Пасхальные игры
Пасхальные игры: игры, в которые играют на Пасху взрослые и дети
Как известно, Пасхе предшествует длительный пост, в течение которого христиане должны воздерживаться от употребления мяса, молока и яиц. И если сейчас вопрос «держать пост или нет?» человек решает для себя сам, то раньше это было обязательной частью жизненного уклада, чему способствовала и поддержка со стороны государства. Например, в дореволюционной России во время особенно строгих недель Великого Поста — первой и последней, закрывались питейные заведения, прекращалась торговля мясом, отменялись балы и прочие увеселения.
И, конечно, православные люди с нетерпение ждут этого Великого праздника, начиная готовиться к нему заранее. В течение почти всей Страстной недели — с понедельника до четверга. В понедельник-вторник раскрашивали яйца, в среду-четверг пекли куличи, делали пасху, а в субботу освящали пасхальные яства в церкви. Блюда с освященными куличами, пасхой, яйцами всегда ставили в центре праздничного стола. Традиционно пасхальный стол на Руси — очень сытный и обильный. Осталось в веках свидетельство о пасхальном застолье князя Николая Васильевича Репнина, вельможи эпохи Екатерины II:
«…На средине огромного стола лежал цельный ягненок, изображавший агнца Божия. Затем стояли четыре больших кабана, соответственно четырем временам года. Внутри каждого кабана были колбасы, куски ветчины и поросят. Двенадцать оленей с золотыми рогами, зажаренные тоже целиком и начиненные дичью, изображали двенадцать месяцев года, иногда вперемешку с оленями лежали и зубры, убитые в Беловежской Пуще. Вокруг этих чудес кулинарного искусства было 365 куличей; затем мазурки (это нечто вроде сладких лепешек), жмудские пироги и лепешки, украшенные сушеными в сахаре фруктами. За ними столько же баб; бабы эти были украшены вензелями и надписями». — (М. И. Пыляев. “Старое житье”)
Конечно красили яйца! Яйца красить было принято только в красный цвет, но в наше время полет фантазии этим не ограничивается — может быть, потому что особенное, праздничное настроение создает не только блюдо с разноцветными яйцами, но и сам процесс их раскрашивания. Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка. Еще были писанки — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.
Русская Пасха характеризуется целым рядом обычаев, которые вошли в быт как игры, праздничные развлечения. Большинству известен обычай битья яиц на Пасху. Игра совсем простая: один держит в руке яйцо носиком вверх, а другой бьет его носиком другого яйца. Тот, у которого яйцо остается целым, продолжает игру уже с другим участником. А вот еще несколько интересных игр:
Пасхальные игры
Катание яиц
Любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц: делали простой деревянный или картонный «каток», а вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали крашеные яйца, или маленькие призы, или игрушки. Играющие подходят по очереди к катку и катят свое яйцо; предмет, который яйцо тронет, — выигран.
Поиск пасхальных яиц
С пришедшими в гости детьми можно провести такую игру: кто-нибудь из старших заранее прячет в разных местах яйца с сюрпризами — картонные, пластиковые, склеенные конвертики в форме яиц с маленькими призами (можно, конечно, спрятать и такие популярные у нынешних детей лакомства с игрушкой, как «Киндер-сюрприз»). Если детей будет много, можно разделить их на две команды, каждая из которых будет стремиться выиграть как можно больше яиц в отведенное для этого время. Конечно, надо постараться, чтобы каждый ребенок нашел хотя бы одно яйцо и в качестве приза унес домой.
Чоканье яйцами
Это тоже старинная русская забава: стукая тупым или острым концом крашеного яйца яйцо соперника, человек старается выиграть как можно больше целых яиц. Если яйцо треснуло — проиграл!
Эстафета с яйцом
Играющие разбиваются на две команды и должны бегом с яйцом в ложке добраться до финиша и вернуться назад, чтобы передать яйцо следующему товарищу по команде. Можно игру разнообразить и держать ложку не в руках, а во рту.
Найди наперсток
Это очень старинная игра, ей лет пятьсот. Игроки выходят из комнаты, а ведущий в это время прячет куда-нибудь наперсток, но так, чтобы он находился в поле зрения играющих. Затем ведущий приглашает в комнату всех, кто выходил, и они начинают искать наперсток глазами. Когда игрок обнаружит наперсток, он молча садится. Тот, кто через пять минут не найдет наперсток, платит фант.
Подарки
Одного из игроков выбирают водящим, он отправляется в путешествие, и все играющие просят его привезти им из разных городов подарки. Они называют города, но подарки не называют — они пока не знают, что «пришлют» им «родственники». Города лучше называть общеизвестные и желательно на разные буквы. Водящий принимает все просьбы, прощается и отправляется в путешествие, т.е. выходит из комнаты. «Путешествие» продолжается не более пяти минут — за это время водящий должен придумать, кому что привезти.
Название подарка должно начинаться с той же буквы, с которой начинается название города, упомянутое каждым играющим. Так, например, назвавшему город Калуга можно привезти корзинку, кошку, корыто, копыто, колесо, капусту и т.д., а назвавшему Ставрополь — сапоги, самовар, суп, сундук и т.д. Чем смешнее подарок, тем лучше. Главная задача водящего — запомнить, кто какой город назвал, а подарок на соответствующую букву придумать несложно. Путешествие закончено. Все поздравляют путешественника с благополучным прибытием. Начинается раздача подарков.
— Был у вашего дедушки, — обращается водящий к тому, кто назвал город Омск, — он прислал вам ошейник. Игрок должен принять подарок, но, если водящий ошибся, и он такого города не называл, подарок отвергается. Когда играют больше пяти человек, то одна ошибка в расчет не принимается, но за две ошибки водящего штрафуют — он обязан отдать свой фант.
Кто ведущий?
В игре должно участвовать не меньше шести игроков, один из играющих покидает комнату. В это время остальные садятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий делает простые движения, например, хлопает в ладоши, мотает головой, трясет кулаками в воздухе и т.д. Остальные игроки должны повторять движения ведущего и как можно быстрее выполнять новые движения вслед за ним. Теперь игрок, который выходил за дверь, возвращается и становится в центр круга. Его задача — обнаружить, кто ведущий. Это совсем непросто, потому что, пока он смотрит на ведущего, тот не станет делать новых движений. Когда ведущий все же найден, он должен выйти из комнаты, а игроки выбирают нового ведущего.
Фанты
Обычно фанты, если их не придумать заранее, бывают довольно однообразными: спеть песню, прочитать стихотворение, сплясать, рассказать анекдот. Но если подготовиться заранее, можно придумать много интересного: инсценировать дрессировщика и дрессированное животное, изобразить собственной фигурой какую-нибудь знакомую картину, сочинить частушку о сегодняшнем вечере, при помощи пантомимы рассказать о событии, известном всем присутствующим, и т.д.
С использованием материалов сайта www.prazdnik.by