Притчи Христа бывают назидательными, бывают утешительными, бывают богословскими, а бывают, как притча о Богаче и Лазаре, философскими. Эта притча философская потому, что представляет обобщенное видение мира и выявляет отношение человека к миру.
Притча эта была произнесла Христом сразу после обеда у фарисеев. Очевидно, что поводом стала ветхозаветная уверенность в том, что праведник должен быть если не богат, то уж точно обеспечен и иметь не только хлеб, но и масло.
Обед у фарисеев окончился скандалом. Христос дал понять хозяевам, что их уверенность в том, что по их праведности они стяжали богатство небесное и земное, ложно. Как иллюстрацию правильного отношения к богатству Иисус приводит притчу о богаче и Лазаре. Богатство рассматривается в картине вечности.
Христос немногими словами срывает покров тайны над миром, и слушателю открывается грандиозная картина истинного положения вещей. Как в театре. Собрались зрители и видят занавес с картиной. Вдруг занавес отъезжает и становится видима глубина сцены. Так и здесь.
На переднем плане сцены вы видим дом богача в иудейском захолустье. Перед домом лежит убогий Лазарь, и раны его лижут псы. В доме пирует богач. Пирует ежедневно и блистательно.
Домик богача стоит посреди миров Вселенной, разделенной огненной рекой. Но люди, по странному стечению обстоятельств, не видят ни звезд, ни ангелов, ни огненной реки и продолжают заниматься своими делами.
Зрителям, наоборот, все видно. Между тем, декорация распространяется и на весь зрительный зал, и получается, что зрители в чем-то тоже участники пьесы, от которых ожидаются некие действия.
Если судить примитивно, то притча эта кажется простой. Вот есть некий кредит счастья, который Бог отвесил каждому человеку. Один человек решил потратить богатство здесь. И потратил его на роскошь, еду и вино. Кредит Лазаря Бог удержал и вручил ему после смерти.
Вывод напрашивается такой: богатый был не расчетлив и прогадал. А лучше быть нищим. А еще лучше быть убогим, бедным и больным, потому что потом Бог заплатит за невольные страдания сторицей.
Пировать каждый день вредно. Лежать убогим — хорошо. Пусть никого не пугает отсутствие крошки на столе и то, что раны будут лизать псы. Когда-нибудь потом будет лучше.
Богатым — стыд и срам. Бедным — честь и хвала. Все правильно, но как-то неуютно и страшно. Ладно, мы готовы не пить каждый день и не одеваться в висон — ткани из волокон моллюсков. Но и валяться голодным на улице в ранах нам тоже не очень хочется, даже ввиду посмертного воздаяния за страдания. А милость Божия кажется недостижимой, если она покупается параличом и псами, лижущими раны.
Ясно, что смысл притчи не прямолинеен, и в ней есть некий ключ, который дает ее понимание и ощущение логичности.
Ошибка прямолинейной логики в том, что эта притча оценивается нами через призму земных даров: богатства и здоровья. А Христос задает иную систему координат в которой иное богатство и иное здоровье.
Вторая ошибка состоит в том, что в нельзя входить с Богом в бухгалтерский расчет, переводить отношения с Богом в коммерцию и выгоду и оценивать свое состояние только мирским успехом: богат — не богат, здоров — не здоров.
Притча эта совсем не о богатстве, совсем не о том, что лучше пировать на ложах сельских богачей или на лежать в страшных больницах.
Притча о том, что пока мы что-то тут себе думаем, стараемся и вьем гнезда, над нами отверсто небо. Ангелы сходят с него и восходят. И огненная пропасть так же пролегает через наш мир, как и через мир мертвых. Но глаза наши пока удержаны.
Господу через притчу было угодно дать нам понять свое место в мире, и Он представил сцену величиной с мир для развертывания притчи.
В ролях: Богач, Лазарь, Авраам. Предмет — богатство и нищета земные и богатство и нищета небесные.
Богач
Сразу обращает на себя внимание то, что он не назван по имени. Он со своим богатством в глазах Бога есть никто, и зовут его никак.
Вначале дается картина исходного состояния богача, живущего в роскоши пусто и глупо. Пусто потому, что смыслом жизни человека от Адама до нас есть труд, не пирование. Глупо потому, что ежедневные блистательные пиры — это путь к самоубийству, к смерти от ожирения, инсульта, подагры. Тем более глупо, что кроме тела разрушается и душа.
Ежедневная выпивка, как все хорошо знают, непременно ведет и к нравственной деградации. О чем мы можем судить по тому, что богач, имея изобильные остатки пиров, не уделял Лазарю ни крохи.
И вот, этот сгнивший гриб умирает. Продолжая отслеживать судьбу богача, Христос обнаруживает, что пороки богача перекочевали с ним в мир мертвых, и показывает нам главный порок, выросший из богатства, обращенного во грех: гордая надменность — полная противоположность милосердию.
Сидя в пламени, он дерзает перед Богом, посылать на посылки жителя Рая — Лазаря. Богач в том мир есть ничтожество. А Лазарь — среди избранных, но отверженный Никто, не стыдясь Бога, смеет распоряжаться другом Господа, как если бы Лазарь все лежал бы в убожестве перед порогом его дома.
Богатству в притче противолежит нищета. Но есть ли в самой нищете праведность? Является ли она добродетелью?
Нищета
Верно говорят: есть две мерзости перед Богом: немилосердный богач и гордый нищий. Не надо обольщаться видимой обманчивой ясностью — в этом евангельском повествовании нет оправдания нищеты.
Большинство бедных людей ничем душой не отличаются от богатых: они также страдают от власти денег, они так же горды, они также завистливы, и они также слепы в мире духовном.
Дай обычному нищему деньги — и что останется от его вынужденной скромности и праведности? И он пустится во все тяжкие. Во многих случаях нищета может быть благом для человека и дается с той целью, чтобы не забаловал.
Природа нищеты разная: и пороки, и лень, и несчастный случай, и стечения обстоятельств. Жертва не по Богу не есть жертва Богу. И праведность без Бога — порок. И нищета не в Боге так же губительна, как и богатство без Бога.
Из святоотеческой истории известен один случай, в котором раскрывается смысл праведности в Боге и без Бога. Некая монашка решила, что она более свята, чем Богородица и так Ей говорила:
— Ты — дева, и я дева. Но ты рожала, а я нет. Значит, я чище тебя.
Но девство не о Господе, вынужденное девство, никакой ценности перед Богом не имеет. Перед Богом важна не физиология, а нравственная чистота — девственность души, не принявшей в себя мирского осквернения.
Это наглядный пример того, как человек может ошибочно располагать свое богатство не в том мире, и как можно подвиг девства или нищеты обернуть себе во грех.
Очевидно, что люди, которые получили либо земные богатства, либо богатство Духа, и не использовали их по назначению — не посвятили Богу, отправляются по ту сторону горящей пропасти.
Лазарь
Об убогом Лазаре сказано вскользь. Зато Господь зовет его по имени. Иметь имя в устах Бога — это очень важно. Но речь идет не о Лазаре, а о его положении.
Во всех тех случаях, когда убожество является для человека вещью случайной, незаслуженной или вынужденной, Бог восполняет горечь нищеты дарами Духа. Это дар настоящего богатства. Смирному человеку в болезни и горе Бог непременно посылает Духа-Утешителя. Умный и чистый человек не откажется его принять.
Праведники знают об этом и часто сами стремятся к добровольной нищете. В ней они становятся по-настоящему свободными от мира, очищают сердце от мирского мусора и представляют Богу свое чистое сердце, подготовленное для принятия даров Святого Духа. Они богатеют в Духе и в Нем полагают настоящее богатство. И таких духовно богатых Христос отправляет в селения праведников.
И вот финал.
Все занимают свои места, согласно Закону Божию. Грешник идет в ад, праведник — на ложе Авраама, очевидно пировать с праведником в небесных селениях.
У богача были блистательные пиры на земных ложах. У Лазаря теперь блистательные пиры на ложах небесных.
Занавес.
Что вынесли из этой притчи мы — зрители?
Мы гости в этом мире. Наше земное богатство есть тлен. Настоящее богатство — это богатство в Духе. Минимальное требованием Господа к богатым — быть милосердным и щедрым к нищим. Минимальное требование к убогим — постараться стяжать мирный дух. И всем им вместе необходимо сверять свою жизнь с жизнью неба и иметь в виду огненную пропасть и печаль жизни в аду и блаженство в Раю.
Все понятно, все хорошо, но отчего же эта горечь послевкусия? Потому что слово, посеянное в нас Богом, грозится быть унесено сатаной:
Ко всякому слушающему Слово о Царстве и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его.
Горечь происходит от соблазна и привязанности к миру. Нам тяжело принять испытания, болезнь и убожество единственным путем в Рай. Нам очень тяжело подумать о том, что комфорт может быть препятствием на пути к Богу. Но мы плохо слушаем Христа и слишком внимательны к себе.
Убожество — не единственный путь к Богу. Здесь имеется в виду другое: если даже убожество побеждается благодатью, то остальные пути на небо еще легче. Дело только в том, приняли мы благодать Божию на своем пути, или нет.
Повесть радует всех праведников, а не только убогих и больных, верным обетованием того, что Бог все видит и никогда не оставляет без внимания и помощи в этом веке и в веки вечные.
Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово.
И мы верим слову Божию и гоним прочь сомнения, внушаемые безбожниками: «Вот, вы, церковники, обманываете верующих, заставляете их страдать и быть довольными в горе, в болезни и в нищете, обещая им блаженства после смерти. Но ведь оттуда никто не приходил. И может статься так, что по вашей вине убогий человек не вкусит радости жизни ни при этой жизни, ни тем более, в гробу».
А что? В самом деле, невинный страдалец не вкусит яств блистательных пиров: ни вин, ни мяс, ни изысков. Да мы и не путаем Божий дар с яичницей. Божий дар — в Духе. Те, кто пережил горе вместе с Богом, знают, как Господь утешает человека, который Ему доверился во всем.
Эта несказанная теплота на сердце так сильна и так убедительна, что никто из тех, кто вкусил ее, уже ни на что не променяет, если станет вопрос о выборе между богатством, здоровьем, успехом и блаженством.
Но как все это расскажешь безбожнику? Как писал апостол Павел: духовный может судить обо всем, а о нем никто судить не может.
Грешник не понимает Бога потому, что принимает одну только реальность нашего бренного мира: деньги, власть и страсть. Поэтому дух для него — пустое дело.
Но ведь все эти блистательные пиры как раз и доказывают пустоту богатства. Пустота в душе рождает тоску, а тоску пытаются заесть, запить, загулять, затанцевать и завалить деньгами. Но не от хорошей жизни блистательно пируют, а от тоски. И в этой повести теплится заря надежды и для богатых и грешных
Писано: «Поднял богач глаза к небу». Прекрасно. Подними глаза к небу. И небо не осталось безмолвным. На беседу с одним богачом пришел другой богач — Авраам. Как раз тот богач, который был милосердным.
Каков был Авраам? Почему его Бог противопоставляет нашему богачу?
Праотец праведности выкупил из рабства чужестранца Елиезера и сделал членом семьи. Он с радостью встретил трех неизвестных путников и устроил им пир (опять тема пира). Он мирно делил пастбища с племянниками: «Если твои стада налево, то мои пойдут направо. А если ты хочешь послать своих людей направо, то я пойду налево». Он не взял себе добычу после успешного военного похода, потому что имущество побежденных было чужим, а с чужого грех богатеть.
Всем бы богатым стяжать такое благородство и великодушие — и стали бы они угодны Богу и на земле, и на небе.
Милосердный богач Авраам, угодный Богу на земле, остался милосердным и на том свете. Он пришел выслушать человека, горящего в аду. А для грешника и это уже немало — быть выслушанным. Даже в аду грешники имеют надежду быть услышанными.
После того, как богач поднял глаза, с ним произошла знаменательная эволюция — он догадался просить не о себе, а о своих братьях.
Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, бо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
Небольшой шаг сострадательности к близким позволил ему продолжить беседу с праведником. И Авраам и тут явил ему милость, не захотел губить веру его братьев и устраивать им искушений сверх меры.
Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
И кто знает, не будь просьба богача так безрассудна, быть может Авраам мог бы в чем-то и умолить Бога о частичном помиловании? Ведь не просто так он пришел. Ведь слушал не просто ради того, чтобы послушать и сыграть нам, зрителям, роль. Пришел ведь по делу.
У нас, зрителей, есть преимущество — нам Господь открыл полную картину мира. Мы видим и прошлое, и будущее. И свой дом, и дом богача. И огненную пропасть, и ложе Авраама. Ввиду полной картины мироздания нам надлежит делать выводы относительно себя и своего места в мире. И мы делаем себе утешительный вывод — нас могут слышать и в аду, и Бог, и праведники. И мы делаем себе утешительный вывод — нас здесь слышит Бог и Его святые.
И мы не хотим идти в ад. Сами в Рай мы не дойдем. Нам нужна помощь Бога. В чем нам нужно помочь? Прислать нам Лазаря с мокрым пальцем? Подать милости нашей родне? Дать денег? Дать здоровья?
Как деньги и здоровье — вещи земные, могут родить вещь небесную — дух? Никак. Наверное, лучше попросить даров Духа Святого. С Духом ты будешь богат небесным богатством. С Духом ты будешь здоров в Царстве небесном. И нет ничего такого, чтобы могло быть препятствием для обогащения Духом: ни болезнь, ни даже деньги.
Везде, абсолютно везде присутствует Бог и Его благодать. И нам нужно потрудиться найти ее и увидеть — и в богатстве, и в здравии, и в убожестве, потому что для благодати нет преград:
«Кто отлучит нас от любви Божией, — восклицает святой Павел, — скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?..
Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем… »
Аминь