Положение христианских общин в Египте после отстранения от власти президента-исламиста Мухаммеда Мурси постепенно стабилизируется, а новый глава страны Абдель Фаттах ас-Сиси пообещал верующим поддержку и уважение государства. Еще недавно озабоченные ростом радикализма, поставившего под угрозу само их существование в Египте, теперь христиан все больше волнует реставрация древних храмов. Об этом и о том, кого из россиян православные египтяне видят в качестве своего сподвижника, в эксклюзивном интервью РИА Новости рассказал Блаженнейший патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II. Беседовал Рафаэль Даминов.
Александрийская православная церковь является одной из самых древнейших в мире и согласно преданию основана апостолом Марком. В настоящий момент патриархат насчитывает около 6 миллионов верующих, которые объединены в пять египетских и 19 африканских епархий. Резиденция патриарха расположена в северной столице Египта городе Александрия.
— В России да и, пожалуй, во всем мире были обеспокоены судьбой христиан Ближнего Востока и Северной Африки после «арабских революций» и усиления влияния в них представителей экстремистских группировок. Известны многочисленные случаи гонений представителей религиозных меньшинств, убийств и поджогов церквей.
Скажите, изменилось ли в лучшую сторону положение православных христиан, верующих-коптов в Египте после отстранения от власти «Братьев-мусульман»? Насколько часты сейчас случаи нападений, дискриминации, насилия в отношении православных и вообще религиозных меньшинств в стране? Удается ли Церкви наладить взаимодействие с государством?
— Действительно, христиане на протяжении своего двухтысячелетнего присутствия на Ближнем Востоке и в Северной Африке часто оказывались между молотом и наковальней исторических перемен, зачастую находясь на грани жизни и смерти. Вызовы и трудности надолго закалили их дух и не позволили стереть из своей родовой идентичности осознание ответственности в сохранении и распространении божьего обетования «во Христе Иисусе посредством благовествования».
То же самое повторяется и в третьем тысячелетии, когда в рамках так называемой арабской весны христиане переживают период политической нестабильности и социальных колебаний. Эти условия привели к возникновению и попыткам навязывания радикальных представлений и практики, укорененной в принципе оценочного расподобления людей на основе их религиозной идентичности. В таких обстоятельствах свидетельство веры является свидетельством против смешения политики и религии, свидетельством против консервативного фундаментализма и опасной идеологической исключительности.
Сегодня, однако, создается впечатление, что маятник истории стабилизируется на умеренных позициях, базирующихся на принципах политической устойчивости и социальной безопасности, основанных на действительном уважении религиозного самоопределения каждого человека. В этой попытке создания новой модели общественного единения мы активно участвуем, находясь в открытом желобе общения с недавно избранным президентом Египта господином ас-Сиси, с которым я знаком лично. Он подтвердил, что наш патриархат и в дальнейшем будет пользоваться уважением государства, его защитой мест культового предназначения и государственной поддержкой в сохранении исторического права свободно осуществлять свое пастырское и социальное служение на земле Нила.
— Как вы налаживаете диалог с представителями мусульманской религии и коптами-христианами?
— Сотрудничество Александрийского патриархата с высшей религиозной властью ислама в Египте шейхом аль-Азхара характеризуется взаимным почтением и уважением, как и общей верой в силу религии сыграть ключевую роль в умиротворении на земле, раздираемой столкновениями различной природы. То же настроение преобладает и в нашем повседневном сосуществовании с абсолютным большинством мусульман, наших сограждан, которые противятся и выражают несогласие проявлениям крайностей, которые часто очерняют и искажают общее представление об исламе.
В то же время мы поддерживаем отношения взаимопонимания и братской взаимосвязи с Коптской церковью и ее предстоятелем Тавадросом II. Несмотря на присутствие догматических различий, значение которых мы не умаляем, мы все же тесно сотрудничаем как в Совете Церквей Египта, так и в Совете Церквей Ближнего Востока, чтобы укоренилось, зацвело и принесло плоды древо мира на Ближнем Востоке. Именно на этих землях наш Господь проповедал, что каждый человек независимо от цвета, рода, национальности, религии, языка является равноправным носителем божьего образа.
— На протяжении веков Россия старалась помогать и быть защитником христиан, в том числе и в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Какой вы видите ее роль сегодня? Может ли она и каким образом способствовать нормализации, облегчению жизни христианских общин в этих странах?
— Вечные и нерушимые узы выкованы с течением времени в виде взаимной поддержки в кризисные моменты церковной истории между Александрийским патриархатом и Московским патриархатом. С одной стороны, церковь Александрии преподносила посредством патриархов, митрополитов, епископов и простых клириков и монахов драгоценную миссионерскую и богословскую помощь церкви России для сохранения подлинной православной идентичности от сторонних влияний. С другой стороны, церковь России оказывала взаимную помощь патриаршему трону святого апостола Марка, духовную и материальную поддержку, жизненно важную в тяжелые времена Османского владычества.
