Патриарх Кирилл: Для того чтобы Божественная благодать входила в нашу жизнь, мы должны просить об этом Бога
Ваше Высокопреосвященство, владыка Николай! Уважаемый Вячеслав Иванович, губернатор Хабаровского края! Уважаемый Александр Сергеевич, министр федерального правительства! Дорогие Высокопреосвященные и Преосвященные владыки! Отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас.
Для меня посещение Комсомольска-на-Амуре ― это большой праздник, потому что я с давних пор интересовался этим городом. Еще много лет назад, будучи ректором Ленинградской духовной академии и семинарии, я встречался с жителями вашего города, которые, несмотря на отсутствие храмов как в самом Комсомольске, так и вообще в Восточной Сибири, имели дерзновение поступать в духовную семинарию. И я задавал себе вопрос: откуда же это желание у современных молодых людей, живущих в комсомольском городе, который по природе своей должен быть совершенно атеистическим? В этом городе не было ни одного храма, ни одного места молитвы, ни одного сооружения, которое обращало бы мысленный взор человека к прошлому, к традиции, к вере отцов своих ― все создавалось здесь с нуля и все создавалось здесь без Бога. По крайней мере, так думали те, кто руководил строительством Комсомольска-на-Амуре. Но во всех этих замыслах построить современный безбожный город не учитывалось главное ― вера принадлежит человеческому сердцу; и верующим, как и неверующим, человек становится не потому, что его кто-то в чем-то убедил, а в зависимости от того, чувствует он в сердце своем Бога или не чувствует; чувствует ли он присутствие иной реальности, или для него реальность ограничивается нашим трехмерным пространством, физическими явлениями и физическими предметами.
Ни один человек, даже тот, кто называет себя атеистом, не может сказать, что мир ограничивается лишь теми предметами, которые воспринимаются нашими органами чувств. Особенно этого не могут сказать ученые, прозревающие такие глубины материи, которые органами чувств уже не воспринимаются и даже сознанием, в полной мере, не могут быть охвачены. Когда нам говорят, что какие-то элементарные частицы существуют тысячные доли секунды, возникает вопрос: а вообще материя ли это или нечто на грани материального или духовного? В этом мире еще столько непознанного, в том числе такого, что может постичь человеческий разум и тем самым приоткрыть подлинную картину миробытия. Но Господь вооружил человека способностью воспринимать полноту бытия не только разумом, постигать мир не только посредством математических расчетов и приборов, но и видеть мир, в том числе скрытый мир другого человека, сердцем, чувствами своими. То, что мы называем интуицией, есть некая действительно врожденная способность видеть то, что невидимо, чувствовать то, что неощутимо руками.
И это заложенное Богом в природу человека чувство, которое мы называем религиозным чувством, жило в людях и здесь, в безбожном Комсомольске-на-Амуре. А для того, чтобы это чувство заработало, нужно было взглянуть внутрь самого себя, или пристально посмотреть на другого человека, или, взирая на умершего отца или мать, задаться вопросом: а что означает моя жизнь? Вот прошли эти 70-80 лет, которые прожил человек, — он столько делал, он строил город, он созидал, ― а теперь что? Всё закончилось тем, что он обратился в прах, к которому и прикоснуться нельзя? В чем же заключается тайна человеческой жизни? Это вечные вопросы, и если мы отвечаем на них отрицательно: дальше нет ничего, всё этим прахом заканчивается, ― то зачем и город тогда возводили, и самолеты зачем строили, и наукой тогда зачем заниматься? Кто-то скажет: для будущих поколений. А разве будущие поколения имеют бОльшую значимость, чем нынешние? А разве поколения наших отцов-героев и дедов — строителей Комсомольска-на-Амуре, имели меньшую ценность, чем наше поколение? Каждый человек обладает непреходящей ценностью, и поэтому невозможно сказать, что один живет для другого, того, кому предстоит жить в будущем. Каждый проживает свою собственную жизнь — со своими смыслами, со своей системой ценностей, и если исключить перспективу вечности, то эта жизнь лишается смысла.
