19 сентября 2013 года, в праздник воспоминания чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения кафедрального собора Воскресения Христова в Ханты-Мансийске и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый владыка Павел! Ваше Превосходительство, Наталья Владимировна! Высокие представители государственной власти! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с большим событием — не только для Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского округа, не только для этой части Сибири и Приуралья, но и для всей нашей Церкви — в городе, который стал городом недавно, история и судьба которого связана с трудовым подвигом нашего народа по освоению этого таежного края, с тем подвигом, результатами которого во многом обуславливается нынешнее экономическое положение России, ее место в мире и ее статус. Совершенно очевидно, что люди, которые здесь трудятся, которые выполняют свой долг, находятся нередко в экстремальных ситуациях, хотя сам город Ханты-Мансийск за последние годы, как говорят старожилы, неузнаваемо преобразился и являет пример небольшого замечательного современного города, такого, какими и должны быть у нас города в Сибири, на Дальнем Востоке, а, может быть, и в средней полосе России, на севере и на юге страны — город благоустроенный и красивый.
Как важно, что те, кто у власти и кто определяет развитие города и региона, в свое время приняли мудрое решение о строительстве здесь, на городском холме, в самом центре Ханты-Мансийска замечательного собора в честь Воскресения Христова. Я хотел бы сердечно поблагодарить тех, кто стоял у начала этого доброго дела — прежние власти Ханты-Мансийска, нынешние власти в лице Наталии Владимировны, Высокопреосвященного владыку Димитрия Тобольского и Тюменского, который в то время был правящим архиереем и для этой земли, и, знаем, много сил и энергии употребил для того, чтобы были построены эти храмы, которые мы видели, в том числе и этот замечательный собор в честь Воскресения Христова.
Хотел бы сердечно поблагодарить и Вас, Ваше Преосвященство, владыка Павел. Во время Вашего короткого пребывания здесь этот собор получил свое окончательное художественное оформление, уникальные росписи, замечательную утварь, красивые облачения. Он стал действительно духовным центром края и города, а вместе с этим, как всегда бывало на Руси, и центром эстетическим, интеллектуальным.
Рядом находится замечательная православная гимназия в честь равноапостольного князя Владимира с домовым храмом. И как мне приятно было сегодня причастить сотни гимназистов, детей, молодых людей. Дай Бог, чтобы у нас в каждом кафедральном граде была такая картина молящегося народа, как здесь, в Ханты-Мансийске, с таким большим количеством детей и молодежи. Потому что от того, как будет воспитываться молодежь, будет напрямую зависеть не только благополучие, а само существование суверенной России. Но от того, как будут воспитываться сегодня молодые люди, зависит также и их счастье, счастье их семей.
Я хотел бы сегодня с вами немного поговорить на эту тему. Во время Божественной литургии мы слышали небольшой отрывок послания апостола Павла к коринфянам (2 Кор. 10:7-18) Это его второе письмо к жителям Коринфа, очень известного города на юге Греции, который в то время был практически столицей, самым большим, самым крупным городом в Элладе. Много чего происходило в Коринфе. Это был портовый город, открытый всем влияниям. Туда приезжали различного рода философы, учителя, купцы приносили разные идеи. Естественно, это отражалось на жизни коринфской общины. Она нередко подпадала то под одно влияние, то под другое, и даже наметились какие-то разделения. Одни говорили, что они последователи апостола Петра, другие говорили, что Павла, третьи — некоего Аполлоса, который в то время там также проповедовал. Апостол Павел очень многое сделал для того, чтобы соединить коринфян, чтобы все они поняли, что они не Павловы, не Аполлосовы, не Петровы, но что они Христовы (см. 1 Кор. 1:12). И в сегодняшнем отрывке из его второго послания находим такие глубокие слова, он обращается к кому-то, конечно, из христиан и говорит, что они оценивают себя по себе и сравнивают себя сами с собой, и утверждает, что это неправильно (см. 2 Кор. 10:12).
