Патриарх Кирилл: Вы должны быть рабами, но рабами не греха, а рабами праведности
По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словами проповеди, — сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.
«Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!
С особым чувством совершаю всегда Божественную литургию в храме Смоленской иконы Божией Матери в Новодевичьем монастыре в Москве. Создание этой прославленной обители связано с непростыми историческими обстоятельствами. С запада на Русь двигались войска — литовские, затем польско-литовские — главной задачей которых являлось умаление или, как теперь говорят политологи, сдерживание Руси. А иногда в сознании завоевателей возникал миф о том, что лучшим сдерживанием будет вообще ликвидация России как независимого суверенного государства. Мы знаем, что еще в XIVвеке русский град Смоленск принял на себя первые удары, и тогда Смоленская икона Божией Матери Одигитрия была перенесена в Москву. А несколько позже на этом самом месте и была заложена святая обитель, — потому что именно здесь москвичи прощались с чудотворным образом Смоленской Одигитрии, который по велению государя был возвращен в Смоленск.
Замечательно, что два года в монастырь был возвращен чудотворный список Иверской иконы Божией Матери, созданный на горе Афон. Это первая копия чудотворного образа, которая была направлена в Москву и помещена здесь, в стенах Новодевичьего монастыря. Радуюсь тому, что этот образ, — несомненно по молитвам всех верующих, особенно тех, кто посещает часто Новодевичий монастырь, — был возвращен Церкви и ныне является чудотворным украшением и сей святой обители, и всего града Москвы.
Сегодня мы вспоминаем событие, связанное с чудесным воздействием Богоматери на нашу историю через горячие молитвы наших благочестивых предков перед Ее Владимирским образом. В 1480 году ордынский хан Ахмат предпринял последнюю попытку захватить Москву и вновь ввести Русь, которая уже обозначила себя суверенным и независимым от Орды государством, в орбиту влияния кочевников. Мы знаем, что москвичи горячо молились перед Владимирским образом Божией Матери, который неоднократно спасал столицу нашу от нашествий врага. И в этот раз произошло то же самое, и ордынский хан Ахмат не смог взять Москву. 1480 год вошел в нашу историю как дата окончательного завершения 250-летнего ига, которое формально началось с падения Киева, столицы русского государства, в 1240 году, и завершилось чудом избавления Москвы от нашествия Ахмата в 1480 году.
Почему люди так стремятся избавиться от иноземного ига? Почему прилагают ради освобождения огромные усилия, стоящие иногда миллионов и миллионов человеческих жертв? А потому что иноземное иго не только останавливает экономическое и культурное развитие, не только предопределяет бедность народа в сравнении с теми, кто одержал победу, но в первую очередь потому что иноземное иго лишает людей самостоятельности. Народ уже не может принимать решений исходя из собственного понимания пользы и, что куда важнее, исходя из собственного понимания жизненных ценностей. Иностранное нашествие, иго, потеря суверенитета, будь то в результате военных действий или в результате революционных событий, всегда завершается потерей способности жить по своей воле, в соответствии со своим мировоззрением, в основе которого —ценности, которые заложены верой народа, его культурой, его историей, его пониманием, что есть подлинное добро.
В этом году мы отмечаем 100-летие начала Первой мировой войны. На примере этой войны становится ясно, что происходит с народом, когда он терпит поражение, когда его страна оккупируется. Причем оккупация не всегда связана с приходом чужеземных войск. Если народ теряет независимость, то он начинает жить по другим лекалам, он начинает жить в духовном, интеллектуальном, культурном рабстве; такой народ уже неспособен сопротивляться. И мы знаем, что именно в результате Первой мировой войны произошла историческая трагедия нашего Отечества — революция, гражданская война, страшная междоусобица, смена всех жизненных ориентиров, многолетнее духовное рабство, подчинение иным ценностям, иным идеалам. И ведь все это не в каких-то правительственных кабинетах, — то, о чем мы сегодня говорим, касается каждодневной жизни людей, их духовного и физического здоровья, их национального самосознания.
Может быть, кто-то скажет: а разве есть что-нибудь хуже рабства, даже если это не рабство как понятие античной или средневековой истории, а рабство как потеря самостоятельности? Сегодняшнее апостольское чтение — небольшой отрывок Послания апостола Павла к Римлянам (6:18-23) — говорит о том, что может быть нечто еще более страшное — когда мы становимся рабами греха.
Если человек теряет свободу, если он становится рабом греха, то наступают страшные последствия. Как говорит апостол Павел, вы начинаете делать такие дела, которых сами срамитесь, вам стыдно за то, что вы делаете. Но не только стыд является расплатой за рабство греху. Продолжая свою мысль, апостол утверждает, что полной расплатой является смерть, потому что жизнь во грехе несовместима с жизнью. И если физически человеческий организм может существовать, то его жизнь более не является человеческой жизнью. Жизнь во грехе предполагает следование другим законам, близким к законам животного мира. Человек падает в пропасть со своей богоопределенной высоты.
Плод греха, плод рабства во грехе — смерть. Так и сказал сегодня нам с вами апостол Павел. А ведь кто-то говорит, что все это предрассудки, сказки и что вообще никакого греха не существует, — каждый человек является автономным, независимым от других людей и от неба началом и сам определяет, что хорошо, а что плохо. Стало быть, никакого греха нет, если человек осознанно выбирает ту или иную модель поведения, и всё это оправдывается свободой — делай, что хочешь, выбирай, что тебе нравится, а если кто-то называет подобные дела грехом, то никакого значения это не имеет.
И ведь как много наших современников выбирают такую жизнь — в рабстве греху! Думают, будто открывают для себя полноту жизни, ведь «делать все, что хочу» вроде как и есть жизнь без границ. А на самом деле это уже не жизнь, это смерть, потому что человек как Божие творение, несущее в себе Божий образ, не может жить по закону греха, — это противоестественно. А если так, то жизнь во грехе не является жизнью.
Что же предлагает апостол Павел? А он говорит очень простые, но такие сильные слова: вы должны быть рабами, но рабами не греха, а рабами праведности, рабами Божиими. Вы должны жить по Божественному закону, потому что плод такой праведности — святость и жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. И если человек живет в этой святости, то он подлинно сохраняет свой собственный личный суверенитет. Таким человеком невозможно манипулировать, на такого человека невозможно воздействовать ни пропагандой, ни деньгами, ни хитросплетенными схемами, посредством которых сегодня осуществляется управление массами. Человек, живущий в рабстве Божественному закону, — это скала, это сила.
Вот почему проповедь вседозволенности, проповедь греха под видом свободы возможна лишь в условиях ослабленной религиозности людей. А в тех случаях, когда она сама по себе не ослабевает, ей бросается прямой вызов — в виде физических или моральных гонений. И сегодня мы с вами стоим перед той же дилеммой, что и древние римские христиане, к которым обратился апостол Павел: быть со Христом или без Христа, с Божественным законом или в рабстве греха.
Господь не отменяет свободу. Но разве можно сказать, что всякий выбор равнозначен любому иному и что ценностью является сама возможность выбора, а не то, что ты выбираешь? Да ведь это безумие! Каждый знает, что неправильный выбор может быть опасен. Когда человек выбирает смерть, все ужасаются. Разве можно такой выбор назвать ценностью? Ценностью является только выбор в пользу добра, и этому учит нас сегодня апостол Павел. Мы должны принять эти слова как Божественную истину, как слово Божие. И когда на нас будут обрушиваться потоки пропаганды, нацеленной на разрушение нашей христианской идентичности, давайте вспоминать апостола Павла с его замечательными словами о том, что только тот выбор есть выбор в пользу жизни и в пользу святости, когда он связан с порабощением себя Божиему закону и Божией правде».