По инициативе Председателя Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций Вука Еремича 6 сентября в резиденции ООН в Нью-Йорке состоялся „Форум по культуре мира“, одним из участников которого стал Патриарх Сербский Ириней.
Этот однодневный форум был организован для стран членов ООН, а также неправительственных организаций и религиозных лидеров с целью рассмотрения вопросов толерантности в международном сообществе, культурного и религиозного диалога. Наряду с Сербским патриархом к собранию обратились председатель Исламской общины Северной Америки Саид Сиид и раввин Eли Aбади.
Патриарх Сербский Ириней
Культура мира и наша ответственность
Уважаемый господин председатель Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций, дамы и господа, дорогие друзья человечества!
Мне, как предстоятелю Сербской Православной Церкви и Патриарху сербского народа, оказана честь говорить на высоком форуме о культуре и сотрудничестве между народами перед представителями народов мира. Ваша задача заключается в заботе о благе всех народов и каждой отдельной личности, а мир и согласие между людьми является первым условием благоденствия и будущего человечества.
Я испытываю особую радость, так как приглашение выступать на этом, самом крупном мировом собрании я получил от господина Вука Еремича, которого вы, дамы и господа, выбрали в качестве председателя Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций, таким образом снова выразив признание миролюбивой политике, которую ведет Республика Сербия. Выражаю горячую благодарность господину Еремичу и всем вам!
Библейское приветствие гласит: Мир вам! Оно стало традиционным приветствием для трёх мировых монотеистических религий – иудаизма, христианства и ислама. Позвольте мне выразить искреннее уважение к вам и обратиться к форуму этим древним и священным приветствием:
Мир вам! Шалом Алейхем! Εἰρήνη ὑμῖν! Ас-салям ‘алейкум!
В богослужении Православной Церкви это приветствие звучит в немного иной форме: Мир всем! И с ним я обращаюсь ко всем без исключения, к тем, кто лишен мира, кто не имеет мира в себе и с собой и не может распространять его людям и народам. Напомню, что мы, православные христиане, в начале каждого богослужения просим Бога о мире. Прежде всего подразумевается внутренний душевный мир человека, мир, преображающий в миротворца самого воинственного человека, а затем «мир всего мира», мир между народами и странами.
Мы верим в Бога мира и любви, доброты и прощения. Поэтому в православном христианстве и христианстве вообще, мир не означает только отсутствие войны, но в первую очередь присутствие духовных качеств – принятия и уважения других, иных, их свободы и достоинства, их богоданного и естественного права на все блага, которых мы желаем и себе. Если мы будем вдохновляться такой духовностью, мир станет возможным для всего человечества. Без такой духовности война неизбежна, даже если на земле существует лишь два человека, даже родные братья, как некогда Каин и Авель. В данном контексте я хотел бы подчеркнуть и тот факт, что мир является идеалом, а миролюбие – добродетелью в системе ценностей всех мировых религий и духовных традиций. Итак, в нашей традиции приветствовать друг друга призывом к миру, мы чувствуем необходимость в этом приветствии. Правда, к сожалению, часто делаем это автоматически, не углубляясь в его истинный смысл, не задумываясь об ответственности, заложенной в нем.
В течение прошедших десятилетий, и особенно в последнее время не было оратора, который мог бы радоваться тому, что с этой достойной трибуны он обращается к политикам в условиях общего мира. И сегодня, когда мы говорим о культуре мира, в разных частях света бушуют ветры войны и полыхают пожары.
И сегодня сила выступает против права и справедливости и маской альтруизма покрываются эгоистические интересы.
Не пришло ли время, видя наши совместные безуспешные попытки в установлении мира между народами и странами, серьёзно спросить себя: каков же истинный смысл привычного нам обмена приветствиями мира? Имеем ли мы право на это благородное приветствие, драгоценное верующим всех мировых религий и всем людям доброй воли? Разве не крайне лицемерно представлять и распространять красоту веры в Бога и возвышенные духовные учения, превозносить достоинство человеческой личности и в то же самое время соглашаться на невозможность сохранение мира и неизбежность войны? Способны ли мы, найдем ли силы серьёзно и со всей ответственностью испытать свою совесть? Можем ли примириться с тем, что мы потеряли мужество стоять за истину и справедливость, и способность называть вещи своими именами?
От имени Сербской Православной Церкви, которую я имею честь здесь представлять, и уверен, от имени всего христианства, всех искренне верующих людей мира, призываю усердно молиться за мир в мире, искренне и настойчиво общими усилиями, трудиться над созданием условий для победы мира над войнами, а диалог — над диктатурой силы.
Я верю, что ни в этом зале, ни где-либо на планете нет человека, человеческого общества, которые не согласны с таким призывом. Но просто декларативного согласия самого по себе, не достаточно. Мы видим убедительное подтверждение этому ежедневно, ибо каждый день в мире происходят драматические события. Для того, чтобы в мире, что значит, прежде всего, в человеческом сердце и разуме, подлинно укоренилась культура мира, необходимо усердно воспитывать человека для мира, в мире.
В этом должны организованно и последовательно участвовать Церковь и религиозные объединения, по природе своей миссии. В служении ради мира, примирения и преодоления конфликтов они обязаны – именно во имя веры, духовных и нравственных ценностей – искренне сотрудничать. Без сомнения, что они в определённой мере, в доступном им социальном пространстве, это делают, но очевидно, приложенных ими усилий, недостаточно. Даже если бы у них были объективные возможности, воля и стремление к более ревностному служению на пути к миру, и этого было бы недостаточно, ибо Церковь и религиозные объединения, без содействия остальных участников общественно-исторических процессов, не могут добиться необходимых поворотных изменений. В условиях изоляции, и особенно в условиях маргинализации в определённых обществах, они не в состоянии привести человечество к общему миру, когда приветственный призыв к миру не будет пустым звуком, отдаваясь эхом лицемерного цинизма и бездушного прагматизма, к сожалению, преобладающего в международных отношениях. Более того, некоторые Церкви и религиозные объединения попадали в искушение следования логике идеологической однобокости, политической силы, а это, по сути, несовместимо с их посланием.
По стечению исторических обстоятельств, одна часть света – меньшая, но пока более влиятельная в вопросах выбора войны и мира – избавлена от крупных вооруженных конфликтов. Людям, имеющим счастье жить в той части света, кажется, что они живут в период, когда в мире нет больших войн. Это большое заблуждение. Большую, более многочисленную часть света сотрясают военные столкновения, которые только кажутся далёкими или географически или потому что происходят с другими. Мира в мире не может быть до тех пор, пока он является временной привилегией меньшинства, а страшные будни или же угроза спокойной жизни в обозримом будущем являются реальностью для большей части населения нашей планеты. Если это не осознать вовремя, то может наступить страшный момент, когда мира больше не будет нигде.
Я прибыл сюда из злосчастной, и далеко не малочисленной части света, где нестабильность, конфликты и войны продолжаются на протяжении всей истории, я и свидетельствую о том, что люди, которые страдали, гибли, выживали в этих войнах, не могут ни примириться с ними, ни привыкнуть к ним. Ведь человек, перед падением в пропасть греха и зла, был сотворен, чтобы жить в свободе и мире со своими близкими. Поэтому позвольте мне поделиться с вами опытом своей Церкви и своего народа. Это народ, которого не обошли стороной многие беды, народ, который сегодня в Косово и Метохии — своей духовной и государственной колыбели, лишён права на жизнь, достойную человека, а нередко и на жизнь вообще. Но это народ, который свой взор и надежду устремляет к будущему, готовый всеми силами включиться в совместный общемировой проект создания условий справедливого и прочного мира между людьми, народами и странами.
Нашей общей целью должно быть создание надежного и продолжительного мира. С учетом опыта прошлого, испытаний настоящего, это выглядит далёкой и трудно осуществимой целью. Но это единственный путь, ведущий к выживанию человечества. Предпосылкой начала воплощения в жизнь этой далекой цели является то, что все мы, несмотря на религиозную, этническую, культурную и политическую принадлежность и отличия, — последовательно, без использования двойных стандартов, отстаиваем уважение принципа равноправия и справедливости в международных отношениях. Так как прочность мира неотделима от его праведности. Здесь я говорю о праведности, которую все и каждый будут таковой ощущать и к которой никто не будет принуждён частичными, селективными и тенденциозными «истинами», навязанными посредством применения силы или средствами современной пропаганды. Культура мира несовместима с культом эгоизма, с практикой абсолютизма эгоистических интересов. Простой, хотя и труднопостижимый, разумный, ценностный и нравственный фундамент, на котором зиждется всякая религиозная антропология, подразумевает осознание того, что всем людям, прежде и выше всех различий, дана уникальная человеческая природа и вверен святой долг облагораживать и совершенствовать ее.
В понимании такой данности, религия и наука, — и надеемся политика – не имеют и не должны иметь разногласий. Для нашего времени и будущего это – очевидная отправная точка, в общем поиске пути к преодолению глубинных противоречий, которые пока еще лишают приветствие «Мир с вами» бытийного измерения и жизненной истинности.
Созидание мира не должно ограничиваться одной только социально-политической деятельностью, но деятельностью, которая онтологически заключается в служении вере, надежде и любви, в служении жизни и спасению.
И посему – будем миротворцами!
Спасибо вам за терпеливое и великодушное внимание!
Перевод Светланы Луганской