А теперь давайте задумаемся, что мы делаем в своей жизни. Как мы себя оцениваем? Что является нашей точкой отсчета? Ведь часто мы оцениваем самих себя по себе. Более того, мы других судим по себе, говорим о человеке, что он хороший или плохой, по-настоящему не зная, что у него в душе. Мы как бы налагаем свой взгляд на мир, свой взгляд на человека, свое личное самопонимание на другого, и самих себя делаем неким мерилом истины. Но и о самих себе мы говорим также сравнивая с собой. И часто это сравнение направлено не в сторону критики, в данном случае — самокритики, не в сторону беспощадного анализа, который только и может быть силой, помогающей человеку стать лучше, но чаще всего мы себя оправдываем, мы превозносим себя над другими и говорим: «Ну что уж я так терзаю себя угрызениями совести, если что-то неправильно сделал; а вот тот сосед или сослуживец, или начальник, или, наоборот, подчиненный, они-то как живут!» И внутренне поставляя себя над другими, превозносясь над другими, мы теряем всякую систему нравственных координат, потому что личность наша не является абсолютным мерилом истины.
Нужно сказать, что этот подход — себя поставлять в центр мира, себя считать мерилом истины — сегодня поощряется массовой культурой, общественной психологией и даже философией. Когда мы утверждаем нечто объективное, доказанное самой историей, например, героизм нашего народа в Великой Отечественной войне, появляются другие, кто говорит, что никакого героизма не было, а было то-то и то-то, принуждение или еще что-нибудь. Когда мы превозносим героизм отдельных личностей, наших маршалов, генералов, наших солдат, тех самых, которые, не имея ни должного обмундирования, ни вооружения, шли навстречу моря огня противника и погибали, то сейчас нередко, оценивая этот подвиг, кто-то говорит: «Ну, это их дело, что они погибали. А вот генерал Власов избрал другую точку зрения, и у каждого своя правда».
Я привел только один конкретный пример, который всем понятен, — взгляд на Великую Отечественную войну. Но сегодня такие же взгляды могут быть на нашу страну, на родину, на патриотизм. Мол, ты патриот, ты любишь страну, но это твое дело, это твоя правда, а у меня другая правда, я живу уже где-то очень далеко, все мои счета и деньги тоже где-то далеко, и семья моя где-то там далеко. А здесь в трудных условиях я только деньги зарабатываю, это моя правда, это мой патриотизм. Эти примеры можно продолжать. А почему происходит все это? Сегодня общество потребления, которое ориентировано на большее количество материальных ценностей, которыми должен обладать человек, очень устраивает эта философия отсутствия абсолютной правды, отсутствия абсолютного мерила истины. Сколько голов, столько и умов, у каждого своя правда, живи по своей правде, не оглядывайся ни на кого — вот жизненная философия современного общества.
А разве может быть так? Апостол Павел говорит, что нет, что не может человек оценивать себя по самому себе и сравнивать себя по самому себе, потому что он не есть мерило истины, потому что истина объективна, она не зависит от людей. Но тогда многие спросят — а где же эта истина? Вчера нас учили тому, что истина — это одно, сегодня учат, что истина — это другое. Сколько было философий за историю человеческого рода? Где эта истина? И ведь правильно спрашивают, и одновременно абсолютно неверно. Правильно — если мы забудем о Боге, если мы скажем, что Бога нет. Тогда, конечно, нет абсолютной истины, нет мерила, критерия добра и зла, тогда каждый себе и другим судия, тогда общество распадается на атомы и молекулы. Но когда наступает тяжелый час икс и обществу нужно мобилизоваться, у такого раздробленного общества, у людей, каждый из которых живет по своей правде, не будет никакой объединительной идеи.