Многие из тех, кто жил здесь в Комсомольске-на-Амуре, умом всё это понимали, а кто-то и сердцем чувствовал, и потому даже тогда, когда на тысячи километров отсюда не было ни одного храма, люди летали в Иркутск, чтобы помолиться. Некоторые посещали храм один, два или три раза за всю свою жизнь, но были людьми православными. Еще в то время, когда публичная религиозность отнюдь не поощрялась, здесь возникла сильная, мотивированная православная община, которая стала добиваться открытия прихода. И я помню, с какой радостью мы стали свидетелями того, как в далеком комсомольском городе появилась первая православная община.
Ну, а теперь мы с вами молимся рядом с прославленным заводом, где сконцентрирована блестящая научная и инженерная мысль, в величественном храме, который построен при участии завода. Более того, в Комсомольске образована епархия, для этого места избран и сюда назначен свой архиерей. Это означает, что земля Комсомольска стала землей православной, что здесь утверждена Церковь Христова. И я приехал, в первую очередь, для того, чтобы всех вас за это поблагодарить. Если бы не было веры ваших отцов, ваших дедов, если бы в ваших сердцах не было веры, то и Патриарх никогда бы не приехал на этот берег Амура. Помогай вам Бог, мои дорогие. Жизнь здесь непростая: край действительно суровый, но вместе с тем благодатный. Комсомольск-на-Амуре — это замечательный центр, и научный, и производственный, и от того, как работает Комсомольск-на-Амуре, во многом зависит безопасность нашего Отечества, а это сегодня очень большая и ответственная задача.
Я хотел бы пожелать всем вам хранить веру в сердце, возрастать в этой вере, обращаться к Богу со своими молитвами ― кто как может. С Богом можно разговаривать так же, как с человеком. Он понимает любой язык, Он понимает движения души, Он знает все. И для того чтобы Божественная сила, Божественная благодать прикасалась к нам, чтобы она входила в нашу жизнь, чтобы она умножала наши физические, умственные, нравственные возможности, духовные силы, мы должны просить об этом Бога. И Господь отвечает; а если бы не отвечал, никто бы к Нему и не обращался. Это обычная житейская мудрость ― не просить того, кто тебе отказал. Может быть, раза два или три, но на четвертый к тому, кто нам отказал, мы уже не обращаемся. А к Богу мы обращаемся тысячелетиями, потому что Он нам отвечает.
Пусть благословение Божие пребывает над всеми вами, над городом Комсомольск-на-Амуре, над замечательным заводом, который производит столь нужную для страны продукцию. Пусть Господь помогает молодому поколению этого города возрастать в вере, в духовной силе, в силе национального самосознания, с чувством достоинства, которое должно обязательно присутствовать в наших сердцах и умах, потому что мы сыновья и дочери великой страны и наследники героических поколений. И верю, что по нашим общим молитвам Господь приклонит милость Свою к этому месту и поможет дальнейшему его процветанию.
В память о посещении этого кафедрального собора я хотел бы преподнести список Феодоровской иконы Божией Матери. Это ― копия того чудотворного образа, который хранится в Костроме и которым был благословлен на царство Михаил Федорович, первый царь из династии Романовых. Мы знаем, что именно с усилиями русских царей, в первую очередь, были связаны успехи по освоению Сибири, по освоению Дальнего Востока. И у тех первопроходцев, которые шли без компаса и без карт, просто навстречу восходящему солнцу, без дорог, по болотам, по рекам, по лесам, по горам и перевалам, была единственная цель ― достичь места, где они могли бы поставить русский флаг и построить русскую церковь. То поколение первопроходцев обладало колоссальным мужеством, невероятным героизмом — к сожалению, мы мало говорим и пишем об этой замечательной странице нашей истории. Все эти люди шли с верой в душе, и поэтому здесь, на самом восточном окончании великой страны, недалеко от Тихого океана, мне хотелось бы благословить вас Феодоровской иконой Божией Матери, которая вдохновляла высших правителей нашего государства на то, чтобы умножать силу и могущество России. Дай Бог, чтобы сегодня каждый из нас своими трудами делал то же самое.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси