Мемориальный концерт с участием народных артистов России прошел 25 января в московском храме Христа Спасителя в рамках международной общественной российско-греческой акции, посвященной пострадавшим за православную веру россиянам и грекам.
На концерте побывал фотограф Михаил Моисеев.
Рождественские чтения в этом году завершились не совсем обычно — концертом-реквиемом, посвященным подвигу новомучеников и исповедников Христовых, пострадавших в период османского ига в Элладе, на Кипре, в Малой Азии и Понте в период после падения Константинополя (XV—XX вв.)
Когда несколько дней назад меня спросили, какие важные события будут связаны с иконой греческих новомучеников, привезенной с Афона в Москву, я не мог ответить. Оказалось, главное событие было именно это: вечер памяти греков-криптохристиан.
Причем сама икона перед началом концерта и почти на всем его протяжении стояла за сценой, а вокруг нее бурлила обычная суета больших мероприятий: метались организаторы концерта, просматривали свои партии певчие, парни и девушки из ансамбля греческой музыки периодически даже начинали пританцовывать, когда со сцены неслась народная музыка. Во всем этом большом представлении роль у иконы, как могло показаться, была небольшая. «Ее вынесут ближе к концу», — ответил сценарист концерта на мой вопрос.
Поначалу я не очень понимал, почему так было задумано. Нам, столичным православным, уже привыкшим ко всякого рода «церковным мероприятиям», проходящим в храме Христа Спасителя, понятна простая символика: в центре события на сцене — икона или другая святыня, а вокруг нее разворачивается все действие. Здесь все было иначе. На сцене звучали греческие церковные песнопения (именно участники хора византийской музыки «Эргастири Псалтикис» были «соседями» иконы новомучеников за кулисами, с интересом рассмартивая образ), понтийская музыка в исполнении народного коллектива из Афин «Кёляли», музыка греческих и русских композиторов в исполнении государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной; известные российские актеры — Николай Петренко, Евгений Стеблов, Эвклид Кюрдзидис, Александр Носик, Владимир Еремин читали со сцены отрывки из рассказов о греках-новомучениках, а сама икона скромно стояла в сторонке.
И вот, когда мы уже услышали свидетельства о подвиге тайных христиан — греков, живших под оттоманским игом и вынужденных скрывать не только свою веру, но и свои имена и фамилии, когда перед нами приоткрылась эта малоизвестная страница истории братского единоверного народа, в зал внесли икону.
В православной литургике есть понимание богослужения как некоего таинства, происходящего здесь и сейчас. Божественная литургия — это не воспоминание о крестном подвиге Христа Спасителя и Его Воскресении; это само Воскресение, имеющее место именно сейчас. То же самое, наверное, можно было сказать и об образе новомучеников, который внесли в зал молодые люди в национальных понтийских одеждах. Было полное ощущение, что нас посетили сами новомученики, греки-криптохристиане, простые, в общем, люди, которые в переломной жизненной ситуации сохранили главное — свою веру.
Наверное, именно от ощущения этого живого присутствия так пронзительно зазвучал пасхальный тропарь «Христос анести…», который пели все греки-участники концерта, пели все вместе, выйдя на сцену и став вокруг иконы — так, будто они стояли вокруг своих давних и любимых родственников, приехавших издалека погостить.
Часто ли вы видим, чтобы тропарь Пасхи пели со слезами на глазах?