26 мая 2012 года делегация Элладской Православной Церкви посетила Санкт-Петербургскую духовную академию. Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним обратился со словом к собравшимся и ответил на вопросы студентов.
— Как повлияло вхождение в болонский процесс на духовное образование в Греции? Какие преимущества и недостатки Вы могли бы отметить?
— Болонское соглашение предполагает, что государства-члены Европейского союза должны согласовывать свои программы с центром, чтобы все программы духовного образования были единообразны. Мы хотим обратить внимание на то, что вообще из себя представляет богословское образование в Греции. До сих пор этот вопрос находился в компетенции государства: надзор за высшим духовным образованием имело государство. А теперь несколько слов о структуре духовного образования в Греции. Существуют церковные школы, наподобие духовных училищ, рассчитанные на подростковый возраст. Это духовное образование, которое получают выпускники средней школы, и на это образование решающее влияние оказывает Церковь. Расходы на содержание этих школ берут на себя совместно как Церковь, так и государство. Болонское соглашение предполагает, что мы каждый раз, когда будет такая необходимость, можем обращаться для решения наших вопросов в единый центр, регулирующий эту систему духовного образования.
О преимуществах и недостатках такой системы. Вы знаете, что в Греции сильное развитие получила философская традиция, на которой и строится вся наша жизнь. Древние греки говорили, что свобода есть как зло, так и добро и все зависит от того, как человек будет пользоваться этой свободой. Европа в этом смысле нам предлагает как много хорошего, так и много плохого.
— Что изменилось в церковной жизни Греции после вступления Вашей страны в Европейский союз?
— Мы должны уточнить, что имеется ввиду под словом Церковь. Если мы имеем ввиду главную Церковь Греции — Православную, если мы говорим о правящей Церкви, то она продолжает развиваться по своим традициям, по своим правилам. Но обратите внимание, что существует два слова: «консерватизм» и «традиция». Консерватизм означает, что мы что-то кладем в холодильник, подмораживаем это, забываем об этом. А традиция означает, что мы что-то принимаем, но не просто как мертвую букву, а мы что-то добавляем, не меняя этой традиции, не уклоняясь ни направо, ни налево. Соответственно, то что мы приняли от Отцов, храним, и не просто храним, а творчески развиваем; мы не отвергаем достижения в научно-экономической сфере, но мы пользуемся и современными средствами, которые нам предлагает современный мир. В этом состоит курс правящей Церкви.
Но другой вопрос касается каждого члена Церкви. Каждый человек свободен и в воле выбирать себе тот путь, который он хочет. И здесь Европа оказывает влияние, к сожалению. Люди сами ответственны за тот путь, который они себе выбирают. Большое влияние оказывает на наше общество, на Тело Церкви способность к изменению в лучшую сторону образа мыслей. Миссия Церкви состоит в том, чтобы она продолжала действовать в обществе и способствовать тому, чтобы человек оставался верным своим обязательствам. Поэтому пастырская деятельность священников не должна ограничиваться лишь стенами самой Церкви, но должна простираться и далее: на улицы, на работу, на учреждения.