Бог есть истина и мерило правды. И Он восхотел, чтобы мы, признавая Его бытие, полагали в основу Его закон, как критерий истины. И тогда нам не нужно спрашивать — что правильно, а что неправильно. Открой Евангелие, прочитай, приложи к самому себе не самого себя, приложи к себе истину Божественную, и тебе все станет ясно — правильно ты живешь или неверно, есть у тебя будущее или нет, есть будущее у народа или нет. Приложите Божественную правду к своей жизни — вот великие слова апостола Павла, которые мы сегодня слышали.
И поэтому вера в Бога есть жизнеутверждающая сила для личности, для семьи, для общества, для государства и для всей человеческой цивилизации. Потому что вместе с верой в Бога мы признаем Его закон как абсолютную правду, как то, что соответствует голосу нашей совести. Ведь Бог нас и создал в соответствии с Его замыслом, с Его нравственным законом, и потому находиться в гармонии с самим собой, со своей совестью означает жить по Божиему закону. А как только его нарушаем, тот же самый голос совести беспокоит нас в той или иной мере, насколько эту совесть мы сохранили.
Поэтому-то мы и строим храмы, поэтому мы и проповедуем, поэтому мы обращаемся к народу с горячим призывом хранить веру, потому что кроме веры нет ничего, что поможет вам отличить добро от зла. Запутаемся тогда сами в своих страстях, если будем считать, что мы пуп земли, центр вселенной, критерий добра и зла, критерий истины. Потому что рядом с нами будут такие же другие центры, а не может быть множество центров, они тогда разорвут единую плоть человеческого общества.
Все то, о чем мы сегодня говорим, имеет значение для личной нашей жизни и, как я уже сказал, для жизни народа нашего. И потому дело, которое Церковь совершает, — проповедь, молитва, строительство храмов, воспитание детей и молодежи — делается ради жизни с большой буквы. Не ради того, чтобы кто-то, как иногда говорят недоброжелатели, деньги на этом зарабатывал. Всем хорошо известно — никаких денег в Церкви особо не заработаешь. Она посылает своих тружеников в тяжелейшие условия. Вчера вечером в кругу архиереев мы обсуждали вопрос о том, как организовать пастырское окормление Крайнего Севера, где тяжелейшие климатические условия и очень невысокий уровень жизни для священнослужителей. Какое уж здесь роскошество, какое же здесь наслаждение жизнью? Это подвиг. Но мы будем совершать эти деяния, потому что с их успехом связываем будущее нашей страны и нашего народа.
Хотел бы еще раз сердечно поздравить всех нас с великим событием — освящением этого святого храма. Приходите в этот храм, молитесь. Когда не было храмов, вроде как можно было и не ходить, но когда храм есть, его колокол должен тоже будить в вас память о вечном, о том, что именно в храме через молитву, через слушание слова Божия, вы будете обретать Божественную мудрость, критерий истины, который не даст вам заблудиться в жизни ни в маленьком, ни в большом, ни в личном, ни в государственном. Потому что Бог отвечает людям на их молитву и ведет их по жизни, если они принимают Его правду, Его закон.
В память о посещении Ханты-Мансийска и освящении этого святого храма я бы хотел подарить образ святителя Николая Можайского с житием и с памятной табличкой о том, что этот образ является даром Патриарха. И когда будете подходить и молиться святителю Николаю, великому угоднику и чудотворцу, вспоминайте в ваших молитвах и Патриарха, который в таковых молитвах очень нуждается.
Я хотел, бы владыка Павел, поблагодарить Вас за Ваши труды и вручить Вам святую панагию в знак моей признательности за то, что Вы сделали за такой короткий промежуток времени и для этого святого собора, и для церковной жизни в Ханты-Мансийском округе.
Кроме того, я имею сердечную потребность выразить свою благодарность светским людям, которые много потрудились для строительства, благоукрашения этого святого храма и укрепления Православия на Ханты-Мансийской земле…
А всем вам, мои дорогие, кто участвовал в сегодняшней службе, я хотел бы передать небольшие иконочки Воскресшего Спасителя, в честь Которого и назван этот храм, с Патриаршим благословением. Храни вас всех Господь!
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси