12 ноября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию вручения премий памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) за 2012 / 2013 годы. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся со словом.
Уважаемый Владимир Евгеньевич! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Высокие участники торжественной церемонии!
Я хотел бы сердечно всех приветствовать на очередном нашем собрании, посвященном вручению премии памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова).
Почти 20 лет существует возрожденная в 1995 году премия памяти митрополита Макария, выдающегося церковного деятеля и замечательного ученого. Отрадно, что за минувшие годы премия стала одной из самых значимых наград в области исторических исследований. К работе Макариевского фонда привлекаются представители лучших вузов страны, академические институты, музеи, просветительские общества, библиотеки и широкий круг ученых из разных концов России и зарубежья.
Основоположник премии митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) — личность поистине знаковая в истории нашего Отечества и в истории науки. Он был не только одним из самых образованных людей своего времени — владыка являлся действительным членом Российской Императорской Академии наук, членом общества любителей Российской словесности, почетным членом Императорского археологического общества, Санкт-Петербургской духовной академии и многих университетов, — но и видным общественным деятелем, сознающим важность получения людьми качественного образования и воспитания, ибо в этом залог благополучия и общества, и государства. Но, более того, владыка Макарий прекрасно понимал, что образование — это лишь некий потенциал для развития человеческой личности, некий багаж, которым каждый волен распорядиться по своему усмотрению. Важнее всего дать человеку возможность для реализации его знаний, дать ему мотивацию, а для этого необходимо создать действенный механизм помощи талантливым и творчески активным людям.
Так он пришел к идее учреждения специальной премии, которая по его замыслу должна была поощрять одаренных ученых в самых различных областях знаний — от богословия до светских гуманитарных и точных наук. Можно сказать, что Макариевская премия была неким примером создания в нашем Отечестве премии, соотносимой по своему значению с Нобелевской, потому что и та, и другая премии присуждаются за особый вклад в развитие научных исследований. Макариевской премией поощрялись наиболее талантливые русские исследователей.
До митрополита Макария ничего подобного у нас не было. В XX веке появилась премия имени М.В. Ломоносова, но ее основателем выступила Российская Академия наук, то есть государственное учреждение. Макариевский же фонд был создан усилиями одного человека, который заработанные научным трудом деньги оставлял на будущие премии, не потратив ни копейки на себя.
В 1996 году, когда встал вопрос о возрождении награды, неслучайно в качестве главного направления была выбрана история — наука о прошлом. Именно история учит нас анализировать опыт предшествующих поколений и на основании этого опыта строить свое настоящее и будущее. Она не только воспитывает в людях чувства уважения к прошлому и любви к Родине, но и помогает осознать свою причастность к общему историческому процессу, осознать свою ответственность за судьбу Отечества. История — это хранительница духовной и культурной памяти народа, которая, по меткому выражению академика Д.С. Лихачева, «противостоит уничтожающей силе времени, преодолевает само время» («Искусство памяти и память искусства»). И в этом заключается ее огромное нравственное значение для жизни всей нашей цивилизации и общества, ведь историческое беспамятство делает человека неблагодарным, безответственным, неспособным к подвигу, неспособным совершать жертвенные и бескорыстные поступки.
Недавно завершился XVII Всемирный русский народный собор, главной темой которого стало обсуждение места России в мировом историческом процессе. Эта тема весьма актуальна и в связи с необходимостью осмысления отечественного опыта построения мирных межнациональных отношений, основанных на принципах взаимного уважения и солидарности. И я хочу подчеркнуть: Россия как страна-цивилизация предложила нечто очень важное всему миру. На протяжении веков центральной идеей, пронизывающей всю нашу историю и культуру, являлась идея человеческой солидарности. Вначале эта идея называлась соборностью, а в более позднее время стала называться солидарностью. Именно солидарность помогла нашему народу преодолеть политическую раздробленность XII-XIV вв., тяжелое Смутное время и иноземные вторжения, отстоять независимость и государственный суверенитет в войнах XX века.
Минувший конкурсный период 2012/2013 года был отмечен многими знаменательными датами: это 1150 лет со дня создания Российского государства, 400-летие окончания Смутного времени, 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года и другие важные события.
Кроме того, три даты в настоящий период связаны непосредственно с именем самого владыки Макария: 145-летие утверждения Макариевских премий, 160-летие избрания владыки почетным членом Императорского Археологического общества и 130-летие со дня кончины приснопамятного митрополита.
Предстоящий конкурсный год нам готовит новые юбилейные даты, среди которых особое место занимает отмечаемое в 2014 году 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, а также столетие начала Первой мировой войны.
В завершение своего выступления хотел бы сердечно поздравить всех лауреатов и номинантов конкурса и выразить надежду на то, что и впредь пример жизни и просветительской деятельности приснопамятного владыки Макария будет вдохновлять современных ученых-исследователей на благородное и жертвенное служение Отечеству и науке. Я призываю на всех вас Божие благословение и желаю успехов в ваших научных трудах.