Эти исторические узы подтверждаются и сегодня, когда православие в России, вышедшее из испытаний прошлого, являет себя невредимым и могучим. Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл неусыпно следит, деятельно интересуется, лично общается, непрерывно находится на нашей стороне и всесторонне способствует выходу православия невредимым из жерновов времени на Ближнем Востоке и Северной Африке. Многоценного и помогающего сподвижника мы нашли в лице его превосходительства президента господина Владимира Путина. Его международное присутствие отражает русскую душу, которая, проходя через горнила испытаний, никогда не боялась пожертвовать индивидуальным «я» ради общественного «мы», вписывая золотые страницы героизма и жертвенности.
— Что отличает Александрийскую церковь от других поместных церквей? Какие-то особенности в церковной, богослужебной жизни, которые свойственны именно вашей традиции, практике?
— Неизгладимой особенностью православия является его единство жизни во Христе, святоотеческой традиции и литургического свидетельства. Однако невозможно не учитывать особенности места и времени. Хотя и православная миссия издавна есть постоянная и непоколебимая реальность по всей земле, церковь Александрии может радоваться во Христе, что является по преимуществу миссионерской церковью, возрождающей первохристианские времена и образы, проявляя заботу о проповеди вневременного и внепространственного, наднационального и вселенского послания христианства на неизведанных тропах Африки.
От Средиземного моря на севере до Мыса Доброй Надежды на юге, от Эритреи на востоке до Зеленого Мыса на западе церковь призывает африканские народы «в общение Сына Божьего Иисуса Христа». Мы не хотим отделить коренных жителей от их собственных отцовских традиций, не стремимся к прозелитизму, но способствуем осуществлению непринужденного желания жителей Африки принять православие. Мы не желаем изменить африканскую душу, но только привить ей подлинное и чистое от политических или других соображений спасительное послание правой веры, единственный путь, истину и жизнь.
— На 2016 год намечен Всеправославный собор, идея созыва которого возникла еще полвека назад. Есть ли какие-то особенные позиции Александрийской церкви по вопросам, которые будут обсуждаться на соборе?
— Значение имеет не выявление особенностей, но выявление точек соприкосновения, основанное на действительном выражении единства православия в глазах всех православных, которые ожидают от нас, пастырей, быть достойными православной традиции, актуализировать в настоящем эту живую традицию, формулируя четкую и ясную позицию, способную соответствовать вызовам нашего времени. В этой попытке Александрийский патриархат с осознанием ответственности, которая зиждется как на его богатом историческом наследии, так и на его современной динамике развития на Африканском континенте, стремится быть фактором объединения и необходимых перемен, чтобы преодолевать те возможные изменения и образования, которые могут возникать при решении стоящих проблем.
— Известно, что идут восстановительные работы в монастыре Святого Георгия, почитаемого христианами всего мира. Какова ситуация с храмом в настоящий момент, когда планируется его открытие?
— Комплекс древней базилики и патриаршего монастыря святого Георгия Победоносца в Старом Каире является местом всеправославного и мирового паломничества большого религиозного и духовного значения. Однако трещины в несущих стенах, проседание земли и разрушения в каменной кладке стали причиной непрочности всей конструкции этой уникальной ротонды Востока, которая базируется на трехэтажной римской башне циклического сечения в укреплении Вавилона. Совместный проект археологов, инженеров, архитекторов и реставраторов включал в себя работы по укреплению и восстановлению как римской башни, так и самого храма. Бюджет этих внушительных работ, среди которых выделяется святое место прибежища святого семейства в Египте и место заключения святого великомученика Георгия, достигает суммы в 6,5 миллионов евро, которая была пожертвована семьей Марины и Афанасия Мартину.
Работы находятся в стадии завершения, и уже в августе 2014 года объект буден сдан строительной компанией Arab Contractors. Освящение состоится, с Божьей помощью, 23 апреля будущего года в день памяти святого великомученика Георгия. Полное восстановление монастыря является венцом нашей попытки сохранить неугасимой память и живое присутствие православия в стране Нила.
Отреставрированный монастырь станет для новых поколений прежде всего символом исторической реальности, что Александрийский патриархат является, с одной стороны, кивотом православной христианской традиции в Африке, а с другой, прочным основанием религиозного самоопределения и самопознания для православных всей земли.
Предстоятель Александрийской церкви Блаженнейший патриарх Феодор II, в миру Николаос Хорефтакис, является вторым по диптиху — традиционному «порядку чести» — среди глав 15 поместных православных Церквей мира. Стоит заметить, что патриарх неплохо говорит по-русски, в 70-х годах прошлого века он учился в СССР, где изучал историю искусств, литературу и философию. В 2009 году Феодор II был отмечен российским Орденом Дружбы за большой вклад в развитие сотрудничества между Россией и Египтом. Он единственный из предстоятелей других церквей в патриаршем сане, кто участвовал в интронизации московского патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя в феврале 2009.
Интервью подготовлено при содействии протоиерея Виктора Кулагы — экзарха патриарха Московского и всея Руси при патриархе Александрийском.