоянные взаимные визиты только укрепляют её. В одно из таких посещений Киева афонитами редакции «Отрока» удалось побеседовать с проэстаменосом (помощником игумена) монастыря Дохиар архимандритом Гавриилом (Гиуврисом) — монахом, уже тридцать лет живущим в подвиге на Святой Горе.
— Многие люди считают, что в монастырь можно уйти, если не сложилась жизнь. Хочется что-то противопоставить такому взгляду. Как почувствовать, нужно ли тебе идти в монастырь или нет, призывает ли тебя Господь? Может быть, сто`ит дойти до какого-то возрастного рубежа и на этом рубеже однозначно отправляться в монастырь, если ты не вступил в брак?
— Прежде всего, если нет призвания от Бога, то никто не сможет стать настоящим монахом. Первый этап на пути к истинному монашеству — это зов Божий, а второй — это согласие человека на этот зов и следование ему. Так как существуют именно эти два условия, то других условий для вступления в монастырь нет. Ни возрастных, ни других.
Конечно, юный возраст имеет свои преимущества. На моей родине есть такая поговорка: или в юности женись, или юным постригись. Всё делай в юности. Почему? Потому что юноша имеет огонь, пламенное желание, он любит божественное — любит божественное так сильно, как юноша любит девушку, это то, что называется словом πόθος — желание, стремление к единству. Это чувство — ответ человека на зов Божий. Другое дело — расслышать, понять, что это именно зов Божий. Одни люди понимают это рано, другие чуть позже, а некоторые — совсем поздно. Чем быстрее человек это поймёт, тем лучше — прежде чем мир схватит его и затянет своими похотями. Для настоящей монашеской жизни очень важно, насколько чистым и свободным от мирских пристрастий в неё вступает человек. Например, некто занимается бизнесом, он богат, у него много денег и имущества — он с трудом отклеится от них, потому как привык к определённому образу жизни. А другой очень склонен к каким-то грехам, и ему тоже весьма трудно от них отстать, чтобы стать монахом. Поэтому у нас и говорят, что чем раньше человек определится и чем более чистым он вступит в монашескую жизнь, тем плодотворнее она будет.
Тема огромная, и её нельзя исчерпать в таком коротком ответе.
— А как не перепутать свои личные желания и свои иллюзии с зовом Божиим?
— Если я имею призвание от Бога, то разве может идти речь о моей собственной воле? Как можно, ощущая призвание, спутать его с собственным желанием?! Это ощущение призыва Божия настолько яркое, что его ни с чем не спутаешь! Если меня непреодолимо тянет быть в монастыре, молиться на службах — просто тянет, и всё, и ничего не могу с этим поделать; если я люблю молитву, если я желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия (Пс. 83, 11), то это явный признак того, что есть призвание. А если человеку, наоборот, нравится сидеть в кафе, общаться с друзьями, а в храм он заставляет себя идти через силу, очевидно, что призвания к монашеству нет.
— Геронда, а как Вы ушли в монастырь?
— О, это длинная история! Нужно очень много времени, чтобы всё рассказать, да и как-то неудобно говорить о себе. Я не понимаю, как оказался в монастыре. Мне с самого раннего детства нравилось ходить в храм. Обычно мы ходили на службу с бабушкой. Бывало, и с родителями, но чаще с бабушкой. Она была и глухая, и совершенно неграмотная, но она хотела всегда первой приходить в храм, раньше священника. Дедушка ей говорил: «Куда ты идёшь? Ты всё равно ничего не слышишь!» А она отвечала: «Я ничего не слышу, но всё понимаю». Мы не пропускали ни одного богослужения! Наверное, это было первым стимулом для принятия монашества… Я был маленьким мальчиком и ещё не знал, что есть обители (в нашей деревне не было монастырей), где живут монахи. Я учился в церковной школе и хотел стать просто приходским священником. Когда закончил школу, мне кто-то из родственников сказал: ты знаешь, теперь, чтобы стать священником, ты должен жениться. Я посмотрел на него с ужасом: как это жениться?! И слышать даже не хочу! Это сейчас уже необязательно жениться, могут рукоположить и целибатом.
Я до того, как узнал о геронде Амфилохии (Макрисе) с острова Патмос, и не думал становиться монахом, а когда познакомился с ним… уже и не помню, как очутился в монастыре. Это необъяснимо! Господь так управил, что эта история продолжается до сих пор.
— Как избежать охлаждения в духовной жизни?
— Наше духовное сердце никогда не бывает постоянно горячим, и у него есть разные состояния. Когда-то мы восходим, когда-то спускаемся, колесо вращается. В период охлаждения в духовной жизни мы не должны отчаиваться и бросать свой подвиг, как раз наоборот, подвиг нужно усердно продолжать. Колесо поднимется, и всё придёт в норму, нужно только потерпеть. Иногда такое охлаждение производит Сам Господь, отнимает Свою благодать на какое-то время, чтобы нас к Себе приблизить ещё больше, в таком случае охлаждение можно назвать даром Божиим. Господь как бы говорит: если ты хочешь получить благодать, приблизься ко Мне, поищи её. Если ты усердно ищешь, то получаешь, но всё опять повторяется, и благодать уходит, но всё же не стоит унывать и отчаиваться, нужно продолжать борьбу.
— Бывают случаи, когда человек сдаётся в этой борьбе и уходит из Церкви.
— Это может случиться потому, что сам человек не может вынести такого состояния в духовной жизни, это слишком тяжело, но ведь у него есть духовный наставник, и в такие моменты нужно обращаться к нему. Он возьмёт за руку, утешит и поможет пройти этот нелёгкий путь борьбы.
— Но многие люди не имеют духовника. В наше время довольно сложно найти духовного наставника.
— Что делать? Надо искать. Действительно, сейчас мало духовных отцов. Но мы ведь немало сил тратим на поиски хорошего врача, который бы исцелил наше тело? С таким же усердием нужно искать хорошего духовника, который будет руководить нашей душой.
— Один из обетов монашества — это целомудрие. Но в современном обществе приняты свободные отношение до брака, и это считается нормой. Как человеку понять, что такое целомудрие, если он уже грешен?
— Узнать, что такое целомудрие, можно только в семье, когда тебя с раннего возраста приучают к этому. Неужели вы думаете, что человек вырастет и сам узнает, что такое целомудрие? Тогда должно произойти какое-то чудо! К сожалению, сейчас сами родители толкают детей к нечистоте, не осознавая, какое осуждение понесут за такой поступок. Ведь мать и отец поставлены Богом воспитывать своих детей, а они толкают их к разврату! Моя мама была совершенно неграмотной, но она никогда не переставала следить за нами, чтобы мы росли в чистоте, не соблазняли девушек и не шатались с дурными компаниями по ночам.
— Совсем оградить ребёнка от внешнего мира, от подобных искушений, пошлой рекламы невозможно…
— Если у него есть основа, фундамент, то он знает, что делать. Если же нет, то он тут же падает.
— Может ли христианин стремиться к земному счастью? Может быть, вы расскажете об истинном понимании счастья для христианина?
— Собственно, что такое счастье? Это мир в душе. Если это человек семейный, то счастье — это мирные отношения с женой, с детьми, с родственниками; мирное устроение души — вот что такое счастье. Некоторые люди считают, что счастье — это много денег, роскошные дома, виллы и прочее, чем принято наслаждаться здесь, на земле… Но не следует забывать, что если насладимся в этой жизни, то это всё утратится в жизни будущей, — помните, как в притче о богаче и Лазаре, когда Авраам говорит богачу: «Чадо, ты уже всё получил в жизни своей, поэтому теперь страдаешь, а Лазарь отдыхает». Счастье не в земных наслаждениях и стяжании, а в стремлении и приближении к Богу.
Записала Варвара Зуева
Старец Амфилохий (в миру Афанасий Макрис) родился в 1889 году на острове Патмос в крестьянской семье. В семнадцать лет юный Афанасий стал послушником монастыря святого Иоанна Богослова на Патмосе, где и был пострижен с именем Амфилохий.
По своему смирению монах Амфилохий долго отказывался от принятия священного сана, но когда в 1919 году его всё-таки рукоположили, у него в скором времени появилось множество духовных чад среди монашествующих и мирян, которых притягивала любовь и особое отеческое внимание отца Амфилохия. Он стал защитником Православия в годы итальянской и немецкой оккупации греческих островов; в это время создавались тайные школы, где детям преподавали греческий язык и научали основам православной веры, что официально было запрещено во время оккупации. Многие годы старец был настоятелем монастыря Иоанна Богослова на Патмосе, также его стараниями были основаны монастыри на Эгине, Икарии, храм на Крите и женский монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы на Патмосе, который процветает и сегодня.
Старец Амфилохий был известен своим усердием в монашеском подвиге, миссионерской работой, своей любовью, смирением и пламенной верой. Семена, брошенные им, принесли обильный плод: его ученики стали старцами и игуменами монастырей на Афоне и в других обителях по всей Греции.