Патриарх Кирилл: Христос ― это и слово и дело
Сегодня день, исполненный многими великими смыслами. Сегодня 150 лет со дня рождения великой княгини Елисаветы Феодоровны, которая значительную часть своей жизни была протестанткой, но стала святой Русской Православной Церкви. Наверное, она стала святой не только через страдания последних месяцев и мученическую кончину.
С самого раннего детства, живя в Германии, она по замечательной традиции семьи великого герцога Гессенского Людвига воспитывалась в христианском духе и одновременно духе любви к страждущим. И поэтому семена доброделания были заложены в ее душу еще там, в ее семье. А затем, когда она приехала в Россию и соприкоснулась со Святой Русью, то восприняла всем сердцем Православие. Будучи послушной дочерью своего отца и зная, что отец, человек глубоко религиозный, привержен своей протестантской традиции, она пишет ему письмо, где говорит о своем очень сильном желании принять Православие.
Если кто-то не читал этого письма, обязательно прочитайте. Там — сочетание кротости, смирения, дочерней покорности с твердым и неумолимым решением соединиться с той верой, которая, по ее словам, сильней всего раскрывает религиозное чувство человека. А затем произошло очень тяжелое для нее событие. Она просила своего отца лишь одно слово телеграммой послать. Отец не послал телеграмму, а написал письмо, в котором не разрешал переход в Православие. И вот тогда, движимая, как она и сказала отцу, своей волей, а не чьим-то давлением, не стечением обстоятельств и не красотой внешнего обряда Православия, в чем упрекал ее отец, а ясным осознанием того, что через Церковь Божию сильнее и легче будет осуществляться и плодоносить ее религиозное чувство, она принимает Православие без согласия отца.
В 1905 году она становится вдовой. И все силы ее души, вся любовь к мужу, к семье трансформируются в ней в любовь к страждущим. И навыки, привитые в семье, и, конечно, новый опыт, к которому она приобщилась здесь, на страждущей русской земле, как до принятия Православия, так особенно и после, вдохновили ее на то, чтобы беззаветно служить страждущим и тем самым осуществлять Евангелие, осуществлять слово Божие.
В сегодняшнем Апостольском чтении (2 Кор. 3:12-18) апостол Павел говорит, что иудеи, израилитяне с покрытыми головами внимают Ветхому Завету. Он проводит аналогию, напоминая, что Моисей ходил в покрывале после боговидения на горе Синайской, а его народ слово Божие воспринимал с покрытой головой. Имеется в виду не физическое покрывало, а некие шоры, которые не дают проникнуть в смысл и глубину Божественного слова. И замечательные слова произносит апостол Павел о том, что это покрывало срывается, снимается Христом. Христос есть толкование Ветхого Завета, Христос открывает это понимание Божественного откровения, понимание слова Божия. А Христос ― это и слово и дело, это и проповедь и помощь страждущим, а значит и христианин ― это человек, который не только философски и умозрительно верит в высшую силу, не только тот, кто признает Богочеловечество Христа и спасительную силу Церкви, но который жизнью своей свидетельствует, что он Христов. А жизнь требует, чтобы мы помогали страждущим, помогали тем, кто нуждается в помощи.
Причем Господь не призывает нас к какому-то особенному жертвенному образу жизни. Он не говорит: отдай всё ради помощи другим. Он только один раз сказал это богатому юноше, который требовал совета. И Господь сказал: если хочешь быть совершенным, пойди и продай имение свое, и раздай нищим и следуй за Мной (см. Мф. 19:21). Эти слова Господь не обращает к каждому человеку, но каждый человек, видевший Христа, обязывается идти по Его пути, совершая добрые дела.
И святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна дает нам пример такого прочтения христианства. Она воспринимала слово Божие без всякого покрова. Христос снял с нее этот покров и дал возможность сердцем своим чувствовать боль другого человека и разделять с ним всё, что имела. Мы знаем, что после трагической кончины супруга она всё ― и имение, и связи, и знакомства, и свою личную жизнь ― посвящает тому, чтобы приносить пользу страждущим.
Удивительное совпадение Апостольского чтения, которое попадает на сегодняшний день, с воспоминанием о святой преподобномученице Елисавете Феодоровне. Пусть это совпадение, слова апостола и живой образ Елисаветы Феодоровны, мученицы, исповедницы, которая прославилась силой своей любви к ближним, помогает нам понять, что означает быть христианином, что означает читать и понимать слово Божие, и что означает читать слово Божие, будучи закрытым от этого слова своей неспособностью сердцем принять великие призывы Христа Спасителя к тому, чтобы служить ближним.
Возрожденная Марфо-Мариинская обитель имеет очень высокую ответственность пред Богом пред Церковью, перед Елисаветой Феодоровной, которая, конечно, сегодня вместе с нами невидимо предстоит, пребывая в сонме мучеников, исповедников и членов нашей Церкви, прославленных на небесах. Вы несете ответственность и перед ними. Ни на минуту не изменяйте тому призванию, которое было ее призванием и должно быть и вашим. Пусть никакие обстоятельства, никакие связи и знакомства, никакое ощущение наличия поддержки и защиты не переориентируют ваше осознание того, что есть ваше служение. И тогда святая преподобномученица Елисавета будет вместе с вами своею великой молитвой к Господу укреплять всех, кто,желая подражать ее служению, вступил в ее обитель.
В память о сегодняшнем богослужении я хотел бы преподнести в дар Марфо-Мариинской обители эту искусно расшитую плащаницу с изображением Божией Матери, которая может быть использована как воздух над Святыми Дарами, а также искусно расшитые покровцы, входящие в единый набор с этим изображением Пресвятой Богородицы.
Ее Покровом, Ее заступлением Господь да хранит всех нас!
Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси