Архиерейская служба. Каждый вспомнит, какое это прекрасное и величественное зрелище. В древности православное богослужение именовалось мистерией (от греческого «мистерион» — таинство), и на архиерейских службах как-то особенно остро ощущаешь, что на время попадаешь в иную, мистическую реальность. Это чувствуют все. Но те, кому известен глубокий символический смысл каждого элемента богослужения: самого чинопоследования, песнопений, иконографии, облачений, — переживают эту реальность несравненно сильнее. В этой публикации мы расскажем об одном из таких элементов — архиерейском облачении.
Саккос
Современное облачение архиереев, кроме традиционных священнических одежд: епитрахили, подризника, пояса, поручей, — состоит из саккоса и омофора.
По форме саккос похож на стихарь, но несколько короче, шире и украшен звонцами. «Саккос» — еврейское слово, означающее «вретище», «рубище». Древние иудеи носили саккос в дни скорби, покаяния и поста. Покрой у него был самый бесхитростный: большой прямоугольный кусок грубой материи с вырезом для головы. Во времена земной жизни Спасителя в римском обществе существовала одежда, похожая по форме на саккос, так называемая далматика — из ткани красного цвета, с короткими рукавами. Носили ее римские цари, а также императорские воины (конечно, у простых легионеров далматика напоминала царскую одежду разве что покроем). Именно в такую «царскую багряницу» одели Христа воины, желавшие над Ним посмеяться. В XI–XII веках у византийских императоров появилась традиция дарить предметы царского облачения патриархам, в том числе и упомянутые далматики. А те, как говорит святитель Филарет Московский, из смирения переименовали далматику в саккос, по сходству покроя. В Русской Церкви саккос появился в XV веке, носить его имел право только митрополит. Веком позже он стал облачением патриархов, а с начала XVIII века — всех русских архиереев.
Омофор
Омофор — это широкий лентообразный плат, украшенный крестами, который возлагается на плечи архиерея поверх других одежд. Омофор символизирует овцу, которую Добрый Пастырь несет на Своих плечах, поэтому в древности он изготовлялся исключительно из белой шерсти. Позднее омофоры стали делать из парчи, шелка и других дорогих тканей, но символика осталась та же самая. Омофор показывает, что архиерей в Церкви является образом Спасителя и имеет такое же попечение о вверенной ему пастве, какое имел Господь о людях. Он так же полагает душу свою за Церковь, как положил ее Христос. Архиерейский омофор бывает большой и малый.
Как архиерейское облачение омофор существует в Церкви с апостольских времен. По преданию, апостолы Петр и Марк носили омофор и оставили его своим преемникам в Александрийской Церкви, а Божия Матерь Своими руками сшила омофор для святого Лазаря, воскрешенного Иисусом Христом из мертвых и бывшего затем епископом Кипра.
Сулок
У русских епископов есть одна отличительная часть облачения — сулок. Это два небольших плата, вложенные один в другой и привязанные к навершию архиерейского жезла. О происхождении этого элемента архиерейского облачения может догадаться всякий, кто знает, что такое русская зима. Во время зимних крестных ходов сулок защищал от мороза руку епископа, которой он держал жезл. При этом нижний плат предохранял руку от прикосновения к самому жезлу, а верхний — от внешнего холода. Впоследствии сулок получил символическое значение. Его считают знамением Божией благодати, помогающей епископу в великом деле управления Церковью.
Украшения
Архиерейские облачения всегда богато и изящно украшаются, и традиция эта имеет очень древние корни. Первый в истории человечества архиерей — ветхозаветный первосвященник Аарон был одет не просто красиво, но даже роскошно. Представьте себе одежду из самых дорогих тканей, которая вся выткана золотом. По подолу идут золотые яблоки и колокольчики — из самого чистого металла! — а на груди двенадцать драгоценных камней в золотых гнездах. Сделать для Аарона именно такое облачение повелел Господь. Это было одной из первых заповедей, данных Им Моисею на горе Синай.
Некоторые облачения русских патриархов, изготовленные несколько веков назад, просто поражают воображение. Например, саккос патриарха Никона из шелка, пряденного золотом, был так обильно украшен драгоценными камнями и золотыми дробницами (чеканными украшениями), что весил ни много ни мало двадцать четыре килограмма.
Иконы
Самым древним видом украшения священнических и архиерейских облачений были вышитые кресты. Позже на них стали вышивать лицевые изображения. Это были как орнаменты с библейской символикой, например, древом жизни, так и иконы. На большом и малом саккосах митрополита Фотия золотом и жемчугом вышиты целые иконостасы: иконы Спасителя, Божией Матери, апостолов, мучеников, святителей, преподобных. На рукавах большого саккоса в четырехконечных крестах вышиты композиции, заключенные в круги. Слева — «Никейский собор» с «Видением Петру Александрийскому» и стоящими по бокам равноапостольными Константином и Еленой. На другом рукаве – «Воскрешение Лазаря». На знаменитом саккосе святителя Стефана Великопермского вышито больше десятка икон на известные евангельские сюжеты и больше двадцати изображений святых Православной Церкви.
В XVIII – XIX веках русских облачений с вышитыми иконами было немного: в это время существовала традиция украшать облачения различными орнаментами. Сейчас искусство вышитых икон вновь возрождается.
Рассказывает монахиня Севастиана (швейная мастерская Ново-Тихвинского монастыря):
— Облачения с вышитыми иконами производят особенно сильное впечатление. Например, когда человек на великопостном богослужении видит на облачении священника икону Распятия, то это помогает ему приобрести строгое, благоговейное настроение. А на архиерейских облачениях мы вышиваем такие иконы, которые передавали бы торжественный характер богослужения. Например, недавно мы закончили работу над облачением «Литургия ангелов» — на нем вышито несколько евхаристических сюжетов: Великий вход, совершаемый ангелами в священнических и диаконских облачениях, изображение Богомладенца, возлежащего на престоле и окруженного ангельскими силами, причащение Господом апостолов Святыми Дарами. Основой для композиции этого облачения стала традиционная иконография фресок сербских монастырей, на которых изображено священнодействие Божественной литургии, совершаемое ангелами (монастыри Грачаница, Студеница, Печка Патриаршия, XIV – XV в.).
Тексты
С ранних времен сложился особый вид украшения архиерейских облачений — тексты. Конечно, они имели в первую очередь смысловое значение, но вместе с этим действительно были украшением, как бы своеобразной рамкой для изображения. Мастера старались сделать надпись как можно красивее, соединить буквы в изящную вязь.
На саккосах вышивали Символ веры, молитвы при облачении, летописи и вкладные (памятные надписи о том, кто изготовил или пожертвовал саккос). Могли быть и другие интересные надписи. Например, на саккосе патриарха Питирима вышито довольно большое «Поучение о епископе и о саккосе», которое должно было напоминать патриарху о том, что он «носит подобие Христово» и обязан подобающим образом пасти Церковь Божию. Омофоры также с древних времен украшались вышитыми текстами: церковными молитвами и другими надписями. Например, на одном из грузинских омофоров XIV века вышита такая надпись: Я — Тамара, дочь Херхемалидзе, пожертвовала сие в поминовение души моей.
Традиция украшать облачения вышитыми надписями была и в Русской Церкви. В фондах кремлевского музея хранится облачение на мощи святителя Гермогена, выполненное мастерицами Вознесенского Кремлевского монастыря. На каждой его детали вышита молитва. Что примечательно, надписи есть даже на тех деталях, которые не видны во время богослужения — например, на ленте, которой сулок прикрепляется к архиерейскому жезлу.
— Это старинное облачение в свое время произвело на нас большое впечатление. И мы решили попробовать создать нечто подобное – вышили облачение «Архиерее Твои, Господи», – рассказывает монахиня Севастиана. – Оно названо так по надписи, вышитой на саккосе: Архиерее Твои, Господи, облекутся в правду, — именно эти слова произносятся в тот момент, когда епископ облачается в саккос. На епитрахили, которая знаменует собой благодать Святого Духа, даруемую при хиротонии, можно прочитать соответствующую надпись: Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на архиереи Своя, яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню. Пояс, который символизирует готовность служить Господу, украшают слова: Благословен Бог, препоясуяй тя силою, и положит непорочен путь твой. На палице, которая означает духовный меч архиерея, вышито: Препоясуйся оружием твоим по бедре твоем, сильне.
Что такое красота? У одного поэта есть меткий ответ на этот вопрос: красота – это не сосуд, в котором пустота, а огонь, мерцающий в сосуде. И хотя поэт говорил это не о храме, но кажется, нет точнее характеристики для православного богослужения, для этой удивительной гармонии внешнего благолепия и внутренней, сияющей красоты.