Микроклимат прихода — важнейший показатель
Главным показателем, основным критерием, по которому можно определить правильность устроения общины, является атмосфера внутри прихода, его микроклимат. «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12:10). Эти слова апостола обращены ведь не только к членам первых христианских общин, но и ко всем христианам во все исторические времена. Примером следования апостольскому призыву должны быть, в первую очередь, мы, архипастыри, в нашем общении с духовенством и с мирянами.
Хотел бы поделиться своими впечатлениями от посещения московских приходов, во время которых удается неформально побеседовать с приходскими активистами, познакомиться с их трудами. В этом плане важное значение приобретают приходские трапезы, традиционно продолжающие богослужение. Они дают возможность услышать озабоченность прихожан, ответить на их вопросы, совместно поразмышлять. Решение административных вопросов не должно поглощать большую часть времени архиерея. Ведь наша основная задача — быть рядом с людьми, своим личным примером, добрым словом и неравнодушным участием поддерживать и вдохновлять как священнослужителей, так и приходских тружеников. Участие архиерея в общении с прихожанами будет добрым примером и для священнослужителей.
О том, какими способами можно развивать внебогослужебную жизнь прихода, я подробно говорил в своем недавнем докладе на Епархиальном собрании города Москвы: народное пение, совместные чаепития, беседы, общее делание прихожан. Предложил бы вам, дорогие владыки, ознакомиться с этими моими размышлениями и обсудить их с вверенным вам духовенством.
Необходимо поддерживать инициативу прихожан
Отдельно хочу остановиться на теме привлечения мирян к активному участию в епархиальной и приходской жизни. К моему удивлению, до сих пор встречается мнение, что в Церкви есть как бы два «сословия»: активное — те, кто посвящен в сан, и пассивное — вся паства. Но ведь истинному христианину, являющемуся частью Тела Христова, естественно участвовать в жизни Церкви, в епархиальных и приходских заботах. Настоящему христианину естественно утешать страждущих, помогать обездоленным, делиться своими знаниями о вере с теми, кто этими знаниями еще не обладает. Развитию приходской жизни в епархии весьма способствовало бы, на мой взгляд, создание волонтерских патронажных служб, организация прихожан в группы: например, в родительские комитеты, в молодежные творческие коллективы, в собрания для людей старшего возраста. Конечно, все это должно совершаться по благословению правящего архиерея и под пастырским руководством настоятеля конкретного прихода. Важно при этом соблюсти баланс, чтобы приход не был разделен на «ячейки», которые друг с другом никак не взаимодействуют, ибо приход — это одно Тело, одна духовно единая семья. И именно поэтому так важно всем прихожанам участвовать в воскресных и праздничных богослужениях.
Необходимо поддерживать инициативу прихожан. Если мы дадим возможность людям раскрыть в епархиальной и приходской деятельности свои таланты, то в дальнейшем получим не только мощную поддержку в наших же трудах, но — и это главное — изменение отношения мирян к церковной жизни. Необходимо, чтобы миряне воспринимали приходы не только как то место, куда можно придти помолиться, но как важную часть своей жизни.
Развитие волонтерского движения в Церкви необходимо для развития приходских общин
Сравнительно недавно стало активно развиваться волонтерское движение в нашей Церкви. Вначале оно было сосредоточено только на делах благотворительности, в рамках братств и сестричеств соответствующей направленности. И это правильно, дела милосердия — наиболее перспективное направление для добровольчества. Вместе с тем волонтерское движение сегодня уже охватывает и другие направления церковной работы, в том числе участие в организации крупных мероприятий. Вы могли, к примеру, наблюдать это на юбилейных празднованиях в честь 700-летия рождения преподобного Сергия Радонежского, прошедших в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в июле минувшего года.
Особо хотел бы отметить труд волонтеров, поскольку их вклад в общую церковную работу очень значителен. Свободные от работы и забот минуты они посвящают Господу, жертвуют во славу Божию личным временем, досугом и даже отдыхом. И важно их в этих благих устремлениях всячески поддерживать и добрым словом, и вниманием, а в случае необходимости и реальной помощью. Ведь так непросто в современном мире, мерцающем заманчивыми красками и виртуальными радостями, настраивающими на легкомыслие и беззаботность, жертвовать собой. Мне известно большое количество примеров, когда к Богу и в Церковь человек приходил через участие в каком-то добровольческом проекте, в котором либо он помогал ближним, либо ему кто-то помог в тяжелой жизненной ситуации.
При этом важно не допускать утилитарного подхода к волонтерству. К сожалению, сегодня нередко можно встретить искаженное понимание выражения «во славу Божию», при котором добровольный помощник, трудящийся действительно ради прославления имени Бога и Спасителя нашего, воспринимается как бесплатная рабочая сила. Такое отношение в скором времени может демотивировать тех, кто добровольно желает помогать. Давайте задумаемся о том, какие немалые духовные усилия приложил человек, чтобы вырваться из повседневной суеты жизни и подъять труды ради Церкви, ради ближних. Помня об этом, будем благодарны волонтерам, проповедующим Христа своими делами.
Нам, архипастырям, следует сугубо заботиться о том, чтобы волонтерские движения развивались по возможности на каждом приходе, необходимо обсуждать эту тему с настоятелями храмов и с прихожанами. Убежден в том, что развитие волонтерского движения в Церкви и привлечение мирян к более активному участию в жизни приходов тесно связано с молодежной работой и является важнейшим фактором развития жизни общин и, как следствие, развития церковной жизни в целом.
На этом пути положительную роль могут играть епархиальные и приходские собрания, через участие в которых как клир, так и миряне имеют возможность принимать участие в принятии решений, касающихся, в том числе и совершенствования приходской деятельности.
К каждому должен быть свой подход
Хотел бы обратить ваше внимание еще на один важный вопрос — доброжелательное и гостеприимное отношение к впервые приходящим в храм людям. Необходимо сделать все возможное, чтобы навсегда покончить с совершенно недопустимыми фактами невнимательного, а иногда даже грубого отношения к таковым людям. Следует со вниманием помочь им сориентироваться в храме, внимательно выслушать, если нужно, утешить и поддержать, пригласить прийти в храм снова. К каждому должен быть свой подход. Кто-то готов сразу подключаться к большим проектам и активно участвовать в приходской жизни, даже в хозяйственных работах. А кто-то постепенно начинает общаться с новым кругом знакомых. И такому человеку важны личное внимание священников, ответственных сотрудников, регулярные беседы на духовные темы.
Большинство из вас отмечает, что одной из причин, по которой приходы становятся либо разобщенными сообществами, либо сообществами для «своих», но никак не едиными общинами, является непросвещенность как самих прихожан, так и тех, кто только начал посещать храм Божий, в вопросах веры и сути церковной жизни. Люди часто не понимают, что такое приход, что такое Евхаристия, какое место они занимают в Церкви. Забывая о цели и миссии Церкви как общества, объединенного в любви вокруг Евхаристической чаши, прихожане либо с трудом принимают приходящих извне и замыкаются в собственном кругу, либо воспринимают хождение в храм как личное дело, не предполагающее активного участия в жизни прихода. Новоначальные же зачастую и вовсе остаются вне общинной жизни.
Целесообразно, думаю, было бы проводить в приходских общинах духовные беседы, лекции, занятия по изучению Священного Писания и святоотеческого наследия, по литургике, догматическому богословию и истории Церкви. Конечно, не в формате учебной семинарской программы, в более упрощенном варианте. Важно, чтобы духовенство лично участвовало в этом процессе и по возможности привлекало также сведущих мирян. Крупные городские приходы смогут, скорее всего, самостоятельно организовать такую работу, а вот приходы поменьше нуждаются в централизованной поддержке со стороны епархий.
Полезно создавать из просвещенных и духовно образованных прихожан добровольческие службы приходского консультирования. О них, а также об относящейся к приходской просветительской работе предкрещальной катехизации я подробно говорил в своем докладе на Епархиальном собрании города Москвы. Такие службы приходского консультирования могут стать первыми мостиками, помогающими людям войти в жизнь приходской общины. Очень важно простым языком рассказать людям о смысле Евангельского послания миру, о христианской вере, о жизни в Церкви.
Существует такой социальный термин — безбарьерная среда. Он применяется в контексте заботы об инвалидах. Памятуя о том, что не здоровые имеют нужду во Враче, но больные (Мф. 9:12), что все мы немощны в очах Божиих, уместно использовать эту аналогию в отношении приходской жизни. Мы призваны создать на приходах безбарьерную среду в самом широком смысле этого выражения. Здесь не место отчуждению тех, кто впервые пришел в храм или бывает в нем редко. Не знать что-то — не грешно. А вот если мы не помогли человеку восполнить незнание, грубо обошлись с ним, проигнорировали его доброе устремление, то трудно нам будет впоследствии оправдаться пред Господом.
Духовенству нужно выйти за пределы храма
Чтобы облегчить для людей вхождение в церковную ограду, духовенству важно принимать личное участие в делах благотворительности, в культурной и общественной жизни. Одним словом, нужно выйти за пределы храма, где авторитет священника общепризнан. Несмотря на широкое освещение в СМИ жизни Церкви, а порой и из-за недоброжелательного представления некоторых событий, для многих людей священник так и остается непонятной фигурой.
Важно научиться общаться с теми людьми, которые еще не воспринимают священнослужителя как наставника и человека, обладающего духовным авторитетом. Да, это бывает сложно. Но, невзирая на все трудности, мы призваны Господом проповедовать слово, увещевать со всяким долготерпением и назиданием, переносить скорби, совершая дело благовестника и исполняя служение свое (2 Тим. 4:2, 5). С доброжелательной и исполненной апостольским рвением настойчивостью, без чувства превосходства мы должны идти в общеобразовательные заведения, в библиотеки, в учреждения культуры со словами о Боге, творческим отображением присутствия Которого в жизни человека и всего Творения осознанно или даже неосознанно для авторов является подлинное культурное творчество. Мы должны идти в социальные учреждения, где можем делами милосердия и словами сострадания засвидетельствовать Евангельское благовестие. Неприемлем здесь какой-либо формализм, когда, к примеру, приехал священник, прочитал по бумажке приветствие, раздал с равнодушием заготовленные для страждущих подарки и уехал. Будьте «сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры» (1 Петр. 3:8). Каждый священник, идущий на проповедь, особенно во внешнюю среду, должен твердо помнить эти апостольские слова. Посещая больницы и другие социальные учреждения, тюрьмы желательно минимизировать неизбежную официальную часть и в первую очередь уделить время непосредственному общению с людьми. Следует встречаться с деятелями искусств, с представителями науки и студенческой корпорации, с рабочими коллективами. К сожалению, из-за плотности графика у меня это получается не так часто, как мне хотелось бы. Благодарение Богу, епархий у нас становится все больше, поэтому и у архиереев появляется больше возможностей, чтобы личным примером активной деятельности вдохновлять на эти труды подведомственный клир.
Реалии жизни таковы, что прихожане зачастую не привязаны к конкретному храму. Между тем, испокон веков каждый член Церкви входил в определенную общину. Почему на Руси было так много храмов? Потому что, как только община разрасталась до размеров, при которых нормальная приходская жизнь становилась затруднительной, возникала необходимость строить новый храм. Так сложился совершенно определенный уклад жизни приходских общин. Вернуться к нему в полной мере сегодня невозможно, но некоторые изменения в этом отношении должны быть. Вот почему Священный Синод в июле прошлого года в духе решений Собора 2013 года озаботился закреплением в сельской местности за конкретными приходами определенных территорий. Определение границ приходов будет способствовать адресной работе с людьми. Конечно, нужно учитывать реальные условия: нельзя подходить к вопросу руководствуясь лишь арифметическим принципом, к примеру: «даем каждому священнику по столько-то населенных пунктов». Следует принимать во внимание расстояния, наличие дорог, транспортные возможности и тому подобное.
Следует также развивать межприходское сотрудничество, устраивать совместные мероприятия в рамках благочиний, а где возможно — с участием разных благочиний. Проведение подобных мероприятий может быть приурочено, в частности, к церковно-государственным праздникам: например, ко Дню Крещения Руси, Дню народного единства, Дню семьи, любви и верности. И, само собой, крестные ходы, торжественные богослужения с участием соседних приходов должны совершаться в дни престольных праздников. К сожалению, порой считают, что праздник — это там, где архиерей. Между тем, праздничные концерты, ярмарки и встречи могут проходить и без архиерея и быть средствами, как активизации приходской жизни, так и пробуждения интереса к Церкви тех, кто, быть может, в храм на службу не ходит, а вот концерт на прихрамовой территории с удовольствием посетит.
Из Доклада Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Совещании 2 февраля 2015 года