Патриарх Кирилл: Тем, кто отказывается от пророческой миссии, кажется, что так спокойнее, но есть и другой выбор
Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Варнава! Ваше Превосходительство, глава Чувашии! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые высокие представители государственной власти! Отцы, братья и сестры!
Я всех вас сердечно поздравляю с этим воскресным днем и радуюсь, что Господь привел меня на благочестивую землю Чувашии, с тем чтобы вместе с вами помолиться в новом храме, посвященном князю Владимиру, 1000-летие преставления которого мы в этом году торжественно отмечаем.
Сегодня воскресный день совпал с большим праздником, который очень почитается в нашем народе, — памятью пророка Божия Илии. Казалось бы, что общего между Чебоксарами и Израилем почти за тысячу лет до Рождества Христова, когда жил пророк Илия? Какая огромная временная дистанция нас разделяет — три тысячи лет, и жил он в месте географически отдаленном от того, где мы находимся. Но мы прославляем имя пророка Божиего, потому что оно не ушло из истории. Это вообще редчайший случай, потому что история сохранила очень мало имен из той глубокой древности, и тем более никому в голову не придет собраться ради памяти какого-то древнего героя, чтобы стоять почти три часа и обращать к нему свои мысли. Такое не бывает нигде, кроме Церкви, потому что именно Церковь хранит память о тех, кто внес наиболее существенный вклад в жизнь человеческого общества.
Сегодня мы прославляем имя пророка Божиего Илии. Мы в его честь воспеваем гимны, мы произносим проповеди, мы обращаемся мыслью к его подвигу. Илия был пророк, то есть человек, получивший от Бога особый дар и особые силы. Некоторые считают, что пророк — это тот, кто видит и предсказывает будущее, но это неправильно. Конечно, у пророка может быть сила духовного прозрения и видения будущего, но смысл пророческого служения в другом. Пророк — это тот, кто передает людям Божию правду и Божию волю. Пророк получает от Бога сигнал такой силы, что его нельзя сравнить ни с каким естественным воздействием на человеческую психику. Это не просто внушение — это Божественный императив, и пророк отдает всего себя тому, чтобы слова, полученные от Бога, мысли, которые пришли к нему свыше, передать другим людям.
Вот пророк Илия и был таким вдохновенным свидетелем Божией правды и Божией воли, а жил он в очень тяжелое время. Царь Ахав, который правил во времена Илии, был человек слабовольный, а жена его Иезавель, по национальности финикиянка, была женщиной с очень сильным характером. Она вышла замуж за израильского царя, но не порвала с языческими культами и поклонялась Ваалу и Астарте. Став царицей, она решила утвердить веру в этих ложных идолов во всем израильском народе и подчинила своей воле и мужа, так что он исполнял все то, что она говорила. В стране стали воздвигать капища Ваалу и священные рощи в честь Астарты, — в то время, когда пророк Илия вышел на проповедь, в Израиле было 450 лжепророков Ваала. На их долю выпала обязанность изменить сознание израильтян, отвратить их от поклонения истинному Богу, и, опираясь на царскую власть, служители Ваала стали насаждать эту ложь. А ложь, которую проповедуют при поддержке государственной власти, принимается хотя бы из-за страха, — началось массовое предательство, многие отрекались от Бога…
А что же Илия? Один против 450-ти, которых поддерживала мощь государства и царская казна? Казалось бы, как он может перекричать эти 450 голосов, да еще и царицу Иезавель и Ахава, царя израильского? С великой молитвой обратился пророк Божий ко Господу, и Бог по его молитве наказал народ израильский: три с лишним года не было дождей. И наконец наступил кульминационный момент этой борьбы — мужественный Илия говорит Ахаву: «Воздвигни жертвенник на горе Кармил, и пусть твои лжепророки принесут жертву Ваалу, не возжигая огня». И поставили жертвенник, положили на него дрова, а сверху — жертвенных животных, но как ни пытались лжепророки призвать огонь с неба, ничего не получалось. Тогда Илия обратил пламенную молитву к Богу, и возгорелся огонь, и принесена была жертва Единому Истинному Богу; и в этот же день пошел дождь (см. 3 Цар. 18:1-46). Так один человек, опиравшийся на силу Божию, победил всю силу государственной власти, всю мощь тогдашней ложной и греховной идеологии, и спас свой народ. Вот такого ветхозаветного подвижника мы с вами сегодня вспоминаем.
Господь Иисус Христос, когда пришел в мир, тоже действовал как пророк. Он открывал людям Божию волю и Божию правду. Его и называли пророком, пока не уразумели, что Он есть Сын Божий. И мы знаем, что правда Божия оказалась несовместимой с убеждениями тогдашних правителей иудейских и несовместимой с сознанием большинства народа, и за эту правду Господь был пригвожден ко кресту. По воскресении Он направил апостолов проповедовать даже до края земли (Деян. 1:8). Он их направил в мир, чтобы они продолжали Его пророческое служение, и это служение и сегодня вверено Церкви: она призвана говорить людям правду Божию.
Как и в древние времена, эти слова не воспринимаются миром с легкостью, потому что правда глаза колет, правда обжигает, правда пробуждает угрызения совести, правда не дает человеку возможность жить спокойно, сыто, не задаваясь серьезными вопросами. Правда Божия является вызовом каждому человеку, вызовом обществу, народам, государствам. Вот почему на протяжении всей истории Церковь была гонима. Достаточно вспомнить, казалось бы, очень благополучное время — Византия, V век. Во главе Церкви Константинопольской — архиепископ Иоанн, получивший прозвание «Златоуст», великий проповедник, святой человек. Он выступил против царя и против жены его, которую сравнивал с Иезавелью. И что же? В православнейшей империи православный царь бросает несчастного архиепископа Иоанна Златоуста в темницу, а затем отправляет его в ссылку, в Абхазию, где тот умирает от малярии и голода.
Чему все это нас учит? История пророка Илии, пророческого служения Господа Иисуса Христа, пророческого служения Церкви учит нас, что пророчество — это служение, сопряженное с риском. В какой-то момент каждый, кто осмеливается говорить миру правду, становится изгоем. Мы видим, что сейчас происходит в мире, когда во многих государствах принимаются законы, легализующие распутство, самые страшные греховные деяния, которые в Ветхом Завете карались огнем и серой с неба. Когда же Церковь поднимает против этого голос, на нее обрушиваются прещения. Но таково служение Церкви.
В нашей стране мы живем в очень благоприятное время. Пожалуй, за всю историю России не было другого времени, когда власть с таким уважением относилась бы к Церкви, не вмешиваясь в ее внутренние дела. В свою очередь Церковь, не вмешиваясь в управление государством, имеет право определять свою позицию по многим жизненно важным вопросам. Мы должны благодарить Господа, что после страшных гонений Он дает нам эту духовную передышку, и мы строим храмы, мы строим школы, мы воспитываем молодежь. Но ни в коем случае благоприятные условия не должны нас убаюкивать. Мы должны помнить, что в истории бывало всякое. И каждый священник, который восходит на амвон и говорит Божию правду, должен нести пророческое служение, принимая на себя всю ответственность и все риски.
Ну, а теперь самое главное. Тем, кто отказывается от несения пророческой миссии, — по малодушию, по глупости или по отсутствию интереса, — кажется, что так спокойнее: никто тебя не тронет, никто на тебя внимание не обратит. Но есть и другой выбор, которому, я надеюсь, остается верным большинство епископата и духовенства нашей Церкви, большинство верующего народа: хранить веру в сердце, различать добро и зло и слушать пророческий голос Церкви.
И да поможет всем нам Господь оставаться верными Ему, жить по Божиему закону, с тем чтобы никогда ни Ахавы, ни Иезавели более не господствовали на Русской земле, но чтобы распространялась вера, а вместе с ней — жизнь по вере, исполненная святости, мира, благочестия, чистоты, честности, порядочности, верности долгу, любви к Родине, уважения к старшим. Мы верим, что все эти ценности, которые сегодня нередко пытаются оттеснить из центра общественной жизни на периферию, а то и предать забвению, формируют человеческую личность и человеческое общество, которое способно к внутреннему саморазвитию.
Пусть Господь приклонит милость Свою ко всем нам, к Церкви нашей, к Отечеству, к земле Чувашской. И будем помнить тот великий урок, который всем нам преподал святой пророк Божий Илия, пошедший на многие и многие страдания для того, чтобы в народе своем укрепить веру в истинного Бога.
Я всех вас сердечно поздравляю с этим праздником. Молитвами святого пророка Божия Илии да хранит Господь всех нас на путях нашего спасения. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси